Инна Анчокова
Формирование двигательных способностей дошкольников, имеющих нарушения осанки, средствами оздоровительной физкультуры
▼ Скачать + Заказать документы
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что количество детей и подростков, имеющих нарушения осанки и деформации позвоночника приближается к 60%.
Следует учитывать, что в большинстве случаев дефекты осанки встречаются у детей в связи с нарушением условий её формирования как анатомических, так и физиологических. В этом случае дефекты осанки не могут рассматриваться как заболевание, однако, влияя на организм растущего ребенка, они создают условия для появления других патологических факторов и, прежде всего развитию остеохондроза. Вот почему для профилактики целого ряда ортопедических и соматических заболеваний важно устранение дефектов осанки.
Публикация «Формирование двигательных способностей дошкольников, имеющих нарушения осанки, средствами оздоровительной физкультуры» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Отечественный и зарубежный опыт показывает исключительно высокую эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья детей. Недостаточное количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни, ценностей физической физкультуры и спорта в средствах массовой информации.
Современные двигательные программы, наряду с развитием двигательных качеств и навыков, содействуют развитию нервной системы и организма ребенка в целом. Они нацелены на активизацию сенсомоторного развития, формирования оптимальной осанки, оптимального двигательного стереотипа основных локомоций, высоко социализированных движений. Большинство комплексов включают технику реализации основных факторов развития нервной системы, тренировку зрительно-моторной координации. Формирование осанки – проблема педагогическая и гигиеническая. Поэтому решать её надо общими усилиями педагогов, врачей, учителей физической культуры. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма — одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Это касается в первую очередь нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Усилия медиков в основном направлены на лечение заболеваний, деятельность педагогов редко включает развивающие методы работы с детьми. Практически не разработаны подходы обучения с позиций развивающей предметно-двигательной среды ребенка.
Сложившаяся система образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и проводит нормирование двигательных качеств и навыков. Единая основа проблем физического и нервно-психического развития детей обусловила создание двигательных программ развития ребенка.
В основе развивающих программ лежит сопоставление данных сравнительно-физиологического и онтогенетического исследований врожденных и приобретенных форм двигательной и рефлекторной деятельности, которое показывает, что в широком смысле «функциональное развитие нервной системы в онтогенезе отражает филогенетические закономерности ее развития» (Волохов А. А., 1968, 1979). А это, в свою очередь подтверждается изменениями функциональных и биохимических процессов в мозге. Двигательная активность во многом определяет развитие организма и нервной системы наряду с генетическим фактором и влиянием сенсорной разномодельной информации. Полноценное физическое развитие, формирование пра-вильной осанки, двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение неразрывно связаны с гармоничной последовательной организацией нервной системы, ее чувствительных и двигательных центров, анализаторов.
В основе развивающих программ лежат принципы системного подхода. При анализе закономерностей развития учитываются:
1) особенности воздействия среды на развитие организма,
2) оптимальный двигательный стереотип как конечный и одновременно промежуточный (базовый для следующего этапа) результат каждого этапа развития как основополагающая цель физического развития,
3) характеристика базовых факторов развития организма, нервной системы — собственно процесса развития «изнутри».
Существует три основные особенности. Первая особенность - сопоставление средовых закономерностей эволюционного и ин-дивидуального развития движений, врожденных и приобретенных форм двигательной и рефлекторной деятельности. Движение ребенка совершается в различном окружении - в водной, наземной, социальной и других средах.
Вторая особенность - введение в систему оптимального двигательного стереотипа, характеризующего этапную и конечную цель двигательного развития. Ряд авторов считают, что при постановке целей двигательного развития оптимальный двигательный стереотип более приемлем, чем устоявшаяся ориентация педагогов на двигательные качества, навыки, на спортивный результат.
Третья особенность — включение в систему и реализация базовых факторов развития, специфических для формирования нервной системы и психики ребенка. Базовые факторы развития в большей степени относятся к нервной системе, анализаторам, формированию сенсомоторных и психомоторных процессов. При этом на первый план выходит координация, сопряжение, с одной стороны, тонких установочных движений глаз, мышц шеи, уха при улавливании сен-сорной информации и, с другой стороны, движений рук, частей тела, мышц лица, губ, языка при двигательном ответе. Физическое развитие в этом случае первоначально проявляется как развитие нервной системы и психических функций ребенка. Через оптимальное формирование центров регуляции дыхания, кровообращения, обмена веществ, координации движений развитие нервной системы опосредует развитие всего организма и в том числе опорно-двигательного аппарата.
Систематическое использование развивающих двигательных комплексов, моделирующих развивающую предметно-двигательную среду в комплексе с физическими упражнениями развивающе – оздоровительно - коррекционной направленности позволит существенно улучшить состояние физической подготовленности и опорно - двигательного аппарата (осанки) дошкольников при нормализации их психо - эмоционального состояния.