Ирина Борисовна Кайль
Формы взаимодействия ДОУ с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
«Формы взаимодействия ДОУ с родителями».
(из опыта работы Кайль И. Б.)
Любая работа эффективна тогда,
Когда она правильно организована
1 слайд: Титульный
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Одним из основных принципов дошкольного образования является: Сотрудничество организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Одна из задач, на решение которой направлен стандарт – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Темочки:
Тему «Формы взаимодействия ДОУ с родителями» считаю актуальной на сегодняшний день. Ведь за последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Поэтому работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
2 слайд: Цель работы педагогов нашего детского сада -вовлечение родителей в единое образовательное пространство, педагогический процесс ДОУ.
3 слайд: Задачи:
Для достижения данной цели нам требуется решение следующих задач:
- Повышение уровня компетентности родителей и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.
- Обеспечение информационно – просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному
ребенку.
- Создание условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности.
- Индивидуальная работа с семьями воспитанников, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
4 слайд: Мы все знакомы с формами работы с родителями, это традиционные и нетрадиционные формы.
Вся работа по взаимодействию ДОУ с родителями начинается со знакомства в информационно-ознакомительной форме. Конечно же это День открытых дверей. (Вовлечение родителей в образовательную деятельность). Проводим ежегодно в мае месяце. Свою работу я начинаю со знакомства с семьями воспитанников. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начинаю работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов. Активно использую Анкетирование (при подготовке к собраниям, консультациям, при выпуске буклетов, при создании проектов).
5 слайд: В своей педагогической практике мною используются различные виды наглядности. Необходимую информацию (ширмы, стенды, папки-передвижки, стенгазеты) по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно-информационный материал, который готовим не только мы, но и наши специалисты: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, логопед, психолог, медицинская сестра. Если возникают какие то вопросы по желанию родителей проводятся индивидуальные беседы со специалистами.
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Мы проводили не только традиционные, но и нетрадиционные собрания. Хочу сказать о том, что мы ушли от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Используем такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. Нетрадиционные собрания проводили в виде квест-игры, всевозможных конкурсов, особенно родителям нравится когда в собрании участвуют их дети: аудиозапись высказываний детей, слайд-шоу с фотографиями детей, видео, что вызывает большой интерес и восхищение со стороны родителей.
6 слайд: Одной из актуальных активных форм работы с родителями в ходе реализации ФГОС ДО является - вовлечение родителей в проектную деятельность детского сада и группы. Я активно вовлекаю родителей своей группы в проектную деятельность, которая является одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне группы, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.
7 слайд: Регулярно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и родителей. Все семьи, которые принимают участие, мы поощряем благодарностями. Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Формируются семейные традиции, что является залогом счастливой и дружной семьи. Конкурсы семейных талантов это в первую очередь -распространение семейного опыта, поддержка семейных традиций.
8 слайд: Родители активно посещают все праздники. Они видят, что дети стараются понравится им, родители вместе с детьми поют песни, играют, танцуют. Приглашая родителей на утренник, я всегда говорю им о том, что пройдут годы, песни и танцы забудутся, но в своей памяти дети сохранят радость и тепло общения, а родители окунутся в мир прекрасного. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия в ноябре, посвященное «Дню матери». В таких развлечениях принимают участие мамы совместно с детьми.
9 слайд: Сайт ДОУ и группы. (Открытость и доступность, информирование родителей или (законных представителей) о жизни детей в ДОУ и группе). В нашем детском саду имеется сайт, где мы размещаем информацию обо всех событиях, конкурсах, мероприятиях группы и детского сада. А также в вацапе создана группа «Алёнушка», где наши родители смотрят видеозаписи организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей, фото с проведения разных мероприятий, прогулок, от питания до сна они убеждаются, что их дети в надежных руках,а также своевременно получают всю информацию, которую доводят до нас специалисты ДОУ. А родители в свою очередь делятся с нами какими то фотографиями и традициями своей семьи, оставляют отзывы, комментарии. Нам нравится такое общение, так как мы по комментариям родителей определяем эффективна ли наша работа в том или ином направлении, и где еще нам нужно доработать. Конечно такая связь не может нам заменить прямого общения, поэтому ежедневные беседы с родителями очень актуальны.
10 слайд: Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, пекарь и т. д.) приходят в гости к дошкольникам. Проводят с ними беседы. У нас в группе стало традицией приглашать на День Защитника пап, которые проходили службу в рядах Российской Армии.
11 слайд: Также родители совместно с педагогами работают на субботниках, участвуют в озеленении территории участка, возят дошкольников на представления, экскурсии в выходные дни, совместно с детьми участвуют в мероприятиях, которые организуют библиотека, музей.
12 слайд: С самого первого дня прихода в группу очень много сделали для РППС: изготовили атрибуты, костюмы, маски для сюжетно-ролевых игр, театрализации, пополнили книжный уголок, шили и вязали для кукол и т. д.
13 слайд: В работе с родителями я вырабатываю у себя «добрый взгляд» на каждого ребенка. Стараюсь видеть в развитии всех детей прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления и привлекать к ним внимание родителей. Стремлюсь заслужить доверие родителей, организуя свое взаимодействие через «трансляцию родителям положительного образа ребенка», (т. е. никогда не жалуюсь на ребенка). Беседу стараюсь вести под девизом: «Ваш ребенок лучше всех». Сообщаю об успехах и особенностях развития ребенка, особенностях общения с другими детьми, результатах учебной деятельности. А потом если есть какие то проблемы, стараюсь решать тактично и подойти к ситуации учитывая индивидуальный подход к конкретному маме или папе.
Взаимодействие родителей и воспитателей редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий, кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в детском саду комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Спасибо за внимание!