Валентина Егорова
Игра как один из методов нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Игра это один из самых эффективных методов нравственного воспитания ребенка в семье.
Игры для ребенка имеют свои особенности. Отношение между членами семьи определяются эмоционально. Поэтому, у ребенка возникает желание подражать взрослым видя их взаимоотношения. Чем доступнее для ребенка взаимоотношения между родителями, тем ярче отношения переносятся в игру.
Публикация «Игра как один из методов нравственного воспитания» размещена в разделах
Общение с близкими, разные жизненные ситуации дают условия для игровой деятельности ребенка, особенно в развитии сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой. В семье ребенок может влиться в трудовой быт родителей. Как пример: ребенок возится с тестом для пирожков под руководством мамы; папе он может подержать инструменты; со старшими сестрами заняться уборкой и т. п. В этих процессах возникают отношения сотрудничества, взаимопонимания, доверия. Но для ребенка труд является еще и игрой.
В любой семье родители пытаются воплотить условия для игр, но не всегда принимают в расчет влияние игры на нравственное развитие ребенка. Когда родители не понимают смысла детской игры, это приводит к стихийному процессу. Чтобы ребенок не капризничал, не шалил, слушался, его занимают игрой. Иногда игра не соответствует возрасту ребенка (раннее обучение грамоте, смотр телепередач и т. д.).
Не во всех семьях имеются правила ведения игры, место для игр. Игрушки разбросаны по разным местам, не лежат на месте (ящики, коробки, тумбочки). Не меняются игрушки по возрасту. Пополнение игрушек проводится только по критериям взрослых (свои вкусы, интересы, желания) мотивируя желанием порадовать ребенка.
Одним из неправильных пунктов семейного воспитания детей является покупка игрушек в зависимости от пола ребенка. Из за этого сформировывается интерес только к определенным видам игрушек, у девочек это куклы, у мальчиков машинки. При этом взрослые не понимают, что этим они ограничивают возможность развития детей, так как правильный выбор игрушек развивает различные интересы.
Очень хорошо развивает использование в играх предметы домашнего обихода (подушки, мамины и папины вещи, посуда и т. д.). Эти предметы используются в игре либо по своему значению, либо меняют его (например из стульев составляется замок, из подушек шалаш, развивая детское воображение.
Не осознавая педагогической роли детской игры, родители не рассматривают, что посредством игры дети по-своему улавливают взаимоотношения членов семьи, опыт, знания. Не все родители, дедушки и бабушки, старшие братья и сестра уделяют внимание малышам, вовлекая их в игру, поэтому игровая деятельность ребенка скудна по содержанию и тематике.
Многие, покупая игрушки детям и показывая как с ними играть, оставляют их одними для дальнейшей игры. Родители не понимают, что для детей значимо их участие в игре, чтобы чувствовать, что игровые действия одобряют. Взрослый руководит игрой незаметно для ребенка, тем самым определяя значимость роли ребенка в игре. Стать участником-значит стать сотрудником быть равным в отношениях. В игре не приветствуется нравоучительство, иначе игра становится непривлекательной, а иногда и вызывает обиды детей. Родителям нужно осознать, что совместные игры обогащают внутренний мир ребенка, развивают их.
Задачи по работе с родителями следующие:
- показать семье цели и задачи нрвственного воспитания детей, используя для этого игру;
- показать как влияет роль игры на ребенка, на взаимоотношения;
- помочь научиться как руководить детской игрой, как обучать ребенка в ходе игры.
Воспитатели детского сада стараются многосторонне разобрать проблему нравственного воспитания детей в игре, учитывая их возраст, психологию, какие либо конкретные факты, опираясь на личный опыт родителей, а также педагогическое воздействие на детей. Для этого воспитатель знакомится с условиями нравственного воспитания детей в каждой семье.
Один из эффективных способов изучения условий нравственного воспитания детей в семье это их посещение.
Пример вопросов при посещении семьи:
1) Какие меры предприняты для создания условий игры ребенка в семье (игровой уголок, места для хранения игрушек, наборы игрушек и т. д.);
2) Где и как хранятся игрушки? Как учите беречь их?
3) Выделяет ли ребенок любимые игрушки? Какие они?
4) Кто из родителей чаще покупает игрушки? По какому поводу?
5) Как часто ребенок портит игрушки? И как вы на это реагируете?
6) Кто из членов семьи больше времени уделяет ребенку в играх? Какие роли разыгрываете?
7) Какие методы применяются в руководстве сюжетно-ролевыми играх детей?
8) Как старшие дети (брат или сестра) способствуют играм детей? Во что играют?
9) Как устанавливаются отношения между детьми разного пола, разного возраста?
10) Уместно ли посещение друзей к вашему ребенку?
11) Контролируете ли вы игру детей? Помогаете ли налаживать отношения между ними?
Таким образом эти вопросы помогают воссоздать общую картину воспитания детей. Выявляет проблемы и пути их решения.