Татьяна Жиганова
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика сопровождения ребенка в дошкольных учреждениях такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития воспитанников. Работая во взаимодействии, каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности. Для профилактики и оздоровления детей с нарушением опорно-двигательного аппарата необходима постоянная совместная работа медицинского персонала образовательного учреждения, педагогов и родителей.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Тесное взаимодействие педагогов и медиков в воспитательно-образовательной и коррекционно-оздоровительной работе в группах проявляется в следующем: важным требованием при составлении режима является соблюдение объема учебной нагрузки в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами. Работа с детьми строится на основе продуманного чередования физических и интеллектуальных нагрузок, разных видов и форм деятельности. Время, отведенное для образовательной деятельности ребенка разумно соотносится с достаточным временем для отдыха, расслабления, релаксации, удовлетворения его личных планов и интересов.
При составлении режима двигательной активности учитывается соотношение времени на проведение режимных моментов, организованную и самостоятельную деятельность детей, которая строго регламентирована. Режим составляется с учетом внедрения здоровье сберегающих технологий (закаливающие мероприятия, физические паузы между образовательной деятельностью, смена посадочных мест, двигательные досуги, праздники, неделя игры и игрушки, зимних игр и забав и др., предусматривает четкую ориентацию на возрастные и индивидуальные особенности детей, их физический и психоэмоциональный статус.
Цель логопедического сопровождения – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации ребенка с НОДА для успешного усвоения образовательной программы ДОУ.
Специфику и основные направления работы все прекрасно знают, очень важно при этом учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Учитель-логопед совместно с воспитателями и специалистами проводит анализ индивидуальной карты развития каждого ребёнка и выявляет особо проблемных детей. Совместная индивидуальная работа с детьми учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др. способствует развитию компенсаторных возможностей и коррекции имеющихся нарушений.
Также очень важна профилактическая работа, направленная на своевременное предупреждение у ребенка с НОДА возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования. Так, упорядочение представлений о звуковой стороне речи, развитие фонематического восприятия и овладение навыками анализа и синтеза звукобуквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.
Учитель-логопед помогает педагогам правильно подбирать материал для общих и индивидуальных занятий с учётом речевых нарушений и сложностей овладения грамматическими понятиями.
В группе совместными действиями различных специалистов и воспитателей создаётся единое коррекционно-образовательное пространство. Целью такого сотрудничества является создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей и образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Модель взаимодействия педагогов
Педагог-психолог, который проводит коррекционную работу по формированию психических процессов, стимулирует речевую активность и коммуникативные навыки у детей с речевыми нарушениями. А также, работа педагога-психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы и снятия эмоционального напряжения.
Специально организованная среда, наполненная разнообразными стимулами, позволяет улучшить и развить не только сенсомоторные навыки ребенка с НОДА, но существенно стабилизировать психоэмоциональное состояние, создать условия для стимуляции речевой активности, сформировать более позитивную самооценку, существенно улучшить качество жизни. Особенно важным моментом является возможность объединять детей в подгруппы, проводить подгрупповые занятия. Во время занятий реализуется наклонность детей к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий. Особенно ярко проявляются эти способности при построении занятия в форме игры, стимулирующей двигательную активность, наиболее адекватную для детей дошкольного возраста.
Взаимодействие с воспитателем, который ежедневно общается с детьми, знает их склонности, интересы и может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.
Для детей с НОДА в дошкольных учреждениях необходимо обратить внимание на организацию предметно-развивающей среды. Оснащение физкультурного уголка в соответствии со спецификой и организация совместной и самостоятельной деятельности детей в этих уголках. Воспитатель в течение дня следит за осанкой детей, а на занятиях использует чехлы на спинках стульчиков с массажным эффектом и индивидуальный коврик под стопами.
…
Коррекционная работа с данной категорией детей не ограничивается лишь развитием моторики. В системе коррекционно-воспитательной работы предусматриваются специальные средства развития зрительного восприятия, фонематического анализа, словарного запаса, восприятия и понимания речи, основных умственных действий и операций, формирование пространственных и временных представлений и ориентировок. Также многоплановая работа, направленная на развитие двигательной сферы детей, – занятия лечебной физкультурой, специальные подвижные игры, ортопедическая помощь, массаж и пр.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе повседневной жизни и на специальных занятиях по трудотерапии.
Инструктор по физической культуре осуществляет решение коррекционно-речевых задач путем использования на занятиях по физкультуре кинезиологических упражнений, пальчиковой и дыхательной гимнастики, упражнений на развитие общей моторики, координации движений. Включение в образовательный процесс занятий по корригирующей гимнастике и плаванию, оснащение среды необходимым оборудованием.
Для того чтобы заставить мышцы детей работать инструктор по физической культуре использует различные комплексы по профилактике плоскостопия.
Для достижения положительных результатов в коррекционной работе с детьми необходима также тесная связь с музыкальным руководителем.
Средства музыкотерапии способствуют:
- развитию чувства темпа, ритма;
- активизируют все виды внимания и памяти;
- развитию артикуляционной и мимической моторики;
- формированию фонематического слуха;
- коррекции речевых нарушений.
Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяют ребенку с двигательными нарушениями в доступной форме откликнуться на добрые чувства и поступки, помогают активизировать умственную деятельность, постоянно совершенствуя движения к общему оздоровлению всего организма в целом.
Работа с родителями.
Основной своей задачей во взаимодействии с семьей, считается формирование у родителей доброго, оптимистического взгляда на будущее ребенка. Чаще всего при выявлении заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата у ребенка усилия родителей направлены преимущественно на развитие и коррекцию нарушенных двигательных функций, т. е. на восстановительное лечение. Это происходит потому, что одни родители, хотя и замечают некоторые особенности психического и речевого развития ребенка, не торопятся обращаться к специальным педагогам, логопедам, психологам. Другие считают, что психическое и речевое развитие выровняется после того, как ребенок будет вылечен или добьется больших успехов в двигательном развитии. Третьи полагают, что болезнь всегда накладывает отпечаток на психику, поведение ребенка, и это невозможно изменить. Любое из этих мнений свидетельствует, что многие взрослые не знают о существовании системы специального (коррекционного) обучения и воспитания детей с патологией опорно-двигательного аппарата.
Очень важно знать, что роль семьи в коррекционно-оздоровительной работе трудно переоценить, поэтому в своей деятельности надо стремится привлечь родителей к сотрудничеству и активному участию в воспитательно-образовательном и коррекционном процессе.