Людмила Борисенко
Модель выпускника в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Модель выпускника в соответствии с требованиями
Государственного стандарта дошкольного образования/
Под моделью выпускника авторским коллективом Программы понимается
предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи,
характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности
ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного
учреждения. Модель выпускника разработана в соответствии с требованиями
Темочки:
- Выпускной. Сценарии выпускных в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Государственного стандарта дошкольного образования, выбранным содержанием
образования (реализуемой основной и парциальными общеобразовательными
программами, спецификой и предназначением дошкольного образовательного
учреждения.
Модель выпускника имеет большое значение. Во-первых, она выполняет
интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного
учреждения, во-вторых, является основой для разработки целевых ориентиров
воспитательно-образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать
особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие
педагогического коллектива. В-третьих, модель выпускника выступает в качестве
основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса,
благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов,
медицинских работников ДОУ и родителей о желаемых результатах.
Существует несколько подходов к разработке модели выпускника. Главное, что
их объединяет, это исключительно творческий коллективный результат совместной
деятельности педагогического коллектива дошкольного образовательного
учреждения, согласованный с родителями воспитанников. По утверждению
Н. Е. Щурковой, основу этой модели может составить система отношений личности
к таким ценностям, как Человек, Труд, Общество, Знание, Искусство, Природа и
Мир.
Согласно точке зрения М. С. Кагана, структура личности детерминируется
влиянием пяти основных видов человеческой деятельности (познавательной,
ценностно-ориентационной, коммуникативной, преобразовательной,
художественной) и может быть представлена как единая совокупность
взаимосвязанных пяти потенциалов, формирующихся под воздействием видов
деятельности. В соответствии с этим мы полагаем, что модель выпускника может
складываться из описания пяти основных потенциалов личности ребенка:
• познавательного,
• нравственного (ценностного,
• коммуникативного,
• художественного,
• физического.
В описание «модели» выпускника включаются:
уровень состояния здоровья и физического развития,
уровень закаленности,
сформированность ценных гигиенических навыков и привычек,
успешность в освоении основных видов движения,
уровень работоспособности,
уровень сформированности интеллектуальных предпосылок для начала
систематического школьного обучения,
приобретение ряда познавательных умений,
сформированность познавательной активности, интереса к миру, желание
узнать новое,
сформированность интереса к творчеству,
уровень развития воображения,
уровень стремления к самостоятельности,
сформированность предпосылок вхождения выпускника в более широкий
социум,
уровень усвоения основ культуры поведения,
сформированность способностей принять общую цель и условия
согласованных действий,
выражение интереса к общему результату,
сформированность гуманистической направленности в поведении,
сформированность осознания своих возможностей и достижений,
сформированность умений оценивать свои и чужие поступки с позиции общих
ценностей и т. д.
В ходе совместной деятельности членов педагогического коллектива по
разработке «модели» выпускника образовательного учреждения были использованы
рекомендации известных отечественных ученых М. М. Поташника и A.M. Моисеева.
Ребенок 6,5-7 лет, успешно освоивший основную образовательную программу
дошкольного образования, это ребенок:
Здоровый – обладающий хорошим здоровьем (имеет соответствующие возрасту
антропометрические показатели, относительно устойчив к инфекциям, не имеет
хронических заболеваний и др.).
Физически развитый – у ребенка сформированы основные двигательные качества
(ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества).
Коммуникативный - свободно общается со взрослыми и сверстниками, способен
выражать свои намерения и чувства с помощью лингвистических и
паралингвистических средств. Свобода общения предполагает практическое
овладение ребенком нормами русской речи.
Сообразительный - способный решать интеллектуальные и личностные проблемы
(задачи, адекватные возрасту.
Любознательный – проявляющий интерес ко всему новому и непонятному.
Креативный (фантазер и выдумщик) – воображающий, придумывающий,
способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности.
Например, в рамках продуктивной деятельности – к созданию нового образа в
рисунке, лепке, аппликации; в рамках конструктивной деятельности – к созданию
новой конструкции, в рамках физического развития – к созданию нового движения и
др. Креативность распространяется и на способы деятельности ребенка-
дошкольника, выражается в поисках разных способов решения одной и той же
задачи.
Книголюб – любитель чтения (слушания) книг.
Осведомленный – обладающий кругозором, адекватным своему возрасту -
предствлениями о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:
наличие познавательных и социальных мотивов учения;
умение фантазировать, воображать;
умение работать по образцу;
умение работать по правилу;
умение обобщать;
умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
владение языком, на котором ведется обучение в школе;
умение общаться со взрослым и сверстниками.
Ориентированный на сотрудничество – способен участвовать в общих делах,
совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми.
Жизнерадостный – не унывающий, во всем видит для себя что-то хорошее и
радостное.
Инициативный – не ждет, когда взрослый или другие дети предложат ему какое-то
занятие или организуют с ним игру; проявляющий самостоятельность в принятии
решений, в совершении поступков, в деятельности.
Активный – принимающий живое, заинтересованное участие в образовательном
процессе.
Самостоятельный – способный без помощи взрослого решать адекватные возрасту
задачи, находящий способы и средства реализации собственного замысла.
Волевой (адекватно возрасту) - способный к волевой, произвольной регуляции
поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат
данному слову, обещанию, общепринятым нормам.
Чувствующий прекрасное – способный воспринимать красоту окружающего мира
(людей, природы, искусства.
Внимательный – способный воспринимать и делать все сосредоточенно.
Дружелюбный – приязненно расположенный к людям.
Эмоционально отзывчивый – легко откликается на эмоции других людей,
сочувствует, сопереживает и старается содействовать им.
Аккуратный – чистоплотный, опрятный, владеющий культурно-гигиеническими
навыками, содержащий в порядке личные вещи, игрушки и др.
Воспитанный – умеющий хорошо себя вести (в соответствии с общепринятыми
нормами и правилами) адекватно возрасту.
Толерантный – способный мириться, уживаться с тем, что является отличным,
непохожим, непривычным (например, с чужим мнением, с человеком, имеющим
недостатки физического развития, с людьми других национальностей и др.)
Осторожный – проявляющий разумную осторожность в незнакомой обстановке, в
общении с незнакомыми людьми, выполняющий выработанные обществом правила
поведения.
Уверенный в себе – ребенок, имеющий адекватную (не заниженную) самооценку. В
этом возрасте самооценка ребенка в норме несколько завышена, так как у ребенка
должно быть сформировано положительное представление о себе и своих
возможностях.
Настойчивый– проявляющий упорство в достижении результата своей
деятельности.
Терпеливый – способный сохранять выдержку в ожидании результата своей
деятельности в течение длительного времени.
Правдивый – говорящий правду в ситуациях реального жизненного взаимодействия.
Чувствующий свою гендерную, семейную, гражданскую принадлежность –
испытывает чувство общности с особями того же пола, с членами своей семьи, с
гражданами своей страны, способствующее пониманию своего места в жизни.
Совестливый - понимает, что такое «хорошо», и что такое «плохо»; совершая
«хорошие» поступки, испытывает чувство удовлетворения, при совершении
«плохих» поступков – угрызения совести.
Обладающий внутренней позицией школьника – у ребенка появляется новое
отношение к среде, проявляющееся в его стремлении заниматься учением в школе
как серьезным видом общественно-полезной деятельности и в стремлении
соответствовать ожиданиям и требованиям значимых для него взрослых людей.
Бережно относящийся ко всему живому – понимает ценность жизни; проявляет
заботу и внимание к растениям, животным, птицам и др.
Имеющий представление о своем и чужом (собственности человека)- не берет без
спроса чужие вещи.
Любящий и уважающий родителей (близких людей) – с теплом и вниманием
относящийся к родителям и близким людям, посильно помогающий им.
Уважающий старших и помогающий слабым - проявляет воспитанность по
отношению к старшим и не обижает маленьких и слабых, помогает им.