Приложение МААМ

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в развитии речи детей

Татьяна Жиганова
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

Специфика сопровождения ребенка в дошкольных учреждениях такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития воспитанников. Работая во взаимодействии, каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности. Для профилактики и оздоровления детей с нарушением опорно-двигательного аппарата необходима постоянная совместная работа медицинского персонала образовательного учреждения, педагогов и родителей.

Темочки:

Тесное взаимодействие педагогов и медиков в воспитательно-образовательной и коррекционно-оздоровительной работе в группах проявляется в следующем: важным требованием при составлении режима является соблюдение объема учебной нагрузки в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами. Работа с детьми строится на основе продуманного чередования физических и интеллектуальных нагрузок, разных видов и форм деятельности. Время, отведенное для образовательной деятельности ребенка разумно соотносится с достаточным временем для отдыха, расслабления, релаксации, удовлетворения его личных планов и интересов.

При составлении режима двигательной активности учитывается соотношение времени на проведение режимных моментов, организованную и самостоятельную деятельность детей, которая строго регламентирована. Режим составляется с учетом внедрения здоровье сберегающих технологий (закаливающие мероприятия, физические паузы между образовательной деятельностью, смена посадочных мест, двигательные досуги, праздники, неделя игры и игрушки, зимних игр и забав и др., предусматривает четкую ориентацию на возрастные и индивидуальные особенности детей, их физический и психоэмоциональный статус.

Цель логопедического сопровождения – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации ребенка с НОДА для успешного усвоения образовательной программы ДОУ.

Специфику и основные направления работы все прекрасно знают, очень важно при этом учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Учитель-логопед совместно с воспитателями и специалистами проводит анализ индивидуальной карты развития каждого ребёнка и выявляет особо проблемных детей. Совместная индивидуальная работа с детьми учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др. способствует развитию компенсаторных возможностей и коррекции имеющихся нарушений.

Также очень важна профилактическая работа, направленная на своевременное предупреждение у ребенка с НОДА возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования. Так, упорядочение представлений о звуковой стороне речи, развитие фонематического восприятия и овладение навыками анализа и синтеза звукобуквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.

Учитель-логопед помогает педагогам правильно подбирать материал для общих и индивидуальных занятий с учётом речевых нарушений и сложностей овладения грамматическими понятиями.

В группе совместными действиями различных специалистов и воспитателей создаётся единое коррекционно-образовательное пространство. Целью такого сотрудничества является создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей и образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Модель взаимодействия педагогов

Педагог-психолог, который проводит коррекционную работу по формированию психических процессов, стимулирует речевую активность и коммуникативные навыки у детей с речевыми нарушениями. А также, работа педагога-психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы и снятия эмоционального напряжения.

Специально организованная среда, наполненная разнообразными стимулами, позволяет улучшить и развить не только сенсомоторные навыки ребенка с НОДА, но существенно стабилизировать психоэмоциональное состояние, создать условия для стимуляции речевой активности, сформировать более позитивную самооценку, существенно улучшить качество жизни. Особенно важным моментом является возможность объединять детей в подгруппы, проводить подгрупповые занятия. Во время занятий реализуется наклонность детей к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий. Особенно ярко проявляются эти способности при построении занятия в форме игры, стимулирующей двигательную активность, наиболее адекватную для детей дошкольного возраста.

Взаимодействие с воспитателем, который ежедневно общается с детьми, знает их склонности, интересы и может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.

Для детей с НОДА в дошкольных учреждениях необходимо обратить внимание на организацию предметно-развивающей среды. Оснащение физкультурного уголка в соответствии со спецификой и организация совместной и самостоятельной деятельности детей в этих уголках. Воспитатель в течение дня следит за осанкой детей, а на занятиях использует чехлы на спинках стульчиков с массажным эффектом и индивидуальный коврик под стопами.

Коррекционная работа с данной категорией детей не ограничивается лишь развитием моторики. В системе коррекционно-воспитательной работы предусматриваются специальные средства развития зрительного восприятия, фонематического анализа, словарного запаса, восприятия и понимания речи, основных умственных действий и операций, формирование пространственных и временных представлений и ориентировок. Также многоплановая работа, направленная на развитие двигательной сферы детей, – занятия лечебной физкультурой, специальные подвижные игры, ортопедическая помощь, массаж и пр.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе повседневной жизни и на специальных занятиях по трудотерапии.

Инструктор по физической культуре осуществляет решение коррекционно-речевых задач путем использования на занятиях по физкультуре кинезиологических упражнений, пальчиковой и дыхательной гимнастики, упражнений на развитие общей моторики, координации движений. Включение в образовательный процесс занятий по корригирующей гимнастике и плаванию, оснащение среды необходимым оборудованием.

Для того чтобы заставить мышцы детей работать инструктор по физической культуре использует различные комплексы по профилактике плоскостопия.

Для достижения положительных результатов в коррекционной работе с детьми необходима также тесная связь с музыкальным руководителем.

Средства музыкотерапии способствуют:

- развитию чувства темпа, ритма;

- активизируют все виды внимания и памяти;

- развитию артикуляционной и мимической моторики;

- формированию фонематического слуха;

- коррекции речевых нарушений.

Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяют ребенку с двигательными нарушениями в доступной форме откликнуться на добрые чувства и поступки, помогают активизировать умственную деятельность, постоянно совершенствуя движения к общему оздоровлению всего организма в целом.

Работа с родителями.

Основной своей задачей во взаимодействии с семьей, считается формирование у родителей доброго, оптимистического взгляда на будущее ребенка. Чаще всего при выявлении заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата у ребенка усилия родителей направлены преимущественно на развитие и коррекцию нарушенных двигательных функций, т. е. на восстановительное лечение. Это происходит потому, что одни родители, хотя и замечают некоторые особенности психического и речевого развития ребенка, не торопятся обращаться к специальным педагогам, логопедам, психологам. Другие считают, что психическое и речевое развитие выровняется после того, как ребенок будет вылечен или добьется больших успехов в двигательном развитии. Третьи полагают, что болезнь всегда накладывает отпечаток на психику, поведение ребенка, и это невозможно изменить. Любое из этих мнений свидетельствует, что многие взрослые не знают о существовании системы специального (коррекционного) обучения и воспитания детей с патологией опорно-двигательного аппарата.

Очень важно знать, что роль семьи в коррекционно-оздоровительной работе трудно переоценить, поэтому в своей деятельности надо стремится привлечь родителей к сотрудничеству и активному участию в воспитательно-образовательном и коррекционном процессе.

Публикации по теме:

Консультация «Ведущая роль учителя-логопеда в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №1 р. п. Кузоватово Кузоватовского района Ульяновской области Выступление.

Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения Уважаемые коллеги! Я хочу вам представить презентацию взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательного учреждения. Представлена.

Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения В каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Это.

Роль детского дошкольного образовательного учреждения в развитии коммуникативных навыков у детей Роль детского дошкольного образовательного учреждения в развитии коммуникативных навыков у детей Развитие коммуникативных качеств личности.

Развитие речи младших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения: алгоритм работы со сказкой Развитие речи младших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения: алгоритм работы со сказкой Чтобы успешно существовать.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями «группы риска» посредством уполномоченной службы Не является секретом то, что в последние годы в России, в условиях продолжающейся нестабильности наблюдается устойчивая тенденция роста.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителейВзаимодействие учителя-логопеда и родителей Работа над проблемой организации работы логопеда с семьёй по формированию звукопроизношения я пришла к выводу, что взаимодействие с семьёй.

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления нарушений устной и письменной речи учащихся общеобразовательной школы будет тандем в.

Взаимодействие всех участников образовательного процесса в музыкальном развитии детей Взаимодействие музыкального руководителя, воспитателя и родителей воспитанников. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОО при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОО при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Специфика работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в развитии речи детей
Опубликовано: 25 ноября 2019 в 17:10
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в развитии речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Жиганова (УИ 353246) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД