Раузалия Бахтыгареева
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Методическое объединение воспитателей дошкольных организаций
Из опыта работы:
«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
Подготовила:
Бахтыгареева Раузалия Раифовна
Публикация «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
воспитатель группы для детей с нарушением зрения «Солнышко» МАДОУ Детский сад №16 «Ромашка» г. Бирска
г. Бирск - 2019 г.
Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
К. Е. Тимирязев
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов показано, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.
Проведение опытов и экспериментов – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Важно, чтобы ребенок проводил собственные опыты. Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними. Поэтому во время проведения опыта важно привлекать ребенка к любой посильной ему деятельности, дать полную свободу действий, если ребенок может выполнить действие сам. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
В процессе работы я поняла, что одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей
среды.
Среда должна создавать условия для:
- возможности действий с природным и рукотворным материалом;
- систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;
- усиление интереса к явлениям природы;
- поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых проблем.
В группе создана предметно развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.
Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми.
Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей. Не только дети, но и родители настолько увлеклись созданием лаборатории, что стараются постоянно пополнять её необходимыми материалами. При создании предметно-развивающей среды в группе учитывали следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность, доступность расположения.
Опытно-экспериментальная деятельность была распределена по тематическим направлениям: живая природа, неживая природа, человек.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействуем каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают сами. Мы учим дошкольников создавать и поддерживать условия для роста и развития растений, проводим такие эксперименты : "Какая вода полезней для растений?", "Растем на солнце и в темноте", "Какая почва нужна ростку?", "Галка хотела пить", "Как вытолкнуть воду?", "Опыт с водой и сахаром", "Окрашивание воды", "Прятки". Наиболее интересными для детей стали такие опыты-эксперименты как : «Водное Торнадо», “Подводная лодка из яйца”, “Цветы лотоса”, “Чудесные спички”, “Капля - шар”, “ Можно ли склеить бумагу водой? ”.
Все опыты проводятся от имени игрового персонажа – Капитошки. Игровой персонаж моделирует проблемные ситуации, которые дети решают в процессе совместной деятельности под руководством воспитателя. Затем дети обучаются самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы её проверки, выбирать и самостоятельно готовить необходимое оборудование, осуществлять практические действия, делать вывод. Дети были в большом восторге от проделанной работы.
Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой природы. Так, посадив семена цветов петуньи и примулы дети наблюдают за их развитием: какое семя быстрее проросло, почему; какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост цветов от погодных условий. Результаты наблюдений мы заносим в специально разработанный календарь.
В строке «Цветы» отмечают день появления ростка и его изменения в последующие дни. Эксперимент проводится с двумя видами цветов для сравнения и выявления причин несоответствия.
В строке «Уход» фиксируется, как дети ухаживают за растением с помощью символов (палочка для рыхления, кружка для полива и пр.). Затем на основе анализа устанавливаются закономерности и связи между ростом и развитием растения, ролью человека и погодными условиями, изменениями в природе. Чтобы установить, почему семя петуньи проросло быстрее, чем семена примулы, мы рассматривали их через лупу, ощупывали, обнюхивали и пр. В результате дети установили: оболочка семени примулы твердая, толстая, шершавая, не рассыпается под воздействием силы, а у петуньи оболочка тонкая, хрупкая, при внешнем воздействии быстро разрушается. Следовательно, под воздействием сырой почвы и тепла семя петуньи быстрее прорастает.
Дети фиксируют в строке «Погода» каждодневные ее изменения с помощью символов (тучи, солнце, дождь и пр.).
В процессе проведения исследовательской деятельности мы развиваем экологическую грамотность детей, воспитываем активную природоохранную позицию.
Чтобы привить детям бережное отношение к природе – необходимы наблюдения за ней, чтобы с ранних лет дошкольники понимали, что все деревья и кустарники - живые и ломать на них ветки нельзя, им больно. Чтобы это лучше было видно, мы с прогулки принесли ветки тополя и березы. Поставили их в вазы с водой и стали наблюдать. Детям было дано задание обращать внимание на то, как будут развиваться ветки в теплом помещении, вспомнить, как ветки выглядели, когда их только принесли с улицы и поставили в воду. Дети замечали все: как вначале набухают почки, как появляются, а затем распускаются листочки. У тополя они появились раньше – душистые, клейкие. У березы же листочки маленькие, морщинистые. В процессе наблюдений дети сделали вывод о роли света, тепла и влаги в жизни растений.
Детям было интересно, почему пёрышки лука были наклонены в сторону окошка. Самые наблюдательные пришли к выводу, что пёрышки лука потянулись к солнечному свету. Поэтому они и наклонились к окошку. А ещё для хорошего роста растениям нужна вода, для этого надо лук полить. Желающих поухаживать за растениями было много. А ещё для красивой летней клумбы дети посадили цветы.
Использование психологической гимнастики также помогает закрепить представления детей о воде : «Золотые капельки», «Сосулька».
Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений. Развитие речи хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.
Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат эксперимента, т. к. ребёнок точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности. Связь экспериментирования с формированием математических представлений проявляется в том, что возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через наглядную агитацию родители убеждаются в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли рачительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от нас - взрослых, направляющих его воспитание.