Татьяна Борисова
Взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами при работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами при работе с детьми с ОВЗ»
Борисова Татьяна Викторовна,
педагог-психолог
МДОУ «Детский сад
компенсирующего вида № 36»
г. Саратова
Растет количество детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении специалистов разного профиля, поэтому перед педагогами стоит задача взаимодействия для реализации эффективной коррекционно-педагогической работы, образования, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях многоуровневого междисциплинарного объединения.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Необходимость совершенствования психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ определяется тем, что это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц. Наблюдается сочетание выраженных нарушений опорно-двигательного аппарата с отклонениями развития центральной нервной системы («задержка психического развития органического генеза», «нарушение интеллекта», нарушение слуха, зрения. Учитывая тот факт, что это смешанный контингент воспитанников, можно рассматривать вопрос об организации взаимодействия специалистов в ходе психолого-педагогического сопровождения разных категорий детей, речь пойдет не о программах обучения, а о тех принципах, методах, приемах взаимодействия специалистов.
Важно придерживаться следующей стратегии – любой ребенок, будь то с проблемами интеллектуального развития, или ребенок с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи государства в целом, а должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватное вхождение в общественную среду.
Важным условием комплексного воздействия является взаимодействие специалистов разного профиля в процессе диагностики, лечения, коррекции, сопровождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В дошкольном учреждении службой сопровождения является психолого-педагогический консилиум. (ППк) Это устойчивая система, объединяющая узких специалистов : педагогов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социальных работников и других специалистов, осуществляющих комплексную коррекционную работу в интересах ребёнка.
Для успешной реализации поставленной задачи специалисты ППк взаимодействуют со всем педагогическим коллективом при условии включения родителей в процесс сопровождения развития ребёнка. Родители, законные представители обучающихся, должны дать письменное согласие на психолого-педагогическое сопровождение. Главная идея психолого-педагогического сопровождения - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Каждый специалист решает вопросы в сфере своей компетенции, вносит собственное понимание и в то же время создает одну из составных частей целостной картины квалификации развития ребенка. Ребенок, получивший документ, (на психолого-медико-педагогической комиссии ПМПК) подтверждающий его право на обеспечение специальных условий для получения им образования, приходит в образовательную организацию, где происходит его оформление как ребенка с ОВЗ.
Цель ПП сопровождения - обеспечение развития обучающегося через создание специальных образовательных условий (СОУ, способствующих успешной адаптации, реабилитации, освоению адаптированных основных образовательных программ (АООП).
Основными направлениями ПП сопровождения обучающихся с ОВЗ являются:
проектирование образовательной среды, исходящее из необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка с ОВЗ, опираясь на возрастные нормативы развития как критерии адекватности образовательного воздействия;
поддержание функционирования ребенка с ОВЗ в условиях оптимального для успешного раскрытия личностного потенциала образовательного воздействия.
В случае необходимости уточнения или изменения рекомендаций, ребенок с ОВЗ вновь направляется на ПП комиссию для изменения образовательного маршрута.
Работа консилиума с ребенком иногда начинается по запросу родителей (лиц, их замещающих в школе-интернате есть обучающиеся воспитанники детского дома, либо (с их согласия) по запросу учителя, администрации образовательного учреждения. Согласие родителей документально зарегистрировано. Письменное согласие родителей или опекунов - стандартная процедура, позволяет предупредить ряд конфликтных ситуаций, связанных с экспертизой.
Из вышесказанного следует, что учет принципов командной работы специалистов на первый план выдвигает не столько задачи образования, сколько задачи коррекционно-развивающей помощи ребенку, комплексного психотерапевтически ориентированного сопровождения его семьи. Все это «. в значительной мере снижает возможность возникновения диагностических ошибок и способствует выработке наиболее продуктивных подходов в решении судьбы маленького человека, соблюдении его прав»
Литература
1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе. – М. ,2000.
2. Забрамная, С. Д. Материалы для психолого-педагогического обследования в медико-педагогических комиссиях. – М., 1992.
3. Кононова Н. С. Взаимодействие ПМП комиссии и ПМП консилиума по проблемам своевременного выявления и сопровождения детей с ОВЗ. Всероссийской научно-методической конференции "Совершенствование учебно-воспитательного процесса в коррекционной педагогике" - 2016, https://www.moi-sat.ru/index/sbornik_luchshikh_statej_konferencii/0-173
4. Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями развития. – М., 2006.
5. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – Спб., 2009.
6. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 2012.
7. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка / под ред. Л. М. Шипицыной. – М., 2012.
8. Семаго Н. Я. Проблемные дети: Основы диагностической работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – М., 2001.
9. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М. : АРКТИ, 2005.
10. Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – Спб., 2003.