Ирина Владимировна Чистякова
«Экологическое воспитание ребенка, как одна из составляющих нравственного воспитания».
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, развитие интеллекта. Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И поэтому сейчас возникает острая необходимость охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
Публикация «„Экологическое воспитание ребенка, как одна из составляющих нравственного воспитания“,» размещена в разделах
Целью экологического воспитания является : всестороннее развитие личности, ответственно относящееся к окружающей среде.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
-развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
В дошкольной педагогике исследования, проводимые И. А. Хайдуровой, С. Н. Николаевой и др. положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
В 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников - программа А. Вересова "Мы земляне", С. Н. Николаевой "Юный эколог", Н. Рыжовой «Наш дом – природа» и др.
В Конституции РФ закреплено право на благополучную окружающую среду для каждого человека. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения, первым звеном которого является дошкольное.
Именно на этапе дошкольного детства у ребенка формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Экологическое сознание выполняет важные функции: просветительскую, развивающую, воспитательную и организующую, которые помогают детям правильно использовать полученные знания в целях сохранения природы, осмысливать экологические явления, делать выводы, давать рекомендации разумного взаимодействия с природой, формируют у дошкольников нравственное и эстетическое отношение, чувство долга и ответственности к ней. А все это побуждает детей к природоохранной деятельности. Составной частью экологического сознания являются эстетические чувства и экологическая ответственность.
Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Дошкольники в процессе осуществления различной деятельности обогащаются экологическими знаниями. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Поэтому, когда мы хотим объяснить ребенку, что стоит за словами «беречь природу», мы тоже должны обращаться к его опыту. Понятие «охранять» для него не понятно, зато детям понятно, что означает «обижать» и что значит «делать больно». Живому нельзя делать больно. С этого и начинается бережное отношение к природе. И начинается оно со слова «не». «Не хватай!». «Не ломай!». «Не дави!». Но ребенок должен иметь альтернативу – если этого делать нельзя, то, что можно?
Поэтому в работе с дошкольниками мы вводим правила поведения в природе и обозначаем это тремя видами карточек (знаков) : запрещающих, разрешающих (например, цветы рвать нельзя, их можно нюхать, любоваться ими; жуков собирать, топтать нельзя, но можно за ними наблюдать) и рекомендательных (нужно поливать цветы, вешать кормушки, кормить птиц)
Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование, способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывая желание охранять ее.
Создание экологической развивающей среды – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию экологических пространств, их совершенство и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Именно поэтому в нашей группе созданы уголки природы, зоны экспериментирования, что позволяет проводить экологическую работу в течение всего года, и наблюдать природу в естественных условиях зимой, весной, летом и осенью. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребёнка.
Экскурсия как основная форма учебно-воспитательной и природоохранной работы позволяет организовать наблюдение, изучение различных предметов и явлений в естественных условиях и выступает как одна из составляющих нравственного формирования личности. Выезды в природу приучают детей соблюдать правила поведения в местах отдыха, вести наблюдения за состоянием природы, отмечать положительное и отрицательное влияние человека на природу.
Проводятся беседы на разные темы, такие как, например: «Как мы можем помочь сохранить чистый воздух», «Вода нуждается в охране», «Что угрожает нашим рекам» и др., которые помогают решать задачу, касающуюся экологической безопасности.
Одна из наиболее действенных форм природоохранной работы – участие в экологических акциях, оказывающих на детей большое воспитательное воздействие. Например, «День Земли», «Посади дерево», «Елочка». Цель этих акций привлечь внимание маленьких граждан к проблеме сохранения живой природы на примере оказания помощи охраняемым территориям. Во время этих акций дети вместе со взрослыми участвуют в весенних/осенних уборках, в облагораживании территории детского сада, в заботе о пернатых. Это вызывает у детей радостное ощущение праздника, чувство собственной значимости и гордости за сделанную работу. Ведь они участвуют в настоящих взрослых делах!
Устраиваются экологические выставки “Чистый город глазами детей”, “Осенний букет”, “Вторая жизнь пластиковой бутылки”, и другие. На конкурс изготавливали плакаты, рисунки, поделки из бросового материала, сочиняли стихи, сказки, листовки на природоохранную тематику.
В формировании экологического сознания дошкольников большую роль играет и коллективный общественно полезный труд природоохранного характера: уход за растениями в живом уголке, совместная с воспитателем работа на детсадовском огороде, уборка территории во время субботников весной и осенью, забота о пернатых в холодное время года, изготовление кормушек для птиц, который сплачивает ребят в их желании позаботиться о живых существах, объединяет их единой мотивацией оказать помощь, позаботиться о другом.
Огромную роль в процессе экологического восприятия играет и семья, как первоочередной источник формирования и закрепления всех навыков культурно-нравственного воспитания. Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателя, необходимо вовлечь родителей, приобщить и заинтересовать жизнью детского сада, постоянно держать их в курсе событий, помочь завоевать авторитет у своего ребёнка.
Таким образом, можно сделать вывод, что воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. То, что человек не царь природы, люди поняли уже давно и в настоящее время активно пропагандируют природоохранную деятельность.
Подведя итог всему вышесказанному нужно отметить, что воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с дошкольного возраста. При целенаправленном психолого-педагогическом процессе именно в этом возрасте закладываются основы экологической воспитанности. Многое зависит от готовности и экологической образованности самого педагога (педагогического состава детского сада) и родителей ребенка, потому что для детей дошкольного возраста очень важен образец подражания, достойный пример. Одним из слагаемых успеха является установление отношений доверия и сотрудничества между воспитателями, родителями и воспитанниками, которые, не утомляя чрезмерной информацией детей, могут эффективно влиять на повышение уровня их экологической культуры и нравственности. А природоохранная деятельность позволяет детям обогатить свои знания практическим опытом, расширить кругозор, развить и углубить положительные чувства и эмоции по отношению ко всему живому, что их окружает в действительности, приобрести уверенность в своих действиях, чувство собственной значимости и причастности ко всем людям, заботящимся о благосостоянии нашего общего дома — нашей Земли.