Лучший педагог года

Эффективные методы организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС

Галина Лазарева
Эффективные методы организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Нижняя Покрова Перелюбского муниципального района

Саратовской оласти»

Педагогический опыт

«Эффективные методы организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС»

Воспитатель : Лазарева Галина Анатольевна.

Публикация «Эффективные методы организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС» размещена в разделах

«Эффективные методы организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС»

Актуальность ее заключается в следующем

Труд - это сложный вид деятельности. С трудом связано развитие сознания человека и его становление как субъекта деятельности.

Труд, уважение и достаток в народном сознании были взаимосвязанными понятиями. Приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано, буквально с младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни.

Трудовое воспитаниезаключается в привитии детям уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к сознательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Проблемами трудового воспитания детей дошкольного возраста и организацией данного процесса занимались ученые-практики З. Н. Борисова, В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. Ф. Островская, Т. А. Маркова, М. А. Васильева, Л. В. Куцакова, С. А. Козлова, Т. М. Бондаренко и другие.

Объект исследования: образовательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования:эффективные методы организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС.

Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы и рассмотреть проблему эффективные методы организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС и экспериментальным путем доказать их эффективность.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: уровень развития трудовых компетенций и самостоятельности повысится при условии использования эффективныхформ, методов и средств трудового воспитания.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Раскрыть современные подходы к организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС.

2. Выявить основные формы и методы организации трудового воспитания дошкольников.

3. Описать цель, задачи и методы организации опытно-экспериментальной работы.

4. Экспериментальным путем проверить эффективность используемых методов трудового воспитания старших дошкольников.

Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования :

- теоретические методы : анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование

- эмпирические методы : наблюдение, беседа

- эксперимент.

Теоретическая значимостьдипломной работы состоит в расширении научных представлений о роли, содержании и методах формирования трудовых компетенций и самостоятельности старших дошкольников в условиях ДОО.

Практическая значимостьисследования определяется использованием подобранного и изготовленного методического обеспечения в практике дошкольной образовательной организации.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБДОУ «Детский сад села Нижняя Покровка Перелюбского муниципального района Саратовской области», в старшей группе. В исследовании приняли участие 20 детей и их родители.

В первой главе моего исследования я рассмотрела современные подходы к организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС. Рассмотрели базовые понятия: труд, трудовое воспитание, трудовая деятельность. Рассмотрела особенности детского труда. Выяснили, что на современном этапе четко прослеживаются изменения в отношении к трудовому воспитанию, в организации труда дошкольников, новые подходы к разработке проблемы становления ребенка как субъекта трудовой деятельности и самостоятельности как определяющего качества дошкольника.

Во второй части нами проанализирован и описан эксперимент по изучению возможностей трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС.

В эксперименте принимали участие дети старшей группы в количестве 20 человек (11 девочек и 9 мальчиков) в возрасте от 5 до 6 лет.

Экспериментальная работа проводилась с ноября по май и состояла из трех этапов:

Первый этап – констатирующий.

Второй этап – формирующий.

Третий этап – контрольный.

На констатирующем этапе эксперимента была использована педагогическая диагностика М. В. Крулехт «Формирования трудовых компетенций и самостоятельности».

Проведенная диагностика дала следующие результаты высокий уровень формирования трудовых компетенций и самостоятельности показали 5 дошкольников (25%, средний уровень 10детей (50%) и 5 детей (25%) были на низком уровне. Из проведенной работы мы сделали вывод, что у детей преобладает низкий и средний уровень трудовых компетенций. Все это вызвало необходимость проведения работы с детьми и родителями.

Основным направлением деятельности на формирующем этапе стало повышения уровня формирования трудовых компетенций и самостоятельности старших дошкольников. С этой целью нами были использованы различные формы, методы и средства трудового воспитания по следующим направлениям: предметный мир, труд взрослых и самообслуживание и детский труд. Среди ведущих методов мы использовали :

побуждение взрослого к поиску у ребенка ошибки при выполнении труда;

- привлечение детей к оценке трудовой деятельности;

- похвала и благодарность взрослых за помощь в трудовых делах.

- использование предметно-схематичных моделей предстоящей деятельности, опорных схем, моделей, чертежей;

- использование пооперационных схем изготовления поделок и игрушек;

- домашние задания и др.

Для пропаганды среди родителей содержания и методов приобщения дошкольников к труду были использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др.

На контрольном этапе я провела повторную диагностику с целью определения динамики сформированности трудовых компетенций и самостоятельности у старших дошкольников. Использовалась та же методика, что и в начале работы.

Получили следующие результаты Высокий уровень демонстрируют 8 детей (40%, средний 12 (60%, низкий отсутствует.

Количество дошкольников на высоком уровне увеличилось на 15%, на среднем уровне на 10%, а количество детей на низком уровне уменьшилось на 25%.

Анализ результатов позволил нам сделать выводо том, что опытно - экспериментальная работа по формированиютрудовых компетенций и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста дала нам хорошие результаты. Результаты, полученные в ходе проведенного эксперимента, подтверждают верность выдвинутой нами гипотезы. Цель работы достигнута. Задачи решены.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Фотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольниковФотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Основной вид деятельности ребёнка - игра, играя дети познают мир, узнают много нового и интересного. В соответствии с.

Фоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольниковФоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Могу сказать про себя, что я не покупаю всё это на рынке и в магазине, а выращиваю сама. Вот и сегодня, с утра пораньше.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников»Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условияхРекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности расценивается как стремление к приобретению.

Эффективные методы и приёмы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников Мы часто слышим выражение «Движение – это жизнь!», но мало кто задумывается о том, что это действительно так, ведь движение необходимо нам.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО»Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективные методы организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС
Опубликовано: 18 января 2022 в 17:17
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД