Юлия Брылёва
Эффективные формы работы по правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
«Эффективные формы работы по правилам дорожного движения» воспитателя МБДОУ «Детский сад №104» Брылёвой Юлии Николаевны.
Ребёнок делает первые шаги, затем со взрослыми выходят во двор и, наконец, происходит знакомство с улицей, где их ждёт реальная опасность - автотранспорт. Дети слишком малы, чтобы видеть в нём угрозу жизни и здоровья.
В настоящее время на дорогах наших городов стало очень много различных транспортных средств, за рулём которых находятся не вполне достойные иметь права люди, подвергающие других опасности. Большинство людей, пересекающих проезжую часть по пешеходному переходу, считают, что они в полной безопасности, но это заблуждение, так как нужно убедиться, что автомобили на безопасном расстоянии, тогда переходить дорогу. Детям же это вдвойне сложно. Поэтому в России транспортные аварии - это одна из острых социально-демографических проблем, угрожающих безопасности нашей нации. Об этом мы можем узнать из сводок происшествий по городу и России.
Публикация «Эффективные формы работы по правилам дорожного движения» размещена в разделах
В Рязани довольно много происшествий на транспортных средствах происходит с детьми и подростками до 18 лет, в результате которых они погибают и получают увечия и травмы.
Происходят наезды на детей, переходящих проезжую часть. Особенно тревожно то, что половина всех случаев происходят на пешеходном переходе. Дети знают, что необходимо пользоваться пешеходным переходом, но они до конца не осознают опасность и мы обязаны помочь её увидеть. Но треть наездов на детей происходит по вине их самих. Они пересекают проезжую часть, где вздумается, неверно обходят транспорт.
Имеют место ДТП с участием детей-пассажиров мототранспортных средств и велосипедистов. Водители мотоциклов, мопедов и велосипедов по требованиям Правил возить пассажиров нельзя, о чём пассажиры чаще всего не догадываются и даже не применяют защитный шлем, что приводит к плачевным последствиям и получают ранения больше, чем водитель, или погибают.
Многие родители до сих пор не в полной мере осознают, что они несут ответственность за детей и не пользуются автокреслом или не закрепляют его должным образом и ремнями безопасности (с 12 лет).
В Рязани сотрудниками Госавтоинспекции проведены рейды по выявлению нарушений, связанных с перевозкой детей, и выявлены нарушения. Поэтому с 01.09.2013 года в силу вступили поправки в КоАП и, в частности, введена статья 12.23ч. 3, предусматривающая штраф в размере 3000 рублей за нарушение требований перевозки детей. Возможно, эти меры пойдут на пользу.
В ДТП чаще попадают дети в возрасте 14 и более лет, дошкольники - по вине взрослых, и некоторые дети, не находящиеся под присмотром родителей, в возрасте 7-10лет.
Все происшествия с участием детей происходят с 17.00 до 22.00 часов.
С 1 января 2013года по всем фактам ДТП с участием детей Госавтоинспекция проводит проверки с изучением причин и условий, способствующих их совершению. По фактам ДТП информация отправляется в образовательные учреждения г. Рязани с просьбой провести дополнительную работу, направленную на недопущение подобных происшествий в будущем и принятию мер по предотвращению дорожных происшествий, в которые попадают и дети.
В этой работе преследуются две основные цели:
1. Сохранение жизни и недопущение травм у несовершеннолетних.
2. Воспитание детей в духе уважения к закону и порядку.
Именно поэтому воспитание законопослушных участников дорожного движения - общая задача родителей, педагогов и работников Госавтоинспекции.
Учить детей правильно вести себя на дороге непросто, поэтому требуется комплексный подход. Система обучения должна быть единой, рассчитанной на возрастные особенности детей, способной формировать как теоретическую базу знаний, так и практические навыки. Необходимо приучать детей правильному поведению на дороге и умению выходить из сложных ситуаций - ловушек. Для того чтобы эта работа была действенной, в детских образовательных учреждениях нашего города, надо воспользоваться одной из самых эффективных форм обучения дошкольников – игрой. Игра – один из важнейших видов деятельности ребёнка, где он может проявить себя и совершенствоваться. Во время игры воспитанники проявляют внимание, у них активизируется память, лучше работает воображение, развивается мышление, речь. Игра делает содержательным свободное время, побуждает к творчеству, учит ориентироваться в различных ситуациях, мгновенно реагировать в нужный момент. В игре моделируются реальные жизненные ситуации.
В детском дошкольном учреждении работа по профилактике и предупреждению травматизма у детей во время ДТП осуществляется следующим образом:
1. Проводится работа с воспитателями («круглые столы», консультирование, индивидуальные консультации, семинары практикумы, дни открытых дверей, совместные открытые мероприятия, участие в выставках, конкурсах, проведение родительских собраний, анкетирование и т. п.).
2. Работа с воспитанниками (организуются игры, целевые прогулки и экскурсии, дети рисуют рисунки по теме, участвуют в конкурсах).
3. Работа с общественностью (консультирование родителей по вопросам, связанным с обучением детей правилам дорожного движения, внесение в повестку дня родительского собрания пунктов, раскрывающих тему ДТП, привлечение инспекторов ДПС для просвещения родителей и т. п.).
Используются следующие методы для познания правил дорожного движения :
- придумывание сложных дорожных ситуаций;
- игровое обучение;
- наблюдение;
- беседа.
Одна из самых действенных форм обучения дошкольников Правилам является игра. Она помогает обучить, проверить и использовать в жизни знания по ПДД.
Виды игр:
1. Настольно – печатные.
2. Настольно – предметные.
3. Подвижные.
4. Игры – тренинги.
5. Сюжетно – ролевые.
6. Дидактические.
7. Развивающие.
8. Обучающие.
9. Театрализованные.
10. Компьютерные.
В играх учитывается возраст воспитанников. Игра помогает заинтересовать детей в изучении правил дорожного движения, увлекает их, формирует прочные навыки поведения на дороге, ещё и ещё раз закрепляет эти навыки, учит уважительному отношению к другим участникам дорожного движения, в том числе водителям и инспекторам ГИБДД.
Одной из основных и эффективных форм работы по обучению детей правилам дорожного движения, по моему мнению, являются разного вида занятия по различным областям: «Познавательное развитие»(ознакомление с окружающим миром, математика, «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие» (лепка, рисование, конструирование, музыка, «Физическое развитие». В каждой из областей применяем знания, связанные с правилами безопасного поведения людей. Основной образовательной областью является «Социально – коммуникативная», подразумевающая безопасность жизнедеятельности детей. Детям преподносится материал:
1) в виде беседы (используя продуктивный и репродуктивный метод познавательной активности, заставляя ребенка думать, задавая наводящие вопросы или спрашивая ребёнка и не услышав ответа, даёшь свой и просишь повторить;
2) во время наблюдения за объектами (светофором, автомобилями, проезжей частью и т. д.);
3) экскурсий;
4)целевых прогулок;
5)чтения художественной литературы;
6)встреч с сотрудниками ГИБДД;
7)проведения праздников и развлечений;
8)во время непосредственно – образовательной деятельности:
- рисования;
- лепки;
- аппликации;
- конструирования (из разных видов строительного материала);
- развития математических представлений;
- трудовой деятельности (изготовления атрибутов для игр);
- развития речи;
- окружающего мира;
- физкультурной деятельности;
- музыкальной деятельности.
Для проведения экскурсий детским садом приобретены специальные светоотражающие жилеты для детей. Имеются флажки красного цвета.
Для наглядного восприятия здорово помогают видео – пособие студии «Премьер» под названием «Безопасность на улицах и дорогах» и Уроки тётушки Совы «Азбука безопасности на дороге».
Для лучшего восприятия материала собран в книгу наглядно – иллюстративный материал с правильным поведением и опасными для жизни ситуациями. Создана картотека подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр, динамических пауз, «минуток» безопасности движения, книга раскрасок, стихов, загадок и сказок по ПДД, собраны сценарии праздников, развлечений и разработки занятий.
Родители понимают важность работы по ПДД и активно помогают нам, воспитателям, в частности, приобретают светоотражающие элементы и прикрепляют их к одежде малышей.
Воспитанники нашего детского учреждения, по опросу родителей, ни разу не были участниками ДТП.