Галина Коротчина
Анализ работы ГДО по правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Быстрое развитие автомобильного транспорта, увеличение интенсивности движения выдвигает серьезную задачу – обеспечение безопасности движения детей. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо необычным, он попадает на улице в опасные ситуации, особенно в летний период. Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться в ближайшем окружении. Это тем более важно знать будущему школьнику, так как ему приходится преодолевать путь от дома в школу и обратно. В предупреждении дорожно-транспортного происшествия с детьми важную роль играет работа ДОУ, целью которого является разъяснение детям правил дорожного движения и привитию навыков дисциплинированного, культурного поведения на улицах и дорогах.
Публикация «Анализ работы ГДО по правилам дорожного движения» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Программой развития ДОУ предусмотрено обучение детей правилам дорожного движения с II младшей группы. В план работы воспитателей нашей ГДО вошли такие формы работы с детьми по правилам дорожного движения, как экскурсии, наблюдения, беседы, рассматривание картин, чтение произведений, заучивание стихотворений, различные дидактические и сюжетно-ролевые игры. На занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений, физкультурных, музыкальных и других видах деятельности наши воспитатели уделяют внимание формированию у детей ориентировки в пространстве, воспитанию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. С правилами дорожного движения воспитатели ДОУ знакомят детей систематически и последовательно, усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе.
Так, во II младшей и средней группах во время целевых прогулок, на занятиях, в играх воспитатели направляют внимание детей на движение пешеходов, транспорта, называют цвета светофора, знакомят с улицей, со словами: «светофор», «тротуар», «пешеход», «машина». Они уточняют название частей автомобиля: кабина, колеса, двери и т. д. Полученные на прогулке знания воспитанниками закрепляются в процессе занятий: на аппликации - наклеивании светофора; на занятии по формированию элементарных математических представлений – учат различать левую и правую стороны; на конструировании – строительство улицы, дороги воспитатель сопровождает действия словом: «Это у нас будет тротуар, кто по нему будет ходить?». На физкультурных занятиях малышей учат двигаться в определенном направлении – вперед, назад. Проводят подвижные игры : «Поезд», «Трамвай», «Воробушки и автомобили», «Найди свой цвет». Таким образом, у детей накапливается опыт движения по улице, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки.
В старшей группе разрозненные сведения о правилах дорожного движения воспитатели связывают в последовательную и стройную систему представлений. Дети этой группы четко знают и практически используют имеющиеся знания правил дорожного движения на улице, знают дорожные знаки. Воспитатели старшей группы обыгрывают правила дорожного движения в различных играх.
Умение применять правила дорожного движения, воспитывается у детей на основе методической литературы имеющейся в ГДО: «Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения», СПб, 1994; «Как обеспечить безопасность дошкольников», К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др., М. ; 2004; «Дошкольникам о правилах дорожного движения», Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко, М. ; 1979; «Безопасность на улицах и дорогах», Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева, М. ; 1997; Методическое пособие «Обучайте дошкольников правилам движения», В. Клименков, «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет : занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии», Г. Д. Беляевскова, Е. А. Мартынова, О. Н. Сирченко, 2016; «Правила дорожного движения : система обучения дошкольников», Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова, 2011; «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет», Т. А. Шорыгина, 2010; В. И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД, или школьник на улице: 1-4 класс», 2011.
Воспитатели используют в своей работе имеющиеся в методическом кабинете большой выбор дидактических игр по правилам дорожного движения : «Дорожные знаки»; «Светофор»; «Автолото»; «Правила дорожного движения»; «Кто быстрее в детский сад приедет?», «Мы едем, едем, едем!».
В своей работе воспитатели используют имеющиеся в детском саду картины по правилам дорожного движения и иллюстрированные пособия. В каждой группе МОУ Зеньковская СОШ ГДО созданы «уголки безопасности», где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года.
В течение года воспитатели знакомят детей с художественной литературой по правилам дорожного движения : Дорохова А. «Зеленый, желтый, красный»; Жидков Б. «Что я видел, светофор»; Северный А. «3 чудесных цвета»; Кузовков О. «Дорожное движение. Книга с магнитами», Дружинина М. «Дорожная азбука», Клименко В. «Кто важнее всех на свете!», «Происшествие с игрушками»; Турутин С. «Для чего нужен светофор»; Михалков С. «Моя улица», «Велосипедист»; Маршак С. «Милиционер», «Мяч».
Важную роль в ознакомлении детей с правилами дорожного движения играет тесная взаимосвязь нашей ГДО с родителями. Воспитатели ведут большую работу по правилам дорожного движения с родителями, знакомят их с программными требованиями, привлекают к изготовлению материала для проведения занятий, игр, выполнению различных заданий с детьми. С родителями в группах проводятся различные консультации по правилам дорожного движения, в родительских уголках оформляются наглядно-информационные стенды на данную тематику.
В конце учебного года воспитателями всех возрастных групп ГДО проводится изучение уровня усвоения детьми программного материала по правилам дорожного движения по специально разработанным критериям, что дает возможность выявить уровень усвоения материала детьми и наметить задачи работы с детьми в летний оздоровительный период.
Т. о. роль ДОУ в предупреждении дорожно-транспортного травматизма велика, так как систематическая, целенаправленная, правильная воспитательная работа с дошкольниками создает прочный навык поведения детей на улице, помогает сохранить жизнь и здоровье ребенка, обеспечивает самостоятельность и осознанность поведения детей на улице.
Ниже представлен фотоотчет одного из занятий по ПДД в нашей ГДО: