Татьяна Скрягина
Современные формы сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующие ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Для высокой результативности воспитательно-педагогического процесса большое значение имеет взаимодействие с семьями воспитанников.
Основной целью всех форм и видов взаимодействия с семьей –установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами.
Передо мной стала задача – заинтересовать родителей воспитанников, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.
Публикация «Современные формы сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующие ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Планируя ту или иную форму работы с семьями воспитанников, я исхожу из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираю следующие требования к формам взаимодействия : оригинальность, востребованность, интерактивность. Моя работа основывается на педагогике сотрудничества и имеет два направления:
• педагог - родитель;
• педагог - ребенок - родитель.
Начинаю работу с анкетирования и тестирования родителей. Данная форма необходима для того, чтобы выявить представления и ожидания родителей, а также определить уровень педагогической компетентности внутрисемейных взаимоотношений и в дальнейшем выстроить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы. Привлекаю родителей к сотрудничеству в решении важных проблем, нахождению общих правильных ответов.
В своей работе с родителями дошкольников использую традиционные и нетрадиционные формы общения, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями в вопросах образования и воспитания детей.
Традиционные формы подразделяются на :
Коллективные
- Педагогическая гостиная «Счастливые родители»
- Круглый стол «О самом главном», «Зачем человеку папа?»
- Консультация с презентацией «Какие игрушки необходимы детям»
Индивидуальные
- Консультации - наиболее актуальная и востребованная на сегодняшний день форма взаимодействия.
- Беседы воспитателя с родителями - наиболее доступный и распространенный приём установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи. Беседа используется в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами.
Наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.
- Фотовыставки
- Выставки детских работ
- Стенды
- Ширмы
- Папки – передвижки
- Буклеты
- Листовки, в которых, например, можно лаконично описать правила поведения.
- Газеты - могут содержать интересные факты из жизни группы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы работы с родителями, которые я тоже внедряю в свою работу.
Нетрадиционные формы. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр - направленных на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
- Творческая мастерская «Мамочка милая, мама моя!»
- Являясь активными участниками образовательного процесса родители с удовольствием участвуют в подготовке утренников, фольклорных праздников: пишут сценарии, участвуют в конкурсах.
- В организации и проведении целевых прогулок, экскурсий, субботников.
Родители с большим удовольствием и желанием посещают родительские собрания, которые проводятся в нетрадиционной форме и заканчиваются чаепитием.
- Педагогическая гостиная «Счастливые родители»
- «Дни открытых дверей»
Здесь они узнают, как проводится работа с детьми, могут наблюдать со стороны за своими детьми и сами быть активными участниками на прогулке, в играх, в трудовой деятельности.
В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. Заседания проходят под такими названиями «О самом главном», «Зачем человеку папа?».
Положительной стороной нетрадиционных форм работы с родителями является то, что родители сами ищут выход из сложившейся ситуации, и решают проблемы.
Данные формы взаимодействия вызывают у родителей желание сотрудничать, делают совместную работу увлекательной, содержательной, интересной, дают положительный результат: помогают педагогам и родителям сделать шаг навстречу друг другу и достичь главной цели сотрудничества – воспитать человека.