Анна Молоткова
Современные формы сотрудничества педагогов детского сада с семьей воспитанника
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших условий развития личности ребенка, достижения им социальной зрелости является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и воспитателей. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Несмотря на то, что их воспитательские функции различны, тем не менее, прежде всего, для развития ребенка необходимо их взаимодействие. Для того чтобы совместная работа семьи и дошкольного учреждения была плодотворной и реально способствовала социальному развитию ребенка, необходима специальная организация взаимодействия сотрудников детского сада с семьями воспитанников.
Публикация «Современные формы сотрудничества педагогов детского сада с семьей воспитанника» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Семья, как известно, важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его ближайшее окружение, «эмоциональный тыл». В современном мире в период значительных изменений социальной жизни общества, даже взрослый человек не получает готовых ответов на вопросы: «Что для меня более и что менее важно? К чему я должен стремиться и чем могу пренебречь?». Ответы на эти вопросы каждый должен находить для себя сам. Семья также оказывается перед выбором траектории своего развития. Как заметил доктор психологических наук А. Б. Орлов «Современная семья является такой «экспериментальной площадкой», на которой не прекращается эксперимент, во-первых, с социальной ориентации семьи, во-вторых, с личностью каждого ее члена и, в-третьих, с браком…».
Одним из первых и самым трудным моментом для родителей является поступление ребенка в дошкольное учреждение. Именно в этот момент наступает переломный момент в развитии ребенка, меняется социальная ситуация и привычный образ жизни семьи.
При записи в детский сад родителям дошкольников можно предложить беседу с педагогом-психологом об особенностях поведения и развития ребенка. На таких беседах родителям задают вопросы, направленные на выявление психофизиологических особенностей, сформированности навыков и умений, привычек, предпочтений, вкусов и т. д. Ответы на эти вопросы помогаю педагогам и психологу учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и помочь ему в период адаптации, а также предложить родителям тот или иной вариант подготовки ребенка к условиям детского учреждения.
Чтобы ребенок и родители ощутили эмоциональный комфорт еще до начала посещения дошкольного учреждения ребенка с мамой и папой можно пригласить познакомиться с воспитателями, посмотреть группу и игрушки, погулять с ребятками на прогулке.
Для большего комфорта и быстрой адаптации детей, в первые дни посещения детского сада, возможно, находиться в группе вместе с мамой, приходить только на прогулку или во второй половине дня. При этом педагог-психолог и воспитатель помогает ребенку освоится в группе.
Для детей, которые уже посещают детский сад, психологом разрабатывается опросник для родителей, направленный на выявление возникающих проблем, вопросов и поиск путей их решения.
При формировании социального развития у детей немало внимания необходимо уделять изучению взаимоотношений детей в группе. В зависимости от того, насколько «опытен», компетентен ребенок в общении и во взаимоотношениях со сверстниками, ребенку удается занять в группе более или менее благоприятное положение, завести друзей, включиться в совместную игру и другие виды деятельности. Ребенку, имеющему достаточный социальный опыт, легче установить отношения и с воспитателями : он адекватно реагирует на просьбы и замечания педагога, не боится его, не проявляет необоснованного упрямства, не капризничает. Этот социальный опыт дети «приносят» из семьи, где родились, воспитывались и живут. Формы поведения, умение вступать в контакт с людьми, избирательность этих контактов – всем этим ребенок овладевает именно в семье, подражая родителям.
Если же уровень социального развития ребенка, по каким либо причинам, недостаточен (например, до начала посещения детского сада он воспитывался престарелой бабушкой или долго болел, или же рос в «нелюдимой» замкнутой на себе семье) то он неизбежно ощущает дискомфорт и трудности в общении как со сверстниками, так и с взрослыми. Такому ребенку сложно сориентироваться во взаимоотношениях, поступках, мотивации других людей, он не всегда адекватно реагирует на действия взрослых и сверстников, испытывает затруднения в установлении контактов. Помощь, которую можно оказать таким деткам, зависит от согласованных и продуманных действий воспитателя, педагога-психолога и родителей. Воспитатель и психолог, наблюдая ребенка на протяжении всего дня, во время занятий, игры, прогулки, замечают и анализируют особенности его развития.
На основе полученных данных педагогом-психологом совместно с воспитателем разрабатываются специальные методы включения такого ребенка в процесс общения с детьми в группе (в совместные игры и непосредственно образовательную деятельность). Так же можно подготовить консультации для родителей по организации прогулки с ребенком в выходные и праздничные дни, по организации семейных праздников и т. д. Воспитатель и психолог дошкольного учреждения должны дать разъяснения родителям о необходимости проведения таких мероприятий с целью благоприятного социального развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.
Большое значение в развитии сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников имеют личные встречи и беседы педагога с родителями. Во время таких встреч для родителей проводятся консультации по интересующим их вопросам, совместные праздники с детьми и родителями, круглые столы и мастер-классы. На таких встречах желательно присутствие не только воспитателя и педагога-психолога, но и заведующего детский садом и старшего воспитателя.
Данные мероприятия позволяют облегчить процесс социализации ребенка к условиям детского сада и снизить тревожность родителей.