Нурия Сафина
Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма
Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления нарушений устной и письменной речи учащихся общеобразовательной школы будет тандем в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов. Это обусловлено тем, что учитель начальных классов и учитель-логопед стремятся к общей цели – дать качественное образование. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма» размещена в разделах
Учитель-логопед и учитель начальных классов, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.
Известно, что научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителей, ошибки при чтении и письме. Иногда учителя начальных классов относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует писать с ребенком больше диктантов. И тогда возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Поэтому учитель должен хорошо владеть информацией об основных проявлениях специфических нарушений письма, о причинах и основных направлениях их преодоления. Учителю начальных классов необходимо осознавать значимость логопедических занятий и свою роль в организации психолого-педагогической поддержки учащихся с нарушениями письма и чтения.
Все выше сказанное, определяет необходимость более тщательного анализа сложившейся системы, содержания, форм взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов с целью их оптимизации.
Изучение методической литературы позволило говорить об определенных практических наработках в организации этого взаимодействия.
Анализ публикаций помог нам выделить и основные направления сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов :
• организация комплексной диагностики нарушений письма;
• организация индивидуальной работы учащихся с нарушениями письма на уроках;
• вовлечение в коррекционно-педагогическую деятельность членов семьи детей с нарушениями письма.
Также анализ материалов, посвященных вопросу сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов, позволил выделить и основные формы сотрудничества:
• участие в работе ПМПк школы;
• совместное проведение круглых столов по вопросам диагностики нарушений письма и планирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) учащегося;
• интегрированные уроки учителя и логопеда;
• консультации;
• участие в педсоветах;
• совместное проведение родительских собраний;
• открытые занятия учителя-логопеда;
• участие учителя-логопеда в методических объединениях учителей начальных классов;
• разработка совместного плана действий по устранению учебной проблемы.
Одной из активно реализуемых форм сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов, по мнению ведущих специалистов, должно являться консультативное сопровождение. Данная форма позволяет учителю начальных классов занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать самостоятельный выбор пути ее разрешения. Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Причем, сотрудничество может состояться, только в том случае, если учителю-логопеду удастся вызвать у учителя начальных классов желание участвовать в решении проблемы.
Консультативное сопровождение может осуществляться и в процессе совместного проведения учителем-логопедом и учителем начальных классов диагностики проблем ребенка, что не исключает специального логопедического обследования.
Формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов на различных этапах коррекционно-педагогической работы может осуществляться при составлении совместного плана действий по устранению учебной проблемы учащегося.