Приложение МААМ

«Экологическое воспитание ребенка, как одна из составляющих нравственного воспитания».

Ирина Владимировна Чистякова
«Экологическое воспитание ребенка, как одна из составляющих нравственного воспитания».
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, развитие интеллекта. Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И поэтому сейчас возникает острая необходимость охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

Публикация «„Экологическое воспитание ребенка, как одна из составляющих нравственного воспитания“,» размещена в разделах

Целью экологического воспитания является : всестороннее развитие личности, ответственно относящееся к окружающей среде.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

-развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

В дошкольной педагогике исследования, проводимые И. А. Хайдуровой, С. Н. Николаевой и др. положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.

В 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников - программа А. Вересова "Мы земляне", С. Н. Николаевой "Юный эколог", Н. Рыжовой «Наш дом – природа» и др.

В Конституции РФ закреплено право на благополучную окружающую среду для каждого человека. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения, первым звеном которого является дошкольное.

Именно на этапе дошкольного детства у ребенка формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Экологическое сознание выполняет важные функции: просветительскую, развивающую, воспитательную и организующую, которые помогают детям правильно использовать полученные знания в целях сохранения природы, осмысливать экологические явления, делать выводы, давать рекомендации разумного взаимодействия с природой, формируют у дошкольников нравственное и эстетическое отношение, чувство долга и ответственности к ней. А все это побуждает детей к природоохранной деятельности. Составной частью экологического сознания являются эстетические чувства и экологическая ответственность.

Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Дошкольники в процессе осуществления различной деятельности обогащаются экологическими знаниями. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Поэтому, когда мы хотим объяснить ребенку, что стоит за словами «беречь природу», мы тоже должны обращаться к его опыту. Понятие «охранять» для него не понятно, зато детям понятно, что означает «обижать» и что значит «делать больно». Живому нельзя делать больно. С этого и начинается бережное отношение к природе. И начинается оно со слова «не». «Не хватай!». «Не ломай!». «Не дави!». Но ребенок должен иметь альтернативу – если этого делать нельзя, то, что можно?

Поэтому в работе с дошкольниками мы вводим правила поведения в природе и обозначаем это тремя видами карточек (знаков) : запрещающих, разрешающих (например, цветы рвать нельзя, их можно нюхать, любоваться ими; жуков собирать, топтать нельзя, но можно за ними наблюдать) и рекомендательных (нужно поливать цветы, вешать кормушки, кормить птиц)

Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование, способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывая желание охранять ее.

Создание экологической развивающей среды – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию экологических пространств, их совершенство и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Именно поэтому в нашей группе созданы уголки природы, зоны экспериментирования, что позволяет проводить экологическую работу в течение всего года, и наблюдать природу в естественных условиях зимой, весной, летом и осенью. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребёнка.

Экскурсия как основная форма учебно-воспитательной и природоохранной работы позволяет организовать наблюдение, изучение различных предметов и явлений в естественных условиях и выступает как одна из составляющих нравственного формирования личности. Выезды в природу приучают детей соблюдать правила поведения в местах отдыха, вести наблюдения за состоянием природы, отмечать положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Проводятся беседы на разные темы, такие как, например: «Как мы можем помочь сохранить чистый воздух», «Вода нуждается в охране», «Что угрожает нашим рекам» и др., которые помогают решать задачу, касающуюся экологической безопасности.

Одна из наиболее действенных форм природоохранной работы – участие в экологических акциях, оказывающих на детей большое воспитательное воздействие. Например, «День Земли», «Посади дерево», «Елочка». Цель этих акций привлечь внимание маленьких граждан к проблеме сохранения живой природы на примере оказания помощи охраняемым территориям. Во время этих акций дети вместе со взрослыми участвуют в весенних/осенних уборках, в облагораживании территории детского сада, в заботе о пернатых. Это вызывает у детей радостное ощущение праздника, чувство собственной значимости и гордости за сделанную работу. Ведь они участвуют в настоящих взрослых делах!

Устраиваются экологические выставки “Чистый город глазами детей”, “Осенний букет”, “Вторая жизнь пластиковой бутылки”, и другие. На конкурс изготавливали плакаты, рисунки, поделки из бросового материала, сочиняли стихи, сказки, листовки на природоохранную тематику.

В формировании экологического сознания дошкольников большую роль играет и коллективный общественно полезный труд природоохранного характера: уход за растениями в живом уголке, совместная с воспитателем работа на детсадовском огороде, уборка территории во время субботников весной и осенью, забота о пернатых в холодное время года, изготовление кормушек для птиц, который сплачивает ребят в их желании позаботиться о живых существах, объединяет их единой мотивацией оказать помощь, позаботиться о другом.

Огромную роль в процессе экологического восприятия играет и семья, как первоочередной источник формирования и закрепления всех навыков культурно-нравственного воспитания. Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателя, необходимо вовлечь родителей, приобщить и заинтересовать жизнью детского сада, постоянно держать их в курсе событий, помочь завоевать авторитет у своего ребёнка.

Таким образом, можно сделать вывод, что воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. То, что человек не царь природы, люди поняли уже давно и в настоящее время активно пропагандируют природоохранную деятельность.

Подведя итог всему вышесказанному нужно отметить, что воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с дошкольного возраста. При целенаправленном психолого-педагогическом процессе именно в этом возрасте закладываются основы экологической воспитанности. Многое зависит от готовности и экологической образованности самого педагога (педагогического состава детского сада) и родителей ребенка, потому что для детей дошкольного возраста очень важен образец подражания, достойный пример. Одним из слагаемых успеха является установление отношений доверия и сотрудничества между воспитателями, родителями и воспитанниками, которые, не утомляя чрезмерной информацией детей, могут эффективно влиять на повышение уровня их экологической культуры и нравственности. А природоохранная деятельность позволяет детям обогатить свои знания практическим опытом, расширить кругозор, развить и углубить положительные чувства и эмоции по отношению ко всему живому, что их окружает в действительности, приобрести уверенность в своих действиях, чувство собственной значимости и причастности ко всем людям, заботящимся о благосостоянии нашего общего дома — нашей Земли.

Публикации по теме:

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре как одна из сторон нравственного воспитания Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №325» Выступление по теме: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Игра как один из методов нравственного воспитания Игра это один из самых эффективных методов нравственного воспитания ребенка в семье. Игры для ребенка имеют свои особенности. Отношение.

Музыкальные народные игры как одна из главных составляющих патриотического воспитания дошкольников Музыкальные народные игры как одна из главных составляющих патриотического воспитания дошкольников (методическая разработка) Исполнитель:.

Основы нравственного воспитания детей раннего возраста Ребёнок не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. Они формируются у детей с самого раннего.

Памятка для родителей «Законы нравственного воспитания детей» Памятка для родителей Законы нравственности: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку. Основы.

Паспорт центра патриотического и духовно-нравственного воспитания 1 Социально – нравственное воспитание семья: - оформленные фото – коллажи «Моя семья» - стенд «Мой день рождения» -альбом с фотографиями.

Современные аспекты духовно-нравственного воспитания детей В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая.

Приобщение к культуре-важная составляющая нравственного воспитания Культура- совокупност ценностей, которые передаются из поколения в поколение. На каждом этапе своего развития общество решает разные задачи.

Психологический комфорт ребёнка как одна из составляющих ЗОЖ По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье - это состояние полного физического, психического, духовного и социального.

Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника. Важным направлением развития ребенка в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Экологическое воспитание ребенка, как одна из составляющих нравственного воспитания».
Опубликовано: 2 декабря 2016 в 20:35
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Экологическое воспитание ребенка, как одна из составляющих нравственного воспитания».» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Владимировна Чистякова (УИ 949272) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД