Галина Шишова
Эффективные методы осуществления экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое
богатство для интеллектуального, нравственного и
речевого развития ребенка.
/В. А. Сухомлинский/
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Публикация «Эффективные методы осуществления экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
На этапе дошкольного детства закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. В этот период ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.
Цель экологического воспитания - формирование основ экологической культуры у детей
Задачи экологического воспитания:
• создание у дошкольников установки на здоровый образ жизни
• привитие им элементов экологической культуры
• формирование экологического сознания
• воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь её.
Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.
Методы экологического воспитания
Метод с точки зрения экологического образования - способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.
Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих методов воспитательно-образовательной работы с детьми. Методы обучения подразделяют на наглядные, практические и словесные. В зависимости от этапа формирования у детей знаний и навыков выделяют методы прямого воздействия (показ, объяснение и пр., методы опосредованного воздействия, когда дети проявляют самостоятельность, и методы проблемного воспитания и обучения, когда дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно изыскивать способы решения познавательных, игровых и других задач.
В педагогическом процессе используются как традиционные методы, так и инновационные.
Традиционные методы, прошли проверку временем и широко применяются:
- наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций, демонстрация моделей, просмотр кинофильмов о природе). Данные методы позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о природе.
- практические (экологические игры, элементарные опыты, моделирование, труд в природе). Использование этих методов позволяет уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
- словесные (рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы, использование фольклорных материалов). Использование этих методов позволяет уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Наряду с традиционными методами в своей работе я использую и инновационные методы:
• использование элементов ТРИЗ
• использование приемов мнемотехники
• проблемное обучение
• наглядное моделирование
В работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.