Ирина Старшова
Экологическое воспитание дошкольников через театрализованную игру
▼ Скачать + Заказать документы
Театр – это волшебный мир,
в котором ребенок радуется,
а играя познает окружающее…
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, увиденном, и в этом нам помогает театрализованная деятельность.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников через театрализованную игру» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Театрализованная деятельность – одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Она помогает раскрыть проблемы окружающей среды посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.
Экологический театр наряду с другими несет в себе и серьезную воспитательную цель : научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру.
Чтобы сыграть на сцене экологическую сказку, спектакль, требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее до других.
Преимущества экологических театрализованных игр
• С помощью инсценировок, рифмовок, обыденных ситуаций лучше усваиваются различные правила поведения в природе.
• Инсценировки способствуют развитию монологической и диалогической речи.
• Инсценировки выступают, как вид речевого общения, что способствует развитию коммуникативных навыков.
• Театрализованные игры приближены к естественной среде коммуникации, что способствует перенесению знаний, умений и навыков в реальную жизнь, учатся беречь и любить природу.
• Экологические театральные постановки способствуют сплочению детей, а также эстетическому воспитанию, гармонически развитой личности, понимающей и принимающей закономерности природы.
У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится театрализованной деятельности.
Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок, игры-драматизации служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.
В нашем садике были созданы условия для театрализованной деятельности
В детском саду имеется большой, просторный музыкальный и спортивный зал, где есть возможность проводить различные мероприятия, репетиции, как с воспитателем, так и совместно с музыкальным руководителем, просматривать кинофильмы и мультфильмы, слушать музыку.
В группах оформлены уголки для детской театрализации с различными видами театров, где дети обыгрывают и придумывают разные сказки, настольный театр, шапочки к разным сказкам, уголок ряженья и др.
А также в группе есть уголок экспериментирования, где в достаточном количестве находятся разные лесные штучки (шишки, скорлупки, ракушки, перышки, крупы, листики, песок, которые в основном приносят сами дети и самостоятельно проводят в этих уголках несложные опыты.
Для чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин имеется библиотека
На игровой площадке дети также проявляют свое творчество, наблюдают, играют, познают.
Большое значение уделяем рисованию с детьми, лепке, поделкам природы, животных, опираясь на наблюдения, художественное слово, а также на их желание сотворить что - либо прекрасное.
В своей работе я использую:
• игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста;
• инсценировки произведений;
• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Перевоплощение в героев помогает воспитывать заботливое отношение к объектам живой и неживой природы. Ведь не захочется бросать мусор в ручеек, если ты сам был в роли Родничка. Такое одушевление природы тесно переплетается с духовно-нравственным воспитанием.
Использование театрализованной деятельности показало высокую эффективность, понравилось детям и стало традиционным для нашей группы.
• сформированы начала экологической культуры у детей;
• сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
• дети учатся практическим действиям по охране природы;
• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Тем самым у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Таким образом театрализованная деятельность помогает ребенку почувствовать причастность к природе, ответственность за нее, что является началом экологической культуры дошкольников.