Рудакова Наталия
Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
слайд 2
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский
Экологическое воспитание, как и многие другие аспекты воспитания личности, начинаются с раннего детства. Привитие детям интереса к природе, стремления любить, беречь и сохранять её возможно посредством разнообразных педагогических практик, включающих ряд методов и способов, средств воспитательного воздействия и продуктивного взаимодействия детей и взрослых. Однако важно помнить, что основываясь только лишь на одних знаниях об объектах и явлениях природы, связях между ними, сформировать экологически рациональное поведение личности – невозможно. Для этого необходимо воспитание экологической культуры.
Публикация «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников» размещена в разделах
слайд 3
Главную роль в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста играет художественная литература, а именно - сказка. На основе знаний, которые дети получают через данный вид жанра литературы, закладываются первоначальная форма правильного отношения к природе, появляется интерес к ее изучению, оберегать все живое, умение рассмотреть красоту во всех ее формах, выражать свое эстетическое отношение к ней, а также позволяет сформировать уважение и ответственность за нее. Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное (когда идет снег или светит солнце, когда зеленеет трава, учить слышать пение птиц, звон капели, шум ветра). Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру. Поэтому в работе с детьми особое место мы уделяем экологическим сказкам, способствующим приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с окружающим их миром, развитию у них душевности, отзывчивости, творчества, умения замечать прекрасное в обыденной жизни.
слайд 4
Обобщив все вышесказанное, определили цель нашей работы с дошкольниками в этом направлении : формировать у детей ответственное и доброжелательное отношение к природе, сопереживание живому организму.
Нами были поставлены следующие задачи:
воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;
развивать познавательный интерес к миру природы;
развивать чувство эмпатии к объектам природы;
формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 5 – 7 лет;
формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
слайд 5
Экологическая сказка - это занимательная история повествовательного характера, способствующая формированию экологических знаний и представлений об окружающем и природном мире, а также осознанно-правильного отношения к различным природным объектам.
слайд 6
Экологические сказки учат :
познавать окружающий мир;
воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
слайды 7,8,9,10
Людмила Николаевна Вахрушева выделяет следующие виды экологических сказок :
сказки - «рассказки», характеризующиеся тем, что в качестве главных героев выступают сказочные, вымышленные персонажи или очеловеченные реальные объекты и явления природного мира, посредством встречи с которыми дошкольники узнают новое, интересное из жизни растений и животных. Очень часто на занятиях используем такие авторские вологодские экосказки : «Эколяша и батарейка», «Эколяша и лес», «Эколяша и отходы», «Эколяша и облака» и др. Главный герой этих сказок - вологодский мальчик Эколяша. Он в доступной форме рассказывает об экологических проблемах и о том, как каждый житель Вологодской области может внести свой вклад в дело сохранения окружающей среды. Детям очень нравятся эти экосказки.
сказки - «почемучки». Благодаря этим сказкам взрослые могут ответить на множество типичных вопросов маленьких «почемучек». Обратите внимание, что в названии эти сказок уже содержится вопрос. Например: Почему на крыше сосульки?
сказки - «катастрофы» повествуют о глобальном изменении климата, экологических проблемах всего человечества.
слайд 11
Все мы знаем, что главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте. Сказку, рассказ можно обсудить, инсценировать, по их мотивам можно поставить кукольные спектакли, создавать серии иллюстраций. Сюжет любой сказки можно использовать для ролевой игры, театрализованного представления, включать в занятия по формированию реалистических представлений о животных.
слайд 12
Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей и может входить в другие: экологические занятия, опытно-экспериментальную деятельность, беседы, наблюдения, театрализованную деятельность. Часто эти формы объединяю какой-то одной темой. Например, «Жизнь диких животных», «Деревья в разное время года», «Как готовится природа к зиме» и другие. Использование экологической сказки на занятиях позволяет доступнее объяснить материал детям. Сказки могут быть включены в начале занятия, как мотивация, как часть занятия или в конце, как итог занятия.
слайд 13
Самыми распространенными экологическими сказками являются :
- сказки Виталия Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Одинец» – в основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Виталия Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Создавая их, он стремился детей приучить к самостоятельным наблюдениям над родной природой. Так же он очень просто и доступно показывает зависимость одного явления в природе от другого.
слайд 14
Прочитав книгу Бориса Заходера «Избранное: стихи, сказки, переводы, пересказы», вы познакомите детей с интереснейшим миром живой природы. Бориса Заходера можно отнести к тем особенным людям, которые могли слышать и понимать язык природы и животных и переводить его на язык, «человеческий». Чудесные сказки Б. Заходера помогут детям лучше понять и полюбить окружающий мир, научат бережно относиться к природе.
слайд 15
Константин Ушинский в своей книге «Рассказы и сказки» сочинил сказки о растениях и животных, о птицах, о явлениях природы, и так же о самих детях. Сказки К. Ушинского побуждают детей присматриваться к родной природе, изучать ее, осмысливать окружающие явления.
слайд 16
Часто дети хотят нарисовать рисунки к прослушанным экологическим сказкам, так в группе появляются альбомы и выставки с их работами.
слайд 17
В группе ребята сами сочиняют сказки по знакомым для них природным явлениям, для того, чтобы рассказать малышам. Сочиняем сказки обычно в вечерний отрезок времени, предлагаем детям сюжет, вместе уточняем и узнаем в энциклопедиях данные о растительном, животном объекте и сочиняем сказку. Сказки у нас есть коллективные и индивидуальные.
Разыгрываем небольшие спектакли кукольные и драматические, показываем их другим детям в детском саду.
слайд 18
Одно из инновационных направлений работы ДОУ по экологическому воспитанию - экологический театр, который открывает широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.
слайд 19
Задачами экологического театра являются :
совершенствование форм и повышение эффективности работы по экологическому воспитанию;
развитие творческих способностей детей;
вовлечение детей в активную природоохранную деятельность;
привлечение внимания населения к проблемам окружающей среды.
слайды 20,21
Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним. Мы с воспитанниками уже дважды принимали участие в экологических театральных фестивалях:
В ноябре 2022 года подготовительная группа за постановку экологической сказки «Мусор вместе уберем, красоту природы сбережем» получила Диплом Гран При в I районном фестивале детских экологических театров «В гармонии с природой», стала Победителем XV областного фестиваля детских экологических театров в номинации «Лучшее музыкальное оформление».
слайды 22,23
В апреле 2023 года экологическая сказка старшей группы «Зая Морковкин и его друзья» заняла 2 место в I окружном фестивале детских экологических театров «Экология начинается с меня», а подготовительная группа за сказку «Как Буратино и Красная Шапочка спасали Пестеревскую рощу и озеро Пасха» получила Диплом 3 степени.
слайд 24
Обе группы стали участниками XVI областного фестиваля детских экологических театров «Экология начинается с меня».
слайд 25
Итак, можно сделать вывод: использование сказок в экологическом воспитании дошкольников, позволяет сделать этот процесс интересным и результативным. На основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Экологические сказки помогли формированию экологической культуры у наших воспитанников. В будущем планируем продолжать работу в этом направлении. Уже сейчас начали репетицию новой экологической сказки, планируем показать ее на фестивале детских экологических театров и родителям.
слайд 26
Спасибо за внимание, всем творческих успехов!