Татьяна Викторовна Шердяева
Консультация «Ведущая роль учителя-логопеда в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущая роль учителя-логопеда в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа №1 р. п. Кузоватово
Кузоватовского района Ульяновской области
Выступление на тему «Ведущая роль учителя-логопеда в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Подготовили:
Публикация «Консультация „Ведущая роль учителя-логопеда в развитии речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
воспитатель высшей квалификационной категории Сдобнякова О. В. ; учитель – логопед первой квалификационной категории Тюрина Т. В.
2019 год
Условия для взаимодействия
Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей.
Наличие полноценной окружающей речевой среды.
Задачи взаимодействия
формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
преодоление нарушений слоговой структуры слова;
обогащение словарного запаса;
развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
формирование грамматического строя речи и связной речи;
обучение грамоте.
Деятельность учителя-логопеда предусматривает
Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы
Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников
Коррекцию звукопроизношения
Развитие фонематического слуха
Усвоение норм лексико-грамматических категорий
Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию
Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи
Коррекцию нарушений слоговой структуры
Развитие просодической стороны речи
Профилактику нарушений письма и чтения
Совершенствование общей и мелкой моторики
Деятельность воспитателя предусматривает:
Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
Формирование связной речи.
Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза
Принципы взаимодействия
Комплексного подхода к организации работы по развитию речи.
Единства диагностики, планирования и проведения работы по развитию речи.
Систематичности и последовательности в работе.
Сотрудничества между воспитателями и учителем-логопедом,
Учета интересов всех участников педагогического процесса,
Дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи детей.
Формы взаимодействия.
Учитель-логопед :
фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,
индивидуальные коррекционные занятия.
Воспитатель:
фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
наблюдения, экспериментальная деятельность;
беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Совместная деятельность:
упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
игры-драматизации.
экскурсии
игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
игры на развитие пространственной ориентации
Приемы сотрудничества учителя-логопеда и воспитателей
1. Подготовительно-ознакомительный. Диагностика речевого развития детей.
2. Основной. Практическое взаимодействие. Организация работы по развитию звуковой культуры речи дошкольников.
3. Заключительный этап. Профилактика возникновения речевых нарушений.
Алгоритм взаимодействия педагогов
Первый этап – формирование первоначальных представлений и понятий (учитель – логопед)
Второй этап – активизация и обогащение словаря, практическое осознание и введение в активную речь (учитель – логопед, воспитатель)
Третий этап – закрепление полученных представлений и понятий через экспериментирование, практическую и игровую деятельность, музыкально – художественное творчество (воспитатель, музыкальный руководитель, учитель – логопед)
Четвертый этап – контрольно – аналитический (учитель – логопед)