Виктория Антоненко
Плоскостопие. Эффективность применения комплекса профилактических мер по устранению уплощенного свода стоп у детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
По статистическим сводкам Минздравсоцразвития Российской Федерации доля здоровых детей за последнее десятилетие снизилась на 5% (с 47,38% до 42,32%). При массовых обследованиях выявляется немало детей с плоскостопием – 17,3%, среди детей дошкольного возраста процент детей с плоскостопием составил 8,3% (Л. Л. Артамонова, О. П. Панфилов, 2011). Поэтому применение профилактических мер по устранению уплощенного свода стоп актуальна для детей дошкольного возраста.
Темочки:
- Младшая группа
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Цель: исследовать эффективность комплекса профилактических мер по устранению уплощенного свода стоп детей 3-4 лет.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
С учё том поставленной цели решались следующие задачи:
1. На основе анализа научно-методической литературы по изучаемой проблеме проанализировать имеющиеся данные о методах диагностики, лечения и профилактики плоскостопия.
2. Выявить наличие и степень уплощения стоп у детей 3-4 лет.
3. Определить тонус мышц, участвующих в формировании свода стоп у детей 3-4 лет.
4. Апробировать и оценить эффективность разработанного комплекса профилактических мер по устранению уплощенного свода стоп у детей 3-4 лет в условиях ДОУ.
• Методы исследования:
• Плантографическое обследование стоп.
• Из всего арсенала методик наиболее информативной адекватной для детей 3-4 лет является методика по И. М. Чижину. Для проведения исследования мы смазывали поверхность подошвы обследуемого кремом и предлагали ребенку обеими ногами плотно встать на чистый лист бумаги размером А4. На полученном отпечатке проводили касательную линию к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы и линию через основание второго пальца и середину пяточной кости. Через середину второй линии чертили перпендикуляр до пересечения касательной с наружным краем отпечатка стопы.
• При обработке мы вычисляли индекс. (Индекс – это отношение длины отрезка от срединной части до наружной части стопы к длине отрезка от внутренней части стопы до средней линии). Если индекс составлял от 0 до 1, то считали стопу нормальной; если индекс находился в пределах от 1 до 2, то принимали стопу за уплощенную. Рисунок 1.
• Миотонометрия
Миотонометрический метод позволяет выявить степень произвольного расслабления и напряжения мышц, что косвенно характеризует функциональное состояние нервно-мышечного аппарата, в данном случае, нижних конечностей. Для определения тонуса мышц голени щуп прибора ставили на двигательную точку мышцы. В качестве исследуемых мышц нами были выбраны медиальная головка икроножной и передняя большеберцовая мышцы голени. Двигательную точку определяли при максимальном напряжении этих мышц. В двигательной точке фиксировали тонус мышцы при максимальном расслаблении (стоя босиком, а затем при максимальном напряжении (стоя на носочках с опорой). Данные миотонометрии и плантографии регистрировали в начале исследования и повторно по окончании исследования, через 6 месяцев. рисунок
• Педагогический эксперимент
• Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности предложенного нами комплекса профилактических мер по устранению уплощенного свода стоп у детей 3-4 лет, базирующегося на методике, предложенной Н. В Акулиной (1998) «Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста». Мы адаптировали её для детей 3-4 лет, усилив игровой состав комплексов. Всего в методику входят восемь комплексов упражнений, каждый из которых мы использовали 9 раз, то есть на протяжении трёх недель.
• Дополнительно к комплексу специальных упражнений, предлагалась дорожка собственного изготовления, длиной 4 метра, которая располагалась около стены для страховки. Дорожка состоит из нескольких частей: 1часть дорожки: связанные деревянные палки, 2 часть - плетенка из грубых толстых ниток, 3 часть - коврик для ванны - пластмассовые иголки, 4 часть приклеенные на жесткую основу плоские камушки. Дети ходили по ней в свободное время, минимально 3-5 раз в день.
Организация исследования:
Исследование проводилось с участием детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Обследуемые дети не были разделены на контрольную и экспериментальную группы, была сформирована только экспериментальная группа из 24 человек. Занятия проводились три раза в неделю (понедельник, среда, пятница) в спортивном зале, по 20 – 25 минут.
Мы зарегистрировали показатели до и после педагогического эксперимента у детей 3-4 лет.
Полученные данные свидетельствуют, что тонус медиальной головки правой и левой икроножных мышц в покое достоверно значимо увеличился после проведенного эксперимента по сравнению с исходными данными, что составило прирост тонического напряжения тестируемых мышц на 6,5% и 8,4%.
Далее было установлено, что тонус медиальной головки правой и левой икроножных мышц голени в напряжении в ходе педагогического эксперимента статистически значимо повысился, что составило прирост тетанического напряжения тестируемых мышц на 4,2% и 4,7%.Повышение тонуса связано с увеличением числа активных двигательных единиц (ДЕ).
Анализ результатов исследования показал, что контракция в ходе педагогического эксперимента имела тенденцию к повышению прироста тонического и тетанического напряжения медиальной головки икроножных мышц на 28,4% и 9,4%, что указывает на совершенствование центрального управления мышцами голени, которые нагружались при выполнении упражнений.
В ходе эксперимента показатели тонуса передней большеберцовой мышцы правой и левой голени в покое достоверно значимо повысились, что составило прирост тонического напряжения тестируемых мышц на 14,22% и 11,17%.
При максимальном сокращении этих же мышц, показатели так же достоверно увеличились, что составило прирост показателей на 10,39% и 8,56%.
показатели контракции передних большеберцовых мышц голени имели тенденцию к повышению, как в тоническом, так и в тетаническом напряжении на 4,88% и 2,38%.
Среднегрупповые значения плоскостопия за период эксперимента у детей дошкольного возраста статистически значимо понизились, что составило снижение данного показателя на 28,8%. Мы считаем, что улучшение двигательного контроля и функционального состояния самих мышц стопы и голени привели к снижению процента плоскостопия у детей 3-4 лет.
Выводы:
1. На основе анализа научно-методической литературы по изучаемой проблеме выявлены наиболее информативные и доступные методы диагностики, лечения и профилактики плоскостопия у детей 3-4 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).
2. Установлено наличие плоскостопия I степени у детей 3-4 лет, находящихся в МБДОУ «Золотой ключик», до начала исследования.
3. В ходе педагогического эксперимента обнаружена положительная динамика в увеличении тонуса мышц, участвующих в формировании свода стоп у детей 3-4 лет :
- тонус медиальной головки правой икроножной мышцы в покое достоверно значимо увеличился на 6,5% (p0,05, левой - на 8,4% (p0,01); в напряжении - на 4,2% (p0,05) и 4,7 % (p0,01) соответственно.
- тонус правой передней большеберцовой мышцы голени в покое достоверно значимо увеличился на 14,22% (p0,001, левой - на 11,17% (p0,01); в напряжении - на 10,39% (p0,05) и 8,56% (p0,01) соответственно.
4. По положительной динамике диагностируемых показателей можно судить об эффективности разработанного нами комплекса профилактических мер по устранению уплощенных сводов стоп у детей 3-4 лет.