елена киселева
Эффективные формы и методы сотрудничества ДОО с семьей в соответствии с ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «РУСАЛОЧКА»
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
629830 ЯНАО г. Губкинский, микрорайон 2, дом 30
Доклад «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ»
Подготовила:
Киселева Елена Ивановна
Воспитатель высшей кв. категории МАДОУ ДС «Русалочка»
Публикация «Эффективные формы и методы сотрудничества ДОО с семьей в соответствии с ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2018
«Понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости, а его отсутствие ведёт за собой «обнищание мысли».
(А. М. Матюшкин, Ю. С. Багимов и другие).
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
В общем положении Федерального Государственного образовательного стандарта одним из пунктов основных принципов дошкольного образования является организация сотрудничества с семьей. В связи с этим каждый педагог ДОУ разрабатывает план работы с родителями, где решается одна из основных задач Стандарта - обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, развитие их индивидуальных способностей.
Но сегодня мне хотелось бы поговорить о взаимодействии с семьей в вопросах развития детской одаренности.
Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка.
Важность работы с одаренными детьми показана:
- в «Федеральном законе об образовании в РФ» (в статье 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности.)
- в «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», где одним из направлений работы является разработка специальных разделов примерных основных образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих выявление, развитие и сопровождение одаренных детей, а так же проведение и участие в интеллектуальных и творческих конкурсных мероприятий для детей и молодежи.
- в нашем городе приказом УО за № 413 утверждена Модель выявления, поддержки и развития одаренных детей города Губкинского, в которой обозначена схема социального взаимодействия по поддержки детской одаренности в сфере дополнительного образования.
Природой заложен огромный потенциал в каждом человеке, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность достигать больших высот в развитии. Для развития способностей необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одарённости, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов и родителей.
Но любая работа с одаренным ребенком только начинается в образовательных учреждениях. Основная функция в развитии способностей детей принадлежит, конечно же, семье.
Поэтому цель нашей работы заключается в том, чтобы сформировать у родителей устойчивое желание в поддержке одаренности у ребенка и его дальнейшее развитие.
Взаимодействие детского сада с семьёй одарённого ребёнка направлено на то, чтобы научить родителей понимать и принимать своего ребёнка таким, какой он есть. Родителям принадлежит особая роль - содействие развитию. Ведь именно в семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребёнка. Поэтому практическая задача педагогов, оказывать всяческую поддержку семьям, имеющим способных и одарённых детей.
В прошлом году мы выпустили подготовительную группу. На протяжении всей работы были достигнуты высокие результаты в различных направлениях детской одаренности. Апробировались новые формы работы с одаренными детьми. В ходе этой работы обнаружились некоторые противоречия, поскольку не все родители видят способности своего ребенка, и не все готовы принять его таким, какой он есть. Многие из них завышают возможности детей, а некоторые недооценивают его возможности, что происходит чаще всего. Раз возникли такие противоречия, то появилась необходимость организованной работы с родителями по повышению их компетентности в вопросах воспитания и развития одаренного ребенка. Работа с родителями проводится по таким направлениям как:
1. Организация информационной среды для родителей
Важным моментом работы с одарёнными детьми и их родителями является создание информационной среды, комплексных мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями одарённых детей. Для родителей дошкольников нами разработана Модель развития творческого потенциала детей родителями, с которой мы познакомили их на родительском собрании.
Родителям советуем:
- создавать условия для творческого развития ребенка в доме и вне его:
Приобретать книги, игрушки, игры, которые полезны для развития детей.
Обеспечивать ребенка материалами для творчества (бумага, клей, пластилин и т. д.)
Организовывать места для творчества (стол, полка, место для игрушек, игр на полу, комната, уголок).
Предоставить возможность ребенку использовать старые не нужные вещи для создания различных конструкций, поделок.
Предоставить возможность ребенку изменять привычный порядок в доме.
Предоставить возможность ребенку для размышления работы в одиночестве.
- активно участвовать в творческом развитии ребенка:
Играть и заниматься с ребенком дома.
Обсуждать с ним различные проблемы, искать ответы на интересующие его вопросы.
Читать и обсуждать книги.
Разгадывать загадки, решать кроссворды, ребусы, стимулировать придумывание собственных рассказов, сказок, небылиц.
Предоставить ребенку возможность заниматься рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией по его желанию.
Просматривать и обсуждать с ним детские передачи, мультфильмы.
Совместно прослушивать музыку, петь, организовывать выставки работ.
Предоставить возможность составлять различные коллекции в соответствии с интересами детей.
Записывать идеи, размышления, высказывания детей.
- совместно проводить досуг вне дома:
Отдыхать вместе с детьми в выходные дни в парке, в лесу и т. д.
Заниматься спортом.
Совместно посещать выставки, музеи и другие культурно – общественные места.
- стимулировать творческую активность ребенка:
Поощрять его творческую деятельность (рисунки, стихи, коллекции, конструкции).
Поощрять стремления ребенка исследовать окружающий мир.
Помочь в поиске интеллектуальных партнеров среди ровесников и взрослых.
Поощрять активное учение ребенка, помогать ему в приобретении знаний и навыков.
Ценить достижения ребенка, его самого как личность!
Только тогда ребенок вырастит творческой личностью!
Любое знание намного прочнее усваивается в практической деятельности. С этой целью и было проведено родительское собрание, на котором родители:
- были ознакомлены с теоретическими положениями о детской одаренности,
- смогли проанализировать сами способности своего ребенка и сравнить их с анализом способностей детей педагогом (опрос-анкета,
- сами стали участниками тестирования по выявлению своей собственной одаренности и пришли к выводу, что способности необходимо развивать в детском возрасте,
- увидели творческие выступления своих детей в разных направлениях: художественной, музыкальной деятельности, спортивной…
Мы преследовали цель в проведении собрания не только ознакомления с Моделью, но и принятия и осознания ее важности.
Родители обратили внимание на своих детей и на денный момент:
15 человек ходят заниматься танцами в различные хореографические группы,
12 человек посещают школу искусств №2, где продолжают учиться рисовать,
5 человек посещают музыкальную школу,
4 человека занимаются вокалом,
20 человек регулярно посещают детскую библиотеку.
2. Следующее направление - это психолого – педагогическое сопровождение семьи способного ребёнка.
Целью психолого - педагогического сопровождения семьи является обучение родителей эффективному взаимодействию их с ребёнком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнёрства, расширение возможностей понимания одарённого ребёнка. Для эффективности этой работы мы проводим анкетирование, индивидуальные консультации, подбор научной и практической литературы для родителей.
Работа в данном направлении строго индивидуальна для каждой семьи. Это зависит от:
- социального статуса семьи,
- уровня образования родителей,
- финансово-экономических условий семьи.
И мы делаем все необходимое, чтобы помочь родителям в создании условий для развития детской одаренности. Выявив детей в разных творческих направлениях, мы предоставляем им возможность развиваться в условиях дополнительного образования на бесплатной основе: кружок «Сударушка», кружок «Топотушки», кружок общей физической подготовки («ОФП», кружок «Знатоки».
3 направление – это совместная практическая деятельность способного ребёнка и его родителей.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которых родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
В ДОУ проводятся выставки совместных работ родителей с детьми и самих родителей:
- «У мамы ручки золотые»
- «Осенние фантазии»
- «Зимушка хрустальная»
- «День рождения снеговика»
- «Мастерская Деда Мороза»
- «Как на Маслинной неделе»
- «Весна - красна» и др.
Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки, родители проявляют особую активность, подолгу рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают разнообразие творческих выдумок.
Детско-родительские проекты:
- «Космос»
- «Наш город»
- «Что за прелесть эти сказки»
- «Год гражданского Единства»
Данные проекты заканчиваются большими общими мероприятиями:
«Что за прелесть эти сказки»
«Год гражданского Единства»
«Папа, мама, я – спортивная семья»
«Сказочный калейдоскоп»
«День Нептуна»
«Всемирный день театра»
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала и участие в совместных мероприятиях не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основная функция ДОУ по работе с семьей в развитии детской одаренности - это:
- показать родителям, что их ребенок одаренный,
- научить родителей работать со своим ребенком,
-продолжать развивать детей по окончанию дошкольного обучения в системе дополнительного образования школ и города.