Нина Янкевич
Эффективные технологии для формирования основ функциональной грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Солнышко» с. Дербетовка
«Эффективные технологии для формирования основ функциональной грамотности»
Воспитатель
Янкевич Нина Николаевна 2024
Слайд 1.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего информационного сообщения «Эффективные технологии для формирования основ функциональной грамотности»
Слайд 2.
Публикация «Эффективные технологии для формирования основ функциональной грамотности» размещена в разделах
Воспитание и развитие детей— одна из самых актуальных проблем современного общества. Детство — это фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в детские годы закладываются основы здоровья и интеллекта, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения ребенка.
Слайд 3.
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
А. А. Леонтьев.
Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные технологии.
Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребенком.
Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребенком.
Слайд 4.
Функциональная грамотность дошкольника связана с готовностью:
-добывать знания;
-применять знания и умения;
-оценивать знания и умения;
-осуществлять саморазвитие.
Функциональная грамотность дошкольника характеризуется следующими показателями:
Готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;
возможность решать различные (в т. ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
Способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
Совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать своё будущее.
Слайд 5.
Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо
- применять специальные активные, деятельностные,
личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии.
-помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир;
-научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить.
На начальном этапе главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Но, как же прийти к этому, что сделать, чтобы обеспечить продуктивность формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников, какие технологии применять?
Конечно же, активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии.
Слайд 6.
Как это сделать?
1. Изучать практики поддержки детской инициативы. Подготовка с детьми различных плакатов (например, с правилами для группы, памяток, моделей, организация и проведение выставок, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов).
2. Планировать и проводить образовательные мероприятия (в т. ч. НОД) в группе и на прогулке, интегрируя несколько образовательных областей.
3. На каждом образовательном мероприятии независимо от образовательной области, подбирать игры, упражнения, организационные моменты способствующие развитию психических процессов (внимания, воображения, мышления). Создавать образовательные «проблемные ситуации». /Формировать картотеку интересных приёмов, игр, упражнений.
4. Организовывать мероприятия, где дети представят родителям результаты проекта, мини-исследования. Активно привлекать родителей к совместной детско-взрослой исследовательской, проектной деятельности.
5. Познакомиться с опытом организации среды в других ДОУ. Не бояться пробовать.
Слайд 7.
Задача педагога заключается в максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в решении образовательных и жизненных задач, использовании интегрированных подходов, позволяющих решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия, максимально активизировать психические процессы (внимание, воображение, мышление).
В работе с родителями познакомить с понятием «функциональная грамотность», оказать поддержку в организации развивающей работы в условиях семьи.
Внести изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) («среда группы – как второй педагог»).
Слайд 8.
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
• • Личностно – ориентированные технологии.
• • Технология проблемного обучения. Она представляет собой создание проблемных ситуаций и активную самостоятельность детей по их разрешению, в следствие чего, происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развиваются мыслительные способности.
• • Технология проектного обучения. Это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач.
• • Технология игрового обучения. Назначение игровой образовательной технологии - организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.)
• • Здоровьесберегающие образовательные технологии.
• • Технология информационного обучения - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии)
• Квест-технологии.
Слайд 9.
Эффективными формами работы по формированию функциональной грамотности с применением данных технологий являются
-дидактическая игра и игровые обучающие ситуации:
Ситуации-иллюстрации
(младший дошкольный возраст).
В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также
активизирует их навыки эффективного общения. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж. При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование - "Кто больше увидит на картинке?", побуждая его к деятельности, наблюдательности и высказываниям.
Ситуации-упражнения (средний дошкольный возраст)
Игровые образовательные ситуации-упражнения целесообразно проводить начиная со средней группы, когда ребенок является не только слушателем, но и активным участником. Включаясь в ситуацию-упражнение, дети тренируются в выполнении определенных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. В ситуации-упражнении ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в
сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в
рамках игрового взаимодействия.
Ситуации-проблемы (старший дошкольный возраст).
Игровые образовательные ситуации-проблемы и ситуацииоценки проводятся в старшем дошкольном возрасте. В ситуациях-проблемах взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других
персонажей. Активно участвуя в таких ситуациях, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их, постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и
на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое
игровое и речевое поведение.
Ситуации-оценки (подготовительная к школе группа).
Ситуации-оценки предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого потребуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его. Сценарии-общения (разговор воспитателя с детьми, игра-путешествие, игра-беседа, игра-драматизация, игра-импровизация
Слайд 10.
Личностно-ориентированная технология
-способность человека понимать и использовать письменные тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
— это воспитательная система, в которой ребёнок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.
Цель личностно-ориентированных технологий — заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.
В рамках личностно-ориентированной технологии используются следующие методы и приё мы работы:
-использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста;
-хеппенинг, как нетрадиционный метод рисования.
Слайд 11.
Технология проблемного обучения. Она представляет собой создание проблемных ситуаций и активную самостоятельность детей по их разрешению, в следствие чего, происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развиваются мыслительные способности.
Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения, что в свою очередь активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Слайд 12.
Технология проектного обучения. Это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач. Проектно- исследовательская деятельность развивает следующие компетенции:
а) мыследеятельностные:
б) поисковые:;
в) коммуникативные;
г) презентационные.
Проектно – исследовательская деятельность –способствует развитию творческих способностей, совершенствованию таких качеств, как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость.
Проектно- исследовательская деятельность развивает следующие компетенции:
а) мыследеятельностные: (дети умеют выдвигать идеи, определить проблему, поставить цель, высказать гипотезы, обосновать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельность, делать самоанализ и рефлексию);
б) поисковые: умеют находить нужную информацию, пользуясь различными источниками);
в) коммуникативные: (умеют слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы);
г) презентационные: ( презентовать результаты своей работы: сообщение, изготовить наглядность: газета, альбом, ролик, мультфильм и др.).
Слайд 13.
Технология игрового обучения. Назначение игровой образовательной технологии - организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.)
Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Ребёнок живет в игре. И задача педагогов стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая и обогащая игровой опыт детей.
Реализация в образовательном процессе игровых технологий опирается на следующие дидактические принципы:
• В игре взрослый работает на паритетных началах с детьми, выполняя одну из игровых ролей;
• Игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы;
• Игра позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо; • Игровой процесс вариативен, он не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
• Игровые технологии создают широкие возможности для формирования у детей трудовой культуры.
Целью игровой технологии является создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Главное не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Слайд 14.
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Ну, здесь все предельно ясно. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.
Использование таких технологий решает целый ряд задач:
-закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
-повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
-проведение профилактической оздоровительной работы;
-ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
-мотивация детей на здоровый образ жизни;
-формирование полезных привычек;
-формирование валеологических навыков;
-формирование осознанной потребности в регулярных -занятиях физкультурой;
-воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Здоровьесберегающие технологии отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Проводится образовательная деятельность, спортивные развлечения, подвижные игры, игровые ситуации, беседы, театрализованные представления, чтение художественной литературы. Грамотностью в вопросах здоровья является общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на личных знаниях и опыте, которые приобретены в воспитательно-образовательном процессе образовательного учреждения и семье. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Слайд 15.
Технология информационного обучения - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии)
Цель: Развитие познавательных способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий
1. Совершенствовать профессиональное мастерство, используя ИКТ в образовательном процессе. Разработать методические занятия с применением ИКТ, в соответствии с ФГОС. Создание библиотеки презентаций и видеофильмов, видеороликов, апробировать разработки на практике
2. Побуждать детей к поисковой и познавательной деятельности через использование ИКТ. Способствовать развитию памяти, воображения, творчества
3. Создать условия для внедрения ИКТ в образовательном процессе.
4. Использовать ИКТ повышения интереса к окружающему миру в работе с семьями воспитанников.
Информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез. Владение информационной грамотностью заключается в умении осуществлять поиск информации, извлекать информацию из Интернета, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами. Сюда относятся интерактивные средства обучения: мультимедийные презентации, компьютерные игровые упражнения. Данные средства обучения значительно повышают эффективность занятия, позволяют сделать его ярче, увлекательнее, насыщеннее.
Слайд 16.
Технология ТРИЗ - теория решения изобретательских задач заключается в том, чтобы дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у детей. За эти качества ТРИЗ называют технологией.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Решая тризовские задачи, дошкольники не только совершенствуют навыки творческого мышления, но и расширяют свой кругозор, развивают свои познавательные способности, развивают речь.
ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.
Слайд 17.
Квест-технология.
Квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт. Дети сталкиваются с различными проблемами, придумывают, как с ними справиться, и в конце игры получают определенный результат. Это, несомненно, творческий акт, осуществляемый в процессе игровой деятельности. Квесты являются современной эффективной образовательной формой деятельности детей дошкольного возраста. Квесты дают возможность педагогам разнообразить игровую деятельность дошкольников.
Квест – технология имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника, четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. Роль педагога-наставника в квест - игре организационная, т. е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность. В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребёнка, самостоятельной деятельности дошкольника, активного взаимодействия с семьями воспитанников.
Слайд 18.
В завершение своего выступления подведу итог, что в формировании функциональной грамотности просто необходимо переплетение и взаимозависимость различных технологий, методов и форм.
Слайд 19.
Таким образом, функциональная грамотность детей – это определенный уровень образованности детей дошкольного возраста на ступени дошкольного образования, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями. Функциональная грамотность - это и наше с вами самообразование и саморазвитие.
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей
Слайд 20.
Главное нужно чётко понимать, к чему необходимо стремиться педагогу в процессе воспитания и обучения дошкольника, а именно «научить учиться» и «быть свободным в применении своего опыта». Самостоятельность, самодостаточность, самоконтроль, самооценка, самокоррекция, т. е. саморазвитие человека Ребёнку предстоит стать взрослым и хозяином своей жизни, а значит наша задача - помочь ребенку раскрыться и развить собственные идеи.
Слайд 21.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!