Галина Лазарева
Эффективные методы организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Нижняя Покрова Перелюбского муниципального района
Саратовской оласти»
Педагогический опыт
«Эффективные методы организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС»
Воспитатель : Лазарева Галина Анатольевна.
Публикация «Эффективные методы организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
«Эффективные методы организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС»
Актуальность ее заключается в следующем
Труд - это сложный вид деятельности. С трудом связано развитие сознания человека и его становление как субъекта деятельности.
Труд, уважение и достаток в народном сознании были взаимосвязанными понятиями. Приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано, буквально с младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни.
Трудовое воспитаниезаключается в привитии детям уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к сознательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Проблемами трудового воспитания детей дошкольного возраста и организацией данного процесса занимались ученые-практики З. Н. Борисова, В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. Ф. Островская, Т. А. Маркова, М. А. Васильева, Л. В. Куцакова, С. А. Козлова, Т. М. Бондаренко и другие.
Объект исследования: образовательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования:эффективные методы организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС.
Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы и рассмотреть проблему эффективные методы организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС и экспериментальным путем доказать их эффективность.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: уровень развития трудовых компетенций и самостоятельности повысится при условии использования эффективныхформ, методов и средств трудового воспитания.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть современные подходы к организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС.
2. Выявить основные формы и методы организации трудового воспитания дошкольников.
3. Описать цель, задачи и методы организации опытно-экспериментальной работы.
4. Экспериментальным путем проверить эффективность используемых методов трудового воспитания старших дошкольников.
Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования :
- теоретические методы : анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование
- эмпирические методы : наблюдение, беседа
- эксперимент.
Теоретическая значимостьдипломной работы состоит в расширении научных представлений о роли, содержании и методах формирования трудовых компетенций и самостоятельности старших дошкольников в условиях ДОО.
Практическая значимостьисследования определяется использованием подобранного и изготовленного методического обеспечения в практике дошкольной образовательной организации.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБДОУ «Детский сад села Нижняя Покровка Перелюбского муниципального района Саратовской области», в старшей группе. В исследовании приняли участие 20 детей и их родители.
В первой главе моего исследования я рассмотрела современные подходы к организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС. Рассмотрели базовые понятия: труд, трудовое воспитание, трудовая деятельность. Рассмотрела особенности детского труда. Выяснили, что на современном этапе четко прослеживаются изменения в отношении к трудовому воспитанию, в организации труда дошкольников, новые подходы к разработке проблемы становления ребенка как субъекта трудовой деятельности и самостоятельности как определяющего качества дошкольника.
Во второй части нами проанализирован и описан эксперимент по изучению возможностей трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС.
В эксперименте принимали участие дети старшей группы в количестве 20 человек (11 девочек и 9 мальчиков) в возрасте от 5 до 6 лет.
Экспериментальная работа проводилась с ноября по май и состояла из трех этапов:
Первый этап – констатирующий.
Второй этап – формирующий.
Третий этап – контрольный.
На констатирующем этапе эксперимента была использована педагогическая диагностика М. В. Крулехт «Формирования трудовых компетенций и самостоятельности».
Проведенная диагностика дала следующие результаты высокий уровень формирования трудовых компетенций и самостоятельности показали 5 дошкольников (25%, средний уровень 10детей (50%) и 5 детей (25%) были на низком уровне. Из проведенной работы мы сделали вывод, что у детей преобладает низкий и средний уровень трудовых компетенций. Все это вызвало необходимость проведения работы с детьми и родителями.
Основным направлением деятельности на формирующем этапе стало повышения уровня формирования трудовых компетенций и самостоятельности старших дошкольников. С этой целью нами были использованы различные формы, методы и средства трудового воспитания по следующим направлениям: предметный мир, труд взрослых и самообслуживание и детский труд. Среди ведущих методов мы использовали :
побуждение взрослого к поиску у ребенка ошибки при выполнении труда;
- привлечение детей к оценке трудовой деятельности;
- похвала и благодарность взрослых за помощь в трудовых делах.
- использование предметно-схематичных моделей предстоящей деятельности, опорных схем, моделей, чертежей;
- использование пооперационных схем изготовления поделок и игрушек;
- домашние задания и др.
Для пропаганды среди родителей содержания и методов приобщения дошкольников к труду были использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др.
На контрольном этапе я провела повторную диагностику с целью определения динамики сформированности трудовых компетенций и самостоятельности у старших дошкольников. Использовалась та же методика, что и в начале работы.
Получили следующие результаты Высокий уровень демонстрируют 8 детей (40%, средний 12 (60%, низкий отсутствует.
Количество дошкольников на высоком уровне увеличилось на 15%, на среднем уровне на 10%, а количество детей на низком уровне уменьшилось на 25%.
Анализ результатов позволил нам сделать выводо том, что опытно - экспериментальная работа по формированиютрудовых компетенций и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста дала нам хорошие результаты. Результаты, полученные в ходе проведенного эксперимента, подтверждают верность выдвинутой нами гипотезы. Цель работы достигнута. Задачи решены.