Анна Агафонова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них зависит её судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами - дошкольными работниками.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.
Наш детский сад работает по программе С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития.
Одна из задач нашего детского сада - Экологическое воспитание дошкольников.
В 2018 году волонтеры экомарафона «Понеслось» - участники команд «Белкин дом» и «ЭкоЗорро» организовали для детей нашего сада несколько экскурсий в Лапландский заповедник. Здесь детворе представили новую экологическую тропу «Лесная почемучка» и показали мультфильм, который сняли ребята из «ЭкоЗорро».
Кроме того, участники команд «Белкин дом» и «ЭкоЗорро» создали экологическую тропу для детей - установили на территории детского сада метеостанцию: барометр, солнечные часы, линейку для измерения высоты снежного покрова и ветровой рукав.
Так же обустроили «птичью столовую» - разместили четыре кормушки на уровне роста детей, установили скамейки, повесили на некоторые деревья информационные таблички. Ребята приносят из дома корм для птиц и белок, которые стали частыми гостями в нашем детском саду.
А на грядках, дети знакомятся с таким понятием, как «сельскохозяйственный труд». Они наблюдают за тем, как обрабатывают землю, за первичным развитием овощных культур, за изменениями в росте растений, знакомятся с отличительными признаками овощей, а главное, принимают посильное участие в уходе за огородом.
Ребята-волонтёры общими силами отремонтировали одну из комнат нашего детского сада. Теперь, экологическая комната для дошколят - это просторное, светлое помещение, на стенах которого изображены белки, лисицы, лось, медведь, волк, ворона и другие животные и птицы нашего края.
Воспитатели, в свою очередь, разработали специальный комплекс занятий и игр, цикл бесед и наблюдений по экологическому направлению для детей разных возрастов. Приобретены разнообразные плакаты, создан лепбук «Метеостанция», подготовили альбомы для рассматривания. Весь материал хранится в экологической комнате.
Ещё наш детский сад тесно сотрудничает с детским центром «Полярис». Ребята активно принимают участие в тематических экопрограммах, посещают зооуголок, где знакомятся с животными и их повадками.
Работая с детьми по теме "Экологическое воспитание", мы учим каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаем, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Привлекаем родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках, акциях. Они рисуют рисунки, плакаты, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала.
Проводим беседы о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, к родному краю, советуем, какие для этого надо иметь книги, энциклопедии, аудиозаписи.
Анкетируем, для выяснения уровня их понимания связанных с экологическим воспитанием.
Постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.
Необходимым условием для первоначального ознакомления детей с природой является создание предметно-развивающей среды.
В каждой группе детского сада есть уголок природы, где дети знакомятся и наблюдают, в соответствии с возрастом, за разнообразными комнатными растениями.
Имеется разнообразный природный материал, дидактические игры.
Находится познавательная, художественная, научно-популярная детская литература.
Для более глубокого изучения этой темы воспитатели мастерят мини-макеты, оформляют мини-огороды на окне
Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у детей положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения на прогулках и экскурсиях, которые дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления.
Экологическое воспитание через театрализованную деятельность тоже несет в себе серьезную воспитательную цель : объяснить детям необходимость бережного отношения к чистоте природы. В нашем детском саду уже много лет действует «Театральная студия», в которой педагоги готовят и показывают ребятам младших групп сказки. А с детьми старшего возраста разыгрывают театрализованные сценки.
Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.