Лучший педагог года

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Раузалия Бахтыгареева
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Методическое объединение воспитателей дошкольных организаций

Из опыта работы:

«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

Подготовила:

Бахтыгареева Раузалия Раифовна

Публикация «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования» размещена в разделах

воспитатель группы для детей с нарушением зрения «Солнышко» МАДОУ Детский сад №16 «Ромашка» г. Бирска

г. Бирск - 2019 г.

Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К. Е. Тимирязев

В исследованиях отечественных и зарубежных психологов показано, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Проведение опытов и экспериментов – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Важно, чтобы ребенок проводил собственные опыты. Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними. Поэтому во время проведения опыта важно привлекать ребенка к любой посильной ему деятельности, дать полную свободу действий, если ребенок может выполнить действие сам. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

В процессе работы я поняла, что одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей

среды.

Среда должна создавать условия для:

- возможности действий с природным и рукотворным материалом;

- систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;

- усиление интереса к явлениям природы;

- поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых проблем.

В группе создана предметно развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.

Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми.

Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей. Не только дети, но и родители настолько увлеклись созданием лаборатории, что стараются постоянно пополнять её необходимыми материалами. При создании предметно-развивающей среды в группе учитывали следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность, доступность расположения.

Опытно-экспериментальная деятельность была распределена по тематическим направлениям: живая природа, неживая природа, человек.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействуем каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают сами. Мы учим дошкольников создавать и поддерживать условия для роста и развития растений, проводим такие эксперименты : "Какая вода полезней для растений?", "Растем на солнце и в темноте", "Какая почва нужна ростку?", "Галка хотела пить", "Как вытолкнуть воду?", "Опыт с водой и сахаром", "Окрашивание воды", "Прятки". Наиболее интересными для детей стали такие опыты-эксперименты как : «Водное Торнадо», “Подводная лодка из яйца”, “Цветы лотоса”, “Чудесные спички”, “Капля - шар”, “ Можно ли склеить бумагу водой? ”.

Все опыты проводятся от имени игрового персонажа – Капитошки. Игровой персонаж моделирует проблемные ситуации, которые дети решают в процессе совместной деятельности под руководством воспитателя. Затем дети обучаются самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы её проверки, выбирать и самостоятельно готовить необходимое оборудование, осуществлять практические действия, делать вывод. Дети были в большом восторге от проделанной работы.

Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой природы. Так, посадив семена цветов петуньи и примулы дети наблюдают за их развитием: какое семя быстрее проросло, почему; какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост цветов от погодных условий. Результаты наблюдений мы заносим в специально разработанный календарь.

В строке «Цветы» отмечают день появления ростка и его изменения в последующие дни. Эксперимент проводится с двумя видами цветов для сравнения и выявления причин несоответствия.

В строке «Уход» фиксируется, как дети ухаживают за растением с помощью символов (палочка для рыхления, кружка для полива и пр.). Затем на основе анализа устанавливаются закономерности и связи между ростом и развитием растения, ролью человека и погодными условиями, изменениями в природе. Чтобы установить, почему семя петуньи проросло быстрее, чем семена примулы, мы рассматривали их через лупу, ощупывали, обнюхивали и пр. В результате дети установили: оболочка семени примулы твердая, толстая, шершавая, не рассыпается под воздействием силы, а у петуньи оболочка тонкая, хрупкая, при внешнем воздействии быстро разрушается. Следовательно, под воздействием сырой почвы и тепла семя петуньи быстрее прорастает.

Дети фиксируют в строке «Погода» каждодневные ее изменения с помощью символов (тучи, солнце, дождь и пр.).

В процессе проведения исследовательской деятельности мы развиваем экологическую грамотность детей, воспитываем активную природоохранную позицию.

Чтобы привить детям бережное отношение к природе – необходимы наблюдения за ней, чтобы с ранних лет дошкольники понимали, что все деревья и кустарники - живые и ломать на них ветки нельзя, им больно. Чтобы это лучше было видно, мы с прогулки принесли ветки тополя и березы. Поставили их в вазы с водой и стали наблюдать. Детям было дано задание обращать внимание на то, как будут развиваться ветки в теплом помещении, вспомнить, как ветки выглядели, когда их только принесли с улицы и поставили в воду. Дети замечали все: как вначале набухают почки, как появляются, а затем распускаются листочки. У тополя они появились раньше – душистые, клейкие. У березы же листочки маленькие, морщинистые. В процессе наблюдений дети сделали вывод о роли света, тепла и влаги в жизни растений.

Детям было интересно, почему пёрышки лука были наклонены в сторону окошка. Самые наблюдательные пришли к выводу, что пёрышки лука потянулись к солнечному свету. Поэтому они и наклонились к окошку. А ещё для хорошего роста растениям нужна вода, для этого надо лук полить. Желающих поухаживать за растениями было много. А ещё для красивой летней клумбы дети посадили цветы.

Использование психологической гимнастики также помогает закрепить представления детей о воде : «Золотые капельки», «Сосулька».

Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений. Развитие речи хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат эксперимента, т. к. ребёнок точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности. Связь экспериментирования с формированием математических представлений проявляется в том, что возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через наглядную агитацию родители убеждаются в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям.

Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли рачительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от нас - взрослых, направляющих его воспитание.

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Осень. Занятие 1. Беседа о лете. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Опыт «Вода нужна всем». Художественное творчество детей.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Из опыта работы по реализации и достижению целей Проекта, мы отметили, что наши воспитанники проявляют большой интерес к произведениям.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Совместно с родителями были проведены мероприятия: - анкета для родителей, определяющая их отношение к эколого – краеведческому воспитанию.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание. Работа с детьми дошкольного возрастаЭкологическое воспитание. Работа с детьми дошкольного возраста Период дошкольного детства наиболее благоприятен для формирования экологического воспитания ребёнка. Следовательно, экологическое воспитание.

«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития. Поэтому знакомство с природой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Опубликовано: 21 августа 2020 в 16:56
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Раузалия Бахтыгареева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД