Наира Арутюнян
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Проблемы экологического воспитания дошкольников в настоящее время находится на высоком уровне, и им уделяют всё выше внимания. Эта проблема вызвана тем, что дети, которые окружены самыми всевозможными развлечениями, все реже обращают внимания на окружающую природу. Родители в погоне за умом собственных детей, все реже обращаются к природе как одному из источников познания, поданному остается крайнее слово за преподавателем.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Взаимную связь человека с природой, представляет собой одной из первостепенных проблем, в настоящее время, нетворкинга человеческого общества на окружающую среду приняла значительные масштабы. Планету может спасти лишь функционирование людей, совершаемая на базе глубокого постижения законов природы, учет бесчисленных взаимопоступков в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это значит, что экологическая проблема возникает в настоящее время не лишь как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и прочих отрицательных влияний хозяйственной работы человека на Земле. Она вырастает в проблему предупреждения стихийного влияния людей на природу, в осознано, целенаправленно, в соответствии плану которое развивается взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в любом человеке показателя экологической культуры, экологического сознания, которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
В настоящее время вопросы нетворкинга природы с человеком увеличились в глобальную экологическую проблему. Если граждане в недалёком будущем не научатся эффективно относиться к природе, они погубят себя. А для того, дабы это не случилось, надо начинать экологическое воспитание с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства у ребёнка экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Произойдет это лишь если взрослые, которые воспитывают ребенка смыслят общие для всевозможных людей проблемы и беспокоятся по их предлогу, показывают своим детям превосходный мир природы, помогают создавать взаимные отношения с ним.
Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, и должно начинаться с раннего детства, когда закладывают первые ядра мировоззрения и нравственно – ценностного эксперимента нетворкинга с предметно – природной средой. Недостаточная устойчивость позитивного и бережного отношения детей к природе связана с малым экспериментом общения с природой. Это должно стать потребностью детей, источником радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями.
Экологическое миро осознание – это товар образования; его становление осуществляется поэтапно в течение множества лет существования и учения человека. Начало же такого механизма сокращается на промежуток дошкольного детства, когда закладываются первые основы мировоззрения и практического нетворкинга с предметно – природной средой.
В настоящее время проблема экологического воспитания ребенка дошкольного возраста разглядывается многими педагогами, среди них действуют такие имена как: Рыжова Н. А, Николаева С. Н, Кондратьева Н. Н., Саломахина Г. И., Каменева Л. А, Матвеева А. К., Маневцева Л. М., Саморукова П. Г, Галанова А. С., Попова Т. И, их взоры противоречивы, методы разнообразны. Базой всевозможных трудов представляет собой становление экологической воспитанности дошкольника с помощью ознакомления с миром природы.
1. Задачи и задачи экологического воспитания дошкольников.
Некоторые взрослые современники приводят себя по отношению к природе потребительски, очень не задумываясь о последствиях своей работы. Бережное отношение к природе нужно воспитывать с самого малого возраста. У малыша, ярко воспринимающего красоту окружающего мира, представляет собой ощущение привязанности к тем местам, где он живет, желание их сторожить, что в дальнейшем перерастает в любовь к Родине. Это и имеется цель экологического воспитания. Ребята должны научиться бережному отношению к земле и воздуху, флоре и фауне. Предстоящие взрослые граждане становятся истинными хозяевами своей земли, верно распоряжаясь данными богатствами, не лишь потребляя их, но сохраняя, приумножая.
Задачи экологического воспитания детей :
- Сформировать осознание, что человек – не царь природы, а ее часть;
- Воспитать стремление обеспечить свое здоровье и окружающую среду;
- Пролить свет на важность природных ресурсов в существования людей;
- Заложить навыки бережного отношения ко всему живому;
- Привить понятные знания, как делать себя в лесу, вблизи водоемов, в парке;
- Пропоказывать красоту природы с помощью средств изобразительного искусства.
- Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых (воспитателей, мам и пап, их воспитывающих.
Экологическое образование ставит перед собой задачу дать дошкольникам понимание, что между всеми живыми организмами имеется тесная связь. Они приспособлены к заданным природным условиям, существуют не обособленно, а создают так называемые экоорганизации (река, луг или болото). Ребенок не пподъёмо обязан заучить, что нехорошо рубить деревья или уничтожать пчел. Он обязан понимать, жизнь скольких организмов и существ связана с данным конкретным деревом, что случится с ними после порубки.
1.2. Средства создания основ экологической культуры в программах для ДОУ.
Развитие экологической культуры индивидуума должно стать непременной частью работы всей системы образования согласно ФГОС. Нужным критерием такого представляет собой понимание социальной обусловленности взаимных отношений человека с природой. Способность планировать далёкие последствия вмешательства человека в природные взаимосвязанности представляет основную черту экологической культуры. Главными факторами, которые влияют на развитие экологической культуры, выступают: концепция непрерывного экологического образования; экологическое воспитание в ДОУ и зачаточной школе и соблюдение преемственности между ними; личность педагога, экологическая которая развивает среда.
За крайнее время были сформированы программы двух типов: комплексные, которые нацелены на исчерпывающее развитие детей, и парциальные, которые обеспечивают одно или немного разветвлений воспитания и создания, среди последних много экологических.
Нами были проанализированы одни парциальные программы, которые направлены на экологическое воспитание дошкольников.
Программа В. И. и С. Г. Ашиковых «Семицветик» направлена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, творческой саморазвивающейся индивидуума. Авторы полагают, что от того, как ребёнок научиться думать и ощущать внешний мир природы, находится в зависимости то, как он будет действовать, какие действия совершать. Базой программы представляет собой восприятие красоты в природе, в которые созданы человеком творениях и самом человеке – его внутреннем мире и поступках.
В программе существуют две основополагающие темы: «Природа» и «Человек». Тема «Природы включает не лишь четыре её царства на Земле (минералы, растения, животные и человек, но и выходит за пределы планеты – в ближнее и дальнее пространство. Вторая тема разглядывает человека – созидателя: народных и национальных героев, подвижников глобальной культуры, оставивших добрый след на земле. Таким образом, эта программа учит дошкольника видеть превосходное в окружающей среде, восхищаться и испытывать гордость человеческими творениями и действиями, но нет единения взрослого и ребёнка[1].
Одной из первых возникла программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой. «Юный эколог» включает две подпрограмма – программу экологического воспитания дошкольников и программу увеличения образования дошкольных сотрудников в области экологического воспитания детей, то имеется в то же время решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и создания её у взрослых.
Все вопросы можно решить при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих объектов природы – растений и животных.
Программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой хороша тем, что она решает вопрос становления начал экологической культуры у детей и развитии её у взрослых. Прививая воспитаннику экологические знания, педагог повышает и степень собственных информации. К сожалению, не каждое ДОУ располагает достаточным пространством для размещения объектов природы – растений и животных.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы которые направлены на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.
Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» представляет собой именно данный программой и направлена на воспитание гуманной, социально предприимчивой и творческой индивидуума ребёнка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой, дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые помогают им обрести начала экологического миропонимания и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и собственному здоровью. Программа подразумевает выработку у детей первых знаний экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, знаний практического участия в природоохранной работы в собственном крае.
Программа «Наш дом – природа» заключается из десяти блоков. Каждый включает обучающий и который воспитывает элементы – знания о природе и развитие у детей различных особенностей отношения к ней (бережной заботы, умение видеть красоту и т. д.). Половина программы (5 блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва, и т. д.). Три блока посвящены живой природе – растениям и животным, два – взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение – разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, советы по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы представляет собой то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество, и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические советы предусматривают эмоциональное влияние на детей : автором написаны экологические сказки, придуманы «письма животным», создан экологический проект «Моё дерево». Программа Н. А. Рыжовой имеет прообязание в зачаточной школе. Таким образом, проанализировав ряд российских программ, мы пришли к единому мнению, что программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» более эффективная в работе с детьми, имеет теоретическую базу – научное обоснование. Система программы включает: цель, содержание, методическое обеспечение. Автор программы подразумевает процедуру её внедрения и распространение: публикацию материала, подготовку кадров на особых курсах увеличения образования.
Главными средствами создания экологической культуры выступают : игра, ведение природоохранной работы, наблюдения, учебно–развивающие занятие, трудовая работа, организация и осуществления экологических праздников, развитие экологических проектов.
1.3. Формы и приемы создания экологического воспитания у дошкольников.
Достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами создания экологического воспитания. Невзирая на отличие теоретических мнений в практике воспитательно-образовательной работе ДОУ все многообразие которые расходуются методов определяется следующим:
- совокупной целью и конкретными задачами этого этапа педагогического механизма;
- оглавлением и методами науки;
- возможностями ребенка (возрастными, степенью подготовки и др.);
- возможностями воспитателя : педагогическим экспериментом, индивидуально
-личностными особенностями и способностями, степенью теоретической и практической подготовки.
Управляя познанием природы и приобретением детьми различных знаний и умений, воспитатель применяет всевозможные приемы. Выбор необходимо отдавать тем методам, которые обеспечивают прямое восприятие природы и деятельное овладение компетенциями. К таким методам создания экологического воспитания относятся наблюдение, элементарные эксперименты, моделирование, игра и т. п. Вместе с этим широко применяются приемы, которые основаны на слове воспитателя повествование, разговор, чтение произведений, осуществляемые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений.
Имеется три группы методов экологического образования : наглядные, словесные и практические. Далее, при рассмотрении определенных методов создания экологической культуры будет показано, как они содействуют решению которые поставлены задач. Наблюдение - метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.
Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания (Е. И. Тихеева, О. Иогансон, А. А. Быстров, П. Н. Басе, Э. И. Залкиндт, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и др.). В 1950 - 1970 -е г. г. проводились исследования, которые позволили вскрыть нюансы познания дошкольниками природы через наблюдение (Э. И. Залкиндт, А. И. Васильева, А. К. Матвеева, П. Г. Саморукова др.). Авторы продемонстрировали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает развитие и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные, которые организованны наблюдения, воспитателям дают вероятность сформировать не лишь определённые, но и обобщенные представления, научить, детей ориентироваться на очень которые значимы приметы объектов и явлений.
Существует большое многообразие типов наблюдений, которые имеют свои нюансы и преимущества. Как, к примеру, при циклической предприятия наблюдений осуществляется распределение всего объема информации на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение дошкольниками. Каждое следующие наблюдение помогает показывать детям новые стороны и нюансы уже знакомого объекта природы, в то же время уточнять и расширять которые сложились представления.
А для того, дабы знания о природе были осмысленными расходуются элементарные эксперименты, которые способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную работа. В любом опыте раскрывается предпосылка наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям и умозаключениям, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы.
Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно -следственных связей, что в свою очередь содействует формированию информации осуществления различных действий в уходе за живыми существами, компетенции предугадать итог и взаимосвязь состояния животного или растения от своей работы. При помощи элементарных опытов детям можно продемонстрировать такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образования радуги и др.
Необходимо отметить, что важное значение также имеет моделирование, так как познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только с помощью наблюдений и элементарных опытов. Пугливость и скрытый образ существования множества животных, которая была растянута во времени переменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, переменные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные сложности, мыслительная работа которых находится в становлении. Это и стимулирует необходимость моделирования определённых явлений, объектов природы. С дошкольниками можно основать и использовать самые разные модели, то имеется здесь имеет место моделирование - как механизм создания модели и сама работа с моделью, как средство экологического образования.
Саморукова П. Г. описывает последовательность в обучении моделирования, так как с детьми можно изготовить целый ряд моделей, которые повторяют отдельные явления или объекты природы и позволяют дошкольникам понять их существенные стороны. А также возможно осуществлять моделирование закономерных механизмов природы (сезонные изменения, рост создания живых существ).
Таким образом, модели и моделирование позволяют демонстрировать экологические связи в природе, поэтому механизм моделирования и использования которые готовы моделей представляет собой методом создания экологической культуры детей дошкольного возраста.
Идея включения игры в воспитательно-образовательный процесс принадлежит педагогам и психологам. К. Д Ушинский не единожды подчеркивал не трудность, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой.
«Игра - это эмоциональная работа»,- пишет С. Н Николаева (1999). Усвоение информации о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать воздействие на развитие правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Подтверждением представляет собой исследования Л. А Абрамян, которая показала, что через игру легко складывается позитивное отношение к окружающему миру.
Вместе с наблюдениями для расширения представлений детей о которые доступны явлениях и предметах природы широко используют всевозможные игры: дидактические, подвижные и креативные. В них дети аккумулируют чувственный опыт, творчески осваивают которые приобретены знания, проявляют эмоциональное отношение к миру. Все знания, компетенции, которые приобретены чадом в игре он переносит в «личностный» план, ведь именно в игре выделяется поведение, истинное его существование. Итак, игра как метод создания экологического воспитания - это игра, намеренно которая организована воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и нетворкинга с ней.
Необходимо отметить и тот фактор, что использование перечисленных выше методов нельзя без использования словесных методов, т. к. они решают следующий ряд задач: конкретизация, пополнение, уточнение информации об популярных детям явлениях природы и фактах из существования животных и растений, которые получены в процессе, какой- либо работы. Словесные приемы дают вероятность сформировать знания, которые выходят за пределы опыта детей. С помощью словесных методов классифицируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие термины.
Применяя разные приемы, необходимо так же отметить и значимость средств экологического воспитания дошкольников. Более того, учитывая, что у дошкольников отсутствуют достаточно полные представления об объектах и явлениях окружающей реальности, значение средств неизмеримо повышается. Они обеспечивают наглядность обучения и активизируют процесс учебного познания, несут в себе и выполняют воспитывающую и развивающую функцию. Но, пожалуй, самое основное - эти средства обеспечивают операционную работа и являются главными источниками знания. Все знания, компетенции, которые приобретены чадом в игре он переносит в «личностный» план, ведь именно в игре выделяется поведение, истинное его существование.
Регулярное обучение на занятиях - важное средство экологического образования детей дошкольного возраста.
Как известно, среди корпоративных форм обучения в дошкольной педагогике различают следующие: индивидуальная, групповая (с подгруппой) и фронтальная (со всей группой). В экологическом образовании используется в основном групповая форма обучения.
Авторами сегодняшних всесторонних программ, в частности, программы «Детство», различаются 3 главных формы предприятия работы с детьми: намеренно которое организовано обучение, коллективная работа педагога и детей, независимая работа детей.
В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок подразумевает позицию равного партнерства взрослого и ребенка, а в третьем блоке дошкольнику предоставляется вероятность действовать независимо и свободно, применяя который накоплен опыт экологически правильного нетворкинга с природными объектами.
Такая система представлена в программе «Мы» Н. Н. Кондратьевой, которая представляет собой также автором раздела «Ребенок открывает мир природы» в программе «Детство».
4. Заключение
Анализ эколого- педагогических исследований проблемы: «Экологического воспитания дошкольном детстве» показал, что исследуемая нами проблема обнаружила свое отражение во множества научных трудах учителей – экологов. Преподавательской наукой, практикой дошкольного воспитания накоплен существенный опыт по формированию основ экологии у дошкольников.
На этапе дошкольного детства образуется начальное чувство окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах существования. Таким образом, уже в данный промежуток образуется первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, которые воспитывают ребенка, сами обладают экологической культурой : смыслят общие для всевозможных людей проблемы и беспокоятся по их предлогу, показывают маленькому человеку превосходный мир природы, помогают сформировать взаимные отношения с ним.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован который интегрирован подход, который предполагает взаимную связь исследовательской работы, разных форм и методов обучения дошкольников, взаимосвязанности музыки, изобразительной работы, физической культуры, игры, театральной работы, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также предприятия самостоятельной работы детей, то есть экологизацию разных типов работы ребенка.
4. Литература
1. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн. : Нар. света, 1972, 238с.
2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой, - М. : Просвещение, 1980. - С. 42.
3. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 3-9.
4. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31-34.
5. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 70-73
6. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. N 7. С. 10-12.
7. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. 2004. N 7. С. 50-53.
8. Клепинина З. А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. - М. : Просвещение, 2006. – 438 с.
9. Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 34-36.
10. Коломина H.B. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: сценарии занятий / Н. В. Коломина. - М. : ТЦ «Сфера», 2003. - 143 с.
11. Кондратьева H.H. Программа экологического образования детей «Мы» / H.H. Кондратьева. - СПб. : НИИХ СПбГУ, 1996. - 104 с.
14. Мамедов Н. М, Суравегина И. Т. Экология / Мамедов Н. М, Суравегина И. Т. М. : «Школа – Пресс»,1996- 464с.