Ирина Лобурец
Мастер-класс для родителей «Приёмы и методы ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей «Приёмы и методы ТРИЗ»
Воспитатель МБОУ «Куломзинская СШ» Лобурец И. А. (октябрь, 2018г.)
Цель: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх, рекомендации родителям по созданию условий для развития мышления, воображения, творческих способностей детей.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Приёмы и методы ТРИЗ“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2018
Ход мастер-класса :
Что же такое ТРИЗ? ТРИЗ - расшифруем аббревиатуру: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ - уникальная методика развития творческой деятельности дошкольников. Придумал её и разработал отечественный изобретатель, ученый, писатель - фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.
В настоящее время приёмы и методы ТРИЗ используются в детских садах для развития у детей изобретательской смекалки, творческого воображения, мышления, игры ТРИЗ учат детей быть любознательными, что важно для будущего школьника.
Играя в эти игры с детьми дома, на улице, по дороге в детский сад, вы сможете развивать у детей внимание, память, логику, расширять познавательные способности, обогащать словарь и речь.
Одно из главных направлений ТРИЗ - познакомить детей с противоречиями. Для этого придумана игра «Маятник» («Хорошо - плохо», играть в неё нужно по правилам: все предметы, явления, поступки, сказки рассматривать сначала с хорошей позиции, затем с плохой, но обязательно вернуться к положительному, чему - то хорошему.
Игра: «Маятник» («Хорошо – плохо») - учить выделять противоречия в предметах. Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в локте вертикально. Если наклонил руку вправо и сказал - хорошо - называют положительные свойства объекта. Если наклонил руку влево, сказал - плохо - называют отрицательные свойства. Например: Осень наступила – хорошо - яркие деревья, бабье лето красивое, много урожая, листочки красивые, разноцветные, можно собирать осенние букеты из листьев, много цветов, много грибов, много хлеба, …
Осень наступила - плохо - короткие дни, ночи длинные, неслышно пения птиц, птицы улетают в теплые края, мало бабочек, холодный дождь, слякоть, ветер срывает листья, деревья стоят без листьев, печки надо топить, морозы, вянет трава, гибнут от холода цветы, …
С самого рождения дети, получая информацию и анализируя её, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов. И мы, взрослые должны им помочь - сформировать у детей такое качество мышления, как системность - способность ребёнка воспринимать любой предмет, который он познаёт всесторонне, во всём его многообразии связей. Наша задача в том, чтобы помочь ребенку познать, что всё, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается, а главное, что любой предмет, каким бы он не был - большим или маленьким, является частью чего-то большого и в тоже время из чего-то состоит сам. Так всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает метод системного анализа.
Вторая игра в ТРИЗе называется «Системный оператор» (волшебный экран, волшебный телевизор). Она позволяет заглянуть в историю создания, например, игрушки, разложить её по деталям и даже «сконструировать» игрушку будущего.
«Волшебный экран», состоит из девяти окошек. Выполняя игровые действия, мы обязательно должны соблюдать алгоритм действия - «мыслительные шаги» :
- выбирается и называется объект, перечисляются его разнообразные свойства и признаки (система в настоящем);
- определяется подсистема природного объекта (из каких частей состоит объект);
- определяется надсистема объекта (его видовая принадлежность по месту обитания, по классу, группе, к которым он относится);
- рассматривается процесс развития объекта в прошлом (выясним историю возникновения данного объекта);
- рассматривается развитие объекта в будущем (детям представляется возможность представить себе, каким будет объект в будущем, его внешний вид, функции, как он будет называться, его среда обитания)
1. Система в настоящем - Кто (что) это?
2. Подсистема в настоящем - Какой? Из чего состоит?
3. Надсистема в настоящем - Среда обитания
4. Система в прошлом - Кем был?
5. Подсистема в прошлом - Части
6. Надсистема в прошлом - Среда обитания
7. Система в будущем - Кем будет?
8. Подсистема в будущем - Части
9. Надсистема в будущем - Среда обитания
Например, разберём объект - яблоко.
1. Яблоко.
2. Круглое, румяное, гладкое, сочное, желтое, зеленое, красное, маленькое, большое, кожура, плодоножка, семечки.
3. В саду на деревьях (яблоне -культурке, дичке) в питомниках, в магазинах в ящиках, в складе, в машинах, в пакетах у покупателей, …
4. Семечко.
5. Семечки бывают мелкие, крупные (маковые, тыквенные, подсолнечника,)
6. В магазине семян, в мешочках у бабушки, в теплице, …
7. Нарисуют натюрморт (яблоко для натуры, упадет с дерева, закатится в траву и испортиться, ёжик подберёт, съедят дети, взрослые, сухофрукты, соберут урожай в ящики и увезут на склад, далее в магазин, сделают сок, компот, варенье, пирожки…
8. Кусочки резанные, кисти, краски, банки, плодоножки, …
9. Картина – натюрморт, вышивка с яблоками, поделки из яблок, в баках заготовки, пирог с яблоками, сухофрукты в магазине, …
Практическая деятельность с родителями :
Раздаются листы с «Волшебным экраном», где написаны различные объекты: рыбка, Буратино, книга, дом, лягушка, тюльпан, гриб, кукла. Родители разбирают объекты в системе, последовательно, соблюдая алгоритм, записывают варианты и зачитывают друг другу.