Анастасия Аристова
Консультация «Эффективность использования рифмы в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА ПУБЛИКАЦИИ:
"Эффективность использования рифмы в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками"
Автор:
Аристова Анастасия Александровна
учитель-логопед
высшая квалификационная категория
Рифма – это созвучие в окончании двух или нескольких слов.
По-гречески слово «рифмос» означает «стройность», «соразмерность».
Она позволяет создать поговорку, потешку, скороговорку, стихотворение.
Публикация «Консультация „Эффективность использования рифмы в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Работа логопеда. Логопедия
- Рифмы, учимся рифмовать
- Темочки
Одной из приоритетных задач современного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Это особо касается детей с речевыми нарушениями, поскольку оказание коррекционной помощи осуществляется на основе использования специальных образовательных технологий, в максимальной степени способствующих их развитию. Рифмованная речь, основанная на ритмичном произношении звуков, знакома и близка ребенку с самого рождения. Дети впервые слышат её от мамы с первыми потешками, колыбельными песенками. Ритмичность и слаженность стихотворных строк позволяет дать ребенку максимальное количество знаний в интересной и доступной для него игровой форме. Рифмы развивают фонематическое восприятие, то есть умение различать звуки и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по отношению к фонемам (А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, Н. Х. Швачкин). «Игры в рифму» развивают у ребенка слуховое внимание, фонематический слух, чувство ритма. В совокупности с движениями тела, развитием мелкой моторики и органов артикуляции способствуют снятию напряжения, учат соблюдению речевых пауз, помогают избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Благодаря использованию рифмы ребенок лучше запоминает, у него развивается воображение. При подборе рифмы дети не всегда сразу подбирают нужное слово, перебирая разные варианты. Таким образом, активизируется мыслительная деятельность, обогащается словарный запас, развитие речи проходит более быстро и успешно. Поэтому использование рифмы как технологии в логопедической работе по преодолению тяжелых нарушений речи оптимизирует и повышает эффективность деятельности.
Игры на развитие речи с использованием рифмы.
Игры на развитие фонематических процессов.
- «Похожи или нет?» - ребенку предлагаются две картинки с изображением предметов; он определяет на слух, похожи ли их названия по звучанию.
- «Доскажи словечко» - ребенок договаривает последнее слово рифмы.
На толстой белой ножке
Коричневая шляпка.
Наверняка любой грибник
Найти мечтает (боровик)
- «Загадки-обманки» - ребенок слушает внимательно загадку, находит «обман» рифме, подбирает правильную отгадку.
Белым снегом всё одето,
Значит наступает …
- «Путаница» - ребенок слушает перепутанную рифму и заменяет неправильные слова.
В кладовой шуршала шишка (мышка,
Под сосной лежала мышка (шишка).
- «Найди пару» - ребенок подбирает пару к картинке, название которой рифмуется (звучит похоже) с исходным словом.
Игры на развитие артикуляционной моторики.
- «Артикуляционная гимнастика в считалках»
Раз – улыбку покажи,
Два – губки оближи,
Три – с горки деток прокати,
Четыре – язык к носу потяни,
Пять – на лошадке поскакать,
Шесть – на качелях покачать,
Семь – мы язык потянем вниз,
Восемь – за грибочком потянись,
Девять – язык в «чашку» преврати,
Десять – и немножко отдохни.
- «Артикуляционная гимнастика в стихах»
Если любишь сладкий чай,
Скорее чашку доставай.
Держи покрепче язычок,
Чтоб не пролился твой чаек.
Мы – веселые качели,
Мы летаем выше ели.
Ты скорей на нас садись,
Крепко ручками держись.
Игры по формированию лексико-грамматических категорий.
- «Чего нет?» - ребенку даются картинки; нужно закрывая, назвать их по образцу с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Нет крылечка, колечка, сердечка …
Игры на обогащение словаря.
- «Назови детеныша» :
На большой зелёной ветке
Сидят белочкины (детки). Как их зовут?
Эти малые зверята
Не коты! Пока… (котята).
У коровы есть ребенок –
Белый в пятнышки … (теленок).
Игры-рифмы при переключении с одного вида деятельности на другой.
- Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть…
Мы читали и играли,
И немножечко устали.
Встанем, вместе отдохнем
И опять играть пойдем.
Игры-рифмы на координацию речи с движением.
Мы в зеленый сад пойдем,
Много яблочек сорвем,
Мы положим все в корзину,
В детский сад их отнесем,
И потом компот попьем, Шагают
Тянутся, срывают «яблоки»
Наклоняются, складывают «яблочки» в корзину
Несут перед собой корзину
Пьют «компот».
Список литературы:
• А. С. Гаврилова, С. А. Шанина, С. Ю. Ращупкина «Логопедические игры для детей», Москва, Лада, 2010
• Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина «Пальцы помогают говорить», Москва, Гном и Д, 2008
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкльного образования»
• В. Ф. Жесткова «Занятия с использованием элементов песочной терапии», журнал "Логопед", № 7, 2009
• Т. А. Ткаченко Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда»,, Москва, 2008
• Т. А. Куликовская «Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи», Москва, Астрель, 2010
• Федеральный закон об образовании в Российской Федерации.