Елена Милохина
Игры-помощники по устранению грамматических ошибок у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Как часто мы умиляемся, когда слышим наивные высказывания детей о чем-либо, при этом они допускают грамматические ошибки в употреблении слов. Но до определенного возраста нас это не беспокоит, потому что знаем, что дети приобретают лексический и грамматический опыт. К пяти – шести годам всё приходит к норме. Но не у всех детей. Сыну или дочке скоро идти в школу, а грамматические ошибки еще часто встречаются в речи. Что делать? Как помочь? На помощь приходят дидактические игры, которые в непринужденной беседе мамы с ребенком помогут развить у него грамматическое чутье к изменению слов. Многие игры из «домашней копилки» могут пригодиться, стоит только более внимательно присмотреться к ним и решить, над чем сейчас стоит поработать? Ребенок играет, а дело делается.
Публикация «Игры-помощники по устранению грамматических ошибок у детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июль 2015
Вот некоторые из таких игр.
Игра «Слова и словечки»
Цель. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (Сорока собирает слова, а сорочонок – маленькие словечки).
Береза- берёзонька, березка; вишня – вишенка; утюг- утюжок, утюжочек и др.
Игра «Деревья»
Цель. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные; правильно употреблять окончания прилагательных мужского, женского, среднего рода и множественного числа. Обогащать лексику детей прилагательными.
Это лист березы. Значит лист (какой) березовый (относительное прилагательное).
Береза (какая) высокая, стройная, белоствольная, пятнистая, кудрявая, ветвистая… - ж. р.
Ствол у березы (какой) белый, тонкий, гладкий, крепкий… - м. р.
Береза дерево (какое) красивое, нежное… - ср. р.
Сережки у березы (какие) желтые, пушистые, золотистые, тонкие… - мн. ч.
Игра «Машина корзинка»
Цель. Закрепить умение правильно употреблять окончания существительных единственного и множественного числа в разных падежах.
Маша в лес пошла, много лесных даров там увидела. В лесу много (чего) рябины, малины, желудей… - родительный падеж.
Обрадовалась Маша (чему) грибам, землянике, ежевике… - дательный падеж.
Положила Маша в свою корзинку (что) орехи, крыжовник, желуди… - винительный падеж.
Угостит Маша друзей (чем) яблоками, клюквой, грушами, шиповником… - творительный падеж.
Расскажет Маша бабушке о лесных дарах (о чём) о костянике, чернике, фиалках… - предложный падеж.
Игра «Подскажи Незнайке, что делают этими предметами?»
Цель. Закрепить умение образовывать приставочные глаголы и дифференцировать их по значению; составлять предложения с данными глаголами.
Лопатой (что делают) копают. А ямку лопатой (что делают) выкапывают. Землю весной лопатой … перекапывают. Грядки весной лопатой … вскапывают и т. д.
Метлой (что делают) метут. Листья с дорожек метлой … сметают. Двор метлой … подметают.
Ножом (что делают) режут. Кусок хлеба ножом … отрезают. Арбуз на дольки ножом … разрезают. Кожицу с картофеля ножом … срезают. Стебли у цветов ножом … подрезают и т. д.
Игра «Доктор Айболит»
Цель. Закрепить умение правильно употреблять окончания существительных в разных падежах. (Взрослый показывает на зверя, птицу и ведет беседу с ребенком).
Доктор Айболит живет в лесу, лечит зверей и птиц. Все к нему спешат за помощью.
Болит лапка (у кого) у лисы. Айболит помажет йодом лапку (кому) лисе. Приласкает Айболит (кого) лису. Поговорит Айболит о лисятах (с кем) с лисой.
Болит горлышко (у кого) у цапли. Даст Айболит микстуру (кому) цапле. Пожалеет Айболит (кого) цаплю. Побеседует Айболит (с кем) с цаплей.
Болит крылышко (у кого) у гуся. Забинтует крылышко Айболит (кому) гусю. Погладит Айболит (кого) гуся. Поухаживает Айболит (за кем) за гусем. И т. д.
Игра «Любопытный котенок»
Цель. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные, составлять с ними предложения о разных предметах.
Это шуба из меха. Значит она (какая) меховая. А подкладка у шубы из шелка, она … шёлковая.
Это кувшин. Он сделан из глины. Значит он (какой) глиняный. А кувшин разными узорами расписан, он … расписной.
Это берег у реки. Значит он (какой) речной. А если берег у моря, он (какой) морской. Этот берег из песка, он (какой) песчаный. А бывает, что возле моря на берегу большие скалы. Этот берег будет (какой) скалистый. И т. д.
Игра «Моя семья»
Цель. Закрепить умение правильно согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже. (Стрелки указывают на разные предметы).
Девочка мечтает (о чем) о красивом платье, (о чем) об интересной книге.
Дедушка хочет посидеть … в удобном кресле и поиграть … на любимой гитаре.
Мама взяла …цветную пряжу, чтобы связать … теплый свитер.
Бабушка берет … большую кастрюлю, чтобы приготовить…вкусный суп. И т. д.