Наталья Федотова
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важный аспект экологического воспитания детей дошкольного возраста заключается в формировании представлений детей о специфических особенностях живых объектов, их принципиальных отличиях от предметов (неживых объектов, у дошкольников формируются элементарные умения в правильном взаимодействии с растениями и животными, дошкольники принимают активное участие в создании для них нужных условий.
Публикация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В формирование экологических представлений детей дошкольного возраста включаются : ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях, данные экологические представления составляют основу правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними.
При отборе содержания экологического воспитания детей дошкольного возраста учитываются особенности времени года, состава животных и растений региона проживания дошкольника. На основе получаемых чувственных представлений становится возможным формирование представлений об обитателях других регионов, которое осуществляется с использованием наглядного материала.
Экологическое воспитание на каждом возрастном этапе опирается на возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Успешности экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста, по мнению Э. Г. Пилюгиной, способствует организация взаимодействия с детьми, которая характеризуется:
- мягким, доброжелательным общением, пониманием состояния детей, их переживаний;
- медленной выразительной речью, многократными повторениями материала;
- подкреплением слов наглядным изображением предметов и действий;
- частым переключением внимания дошкольников с одного предмета на другой, сменой видов деятельности;
- использование приёмов, направленных на выражение положительных эмоций;
- осознанным созданием воспитателями в поведении, действиях и словах образцов для подражания;
- использование частых похвал – доброжелательной словесной оценки, поглаживаний по голове.
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста строится на чувственной основе, в процессе систематически проводимой работы формируются сенсорные представлений об объектах и явлениях окружающего мира.
Формирование правильного отношения к растениям и животным является конечным результатом и показателем экологической воспитанности детей младшего дошкольного возраста, проявляется в добровольном и активном участии дошкольников в организованной взрослым совместной деятельности, которая направлена на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями детей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.
Таким образом, младший дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В младшем дошкольном возрасте происходит формирование познавательных, эстетических, нравственных качеств, накопление эмоционально-чувственного опыта общения детей с объектами природы, формируется гуманное отношение детей к природе. Знания и представления, которые ребенок получает при организованном экологическом воспитании, способствуют становлению осознанно-правильного отношения к природе.
В младшем дошкольном возрасте воспитателями вводятся игры с экологическим содержанием, на данном возрастном этапе сюжетная игра только начинает развиваться, поэтому воспитателем осуществляется отбор простых и хорошо знакомых детям образов, действий и слов, через которые выражается экологическое содержание. Для этого наилучшим образом подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».
На протяжении года обучения и воспитания младших дошкольников воспитателем многократно рассказываются и разыгрываются хорошо знакомые детям сказки. Дед из сказки «Репка», который вырастил в своём огороде большой овощ, приходит на занятие и приносит с собой фрукты и овощи, знакомит детей с разными плодами, участвует в их обследовании, даёт попробовать. Тему домашних животных можно представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятии Дед (или Баба) рассказывают то о корове с телёнком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель даёт возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях. В экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста широко используются игровые обучающие ситуации, которые создаются воспитателем с целью решения определённых дидактических задач.
В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются две группы игр — игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.
Под экологическим воспитанием будем понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Целью экологического воспитания дошкольников является формирование ответственного отношения детей дошкольного возраста к окружающей ребёнка среде, строящегося на базе экологического сознания.