Оксана Рамусь
Консультация «Обновление форм и методов работы детского сада с семьей по вопросам укрепления здоровья детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Обновление форм и методов работы детского сада с семьей по вопросам укрепления здоровья детей раннего возраста
Здоровье - это великая ценность каждого человека. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это не только желание родителей, но и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Понятие «здоровье» имеет множество определений, но самым популярным, и наиболее емким следует признать определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Публикация «Консультация „Обновление форм и методов работы детского сада с семьей по вопросам укрепления здоровья детей раннего возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Особенность нашего детского сада в том, что каждый год он формируется из детей, впервые пришедших в детский сад, дошкольное образовательное учреждение специализируется на раннем возрасте. Этот период, несомненно, связан с адаптацией ребенка к условиям ДОУ. Как известно, одним из факторов, который определяет характер адаптации, связан с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он легче справляется с предстоящими трудностями. Ребенок раннего возраста очень привязан к матери и поэтому адаптация к новым для него условиям приводит к сбоям в работе организма, общему снижению иммунитета, что, в свою очередь, может привести к заболеванию. Чтобы этого не произошло, следует проводить мероприятия, которые направлены на преодоление негативных последствий адаптации и будут способствовать укреплению психологического и физического состояния ребенка. Они касаются сферы ухода, физического развития, закаливающих процедур, формирования гигиенических и других навыков.
Анализ физического развития показал, что на начало учебного года у 64% детей низкий уровень физического развития, у 24%-средний уровень, 12%-высокий уровень.
Данные показатели обозначили новую проблему – установление тесного сотрудничества с родителями по вопросу укрепления здоровья и физического воспитания детей раннего возраста. На первом этапе работы было проведено анкетирование, которое показало, что большинство родителей готовы к активному участию в физическом развитии своих детей, но этому мешает отсутствие знаний возрастных особенностей детей раннего возраста и опыта проведения мероприятий по физическому развитию.
С целью повышения компетентности родителей в вопросах физического развития и укрепления здоровья детей в рамках инновационного проекта «Мы вместе» был разработан проект «Растем здоровыми вместе»,цель которого, повышение компетентности родителей по физическому воспитанию и развитию детей раннего возраста.
В качестве основных задач мы изучили теоретические основы проблемы, систематизировали информацию о формах повышения компетентности родителей, изучили возможности организационной формы взаимодействия с родителями «фокус-группа» в повышении компетентности родителей, составили план работы фокус-группы, осуществляем апробацию плана работы фокус-группы.
В ходе проведения традиционных форм взаимодействия с родителями (родительские собрания, консультации, беседы, с целью активизации участия родителей в решении задач укрепления здоровья и физического развития проводилась следующая работа : показ и совместное выполнение физических упражнений, дыхательных гимнастик, общеразвивающих упражнений, нетрадиционных методов оздоровления детей, мастер класса по изготовлению нетрадиционного оборудования для профилактики плоскостопия.
Проводимая работа дала свои положительные результаты. На уровне детей снизились показатели заболеваемости, о чем свидетельствуют данные мониторинга на 2013 год. На уровне родителей была зафиксирована проблема: низкий уровень посещаемости всех выше обозначенных мероприятий. Выяснение причин позволило сделать вывод, что необходимо менять формы работы взаимодействия с родителями для того, чтобы повысить их заинтересованность в решении задач укрепления здоровья совместно с детским садом. С этой целью в соответствии с положением МБДОУ№1 о творческой фокус-группе была спроектирована работа по укреплению здоровья «Растем здоровыми вместе», в которую входят родители, воспитатели, старшая медицинская сестра. Цель творческой фокус – группы, сбор информации по данной проблеме, обсуждение и обмен опытом среди ее участников, поиск новых форм предоставления консультативной помощи родителям, установление обратной связи. Состав группы может меняться. В нее могут входить родители детей, не посещающих детский сад. Это позволяет смотреть на проблему шире и высвечивать новые.
В течение 2014-2015г. запланирована и проведена работа по внедрению данной формы в практику детского сада.
К каждому заседанию творческой фокус-группы воспитатель изучает литературу. Ищет ответы на предполагаемые вопросы, которые устанавливаются с помощью предварительного анкетирования. Ведущий - воспитатель, по заявленной проблеме определяет ряд вопросов, которые могут привести к дискуссии. На год я запланировала 4 заседания фокус-группы. Одной из тем было «Нестандартное оборудование для оздоровления детей в домашних условиях»
Апробация проекта показала эффективность самой формы взаимодействия родителей фокус-группы. Этому содействует использование активных методов взаимодействия в группе: дискуссия, рефлексия. Общее обсуждение значимой проблемы укрепления здоровья малышей в рамках групповой дискуссии позволяет не только высказаться всем ее участникам, но и в ходе осмысления конкретных фактов, ситуаций, опыта выработать общую позицию, мнение о предмете дискуссии.
Практика применения во взаимодействии с родителями метода фокус-группы показала ее не только жизнеспособность, но и перспективы: родители постепенно меняют свою пассивную позицию в отношении участия в решении возникающих проблем физического развития детей и становятся заинтересованными, полноправными субъектами данного процесса.