Светлана Мачнева
Конспект занятия «Все мы дружно живем на волжской земле»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представление о родном крае, людях разных национальностей, проживающих на берегах Волги; развивать интерес к культуре разных народов; воспитывать любовь и уважение к народам, живущих на волжской земле; обогащать словарный запас детей.
Материал: географическая карта Российской Федерации (расположена на столе воспитателя). Куклы в костюмах народов, живущих на территории России (чуваши, татары, русские и т. д.). Шкатулка. Кукла в национальном русском костюме Вырезанные из бумаги сарафаны, рубахи, кокошник, венец, платок (для фланепеграфа). Русский народный костюм для бабушки Яги. Иллюстрация с изображением девукши в русском наряде. Блины. Чувашский народный костюм для Хозяйки. Тухья, хугипу, кокошник, мастак, корука.
Публикация «Конспект занятия „Все мы дружно живем на волжской земле“» размещена в разделах
Оформление групповой комнаты (зала): Декарации русской и чувашской изб.
Ход занятия
Тихо звучит музыка.
Воспитатель: Подойдите, пожалуйста, к карте,посмотрите на нее. Что Вы видите? (Ответы детей). Да, это Россия, страна, где Мы живем. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. (Показывают на карте кукол в национальных костюмах). Какие это национальности? (Дети называют с помощью воспитателей) Всех их объединяет язык общения - русский.
Педагог выставялет на стол шкатулку. Звучит русская мелодия.
Воспитатель: : Откуда слышится такая красивая музыка? (Из шкатулки) Наверное, вам интересно узнать, что там. Достает из шкатулки куклу в русском национальном костюме.
К нам в гости приехала кукла Маша. Посмотрите, какая она нарядная. Расскажите, в какой она одета костюм, опишите ее наряд. (Ответы детей)
Кукла Маша одета в русский национальный костюм. А чтобы побольше узнать об этом костюме и о бые русского народа, кукла Маша приглашает нас в гости к бабушке Лие.
Звучит русская народная мелодия. Детей встречает бабушка Лия в русском народном костюме, приглашает их к себе в избу.
Бабушка Лия:
Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Спасибо, что мимо не прошли,
Ко мне в гости зашли!
Проходите, не стесняйтесь,
Поудобней располагайтесь!
Какие вы все ладные, да нарядные!
Катенька - Катюшка,
Златовласая девушка!
Андрюша - умница,
Ксюша - красавица,
А Наташечка словно пташечка,
Алеша - молодец,
Ну, а Слава - удалец!
(Дети рассаживаются на скамейке). В Своем селе мы все дружно живем. Друг друга знаем, друг другу помогаем. Частенько по веерам собираемся в какой-нибудь избе, песни поем (поет один куплет песни "Греха", слов сопровождает движениями)
А вы обратили внимание, в каком я наряде? Что это за костюм? (Русский народный)
Да, правильно, это русский народный костюм. Что вы о нем знаете? (Ответы детей). Что носили русские девушки? (Сарафан) Найдите на столе сарафан.
Дети выполняют задание. Воспитатель выкладывает бумажные сарафаны на фпанелеграфе.
Что еще носили русские в старину? (Рубахи). Какие русские головные уборы вы знаете? (Кокошник, коруна, венец, платок)
Воспитатель выкладывает названные предметы одежды на фланегеграфе.
Бабушка Лия: Чем же украшали рубахи? (вышивкой) Какие цвета использовались? (черный, красный, белый) Что означает красный красный цвет? (Это огонь, солнце. Он оберегает от нечистой силы) Что означает белый цвет (Чистоту, невинность) А черный цвет? (землю, покой, благополучие)
Молодцы, вы много знаете про русские костюмы. Сейчас я с вами поиграю в игру, которая называется "Покажи правильно".
Выставляет иллюстрацию с изображением девушки в русском наряде. Указывает на предметы одежды, дети их называют.
Бабушка Лия: : Часто вечерами девушки водили хороводы. Давайте и мы с вами поводим хоровод.
Хоровод "Ленок"
Детушки мои! На Руси всегда гостей встречали хлебом - солью, да в красный угол сажали, да блинчиками угощали. Вы давно блинов не ели? Блинчиков захотели? Да? Вот я вас и угощу! (Угощает детей блинами, припевает)
Ой, блины, блины, блины
Вы блиночки мои!
Дети (благодаря за блины)
Ой спасибо Вам!
Блины были очень хороши
Спасибо этому дому
Пойдем к другому!
Звучит чувашская народная музыка.
Воспитатель: (берет шкатулку)
Снова музыка слышится из нашей шкатулки (Достает из шкатулки куклу в национальном чувашском костюме). Посмотрите, еще одна кукла пришла к нас в гости. Это - чувашская кукла, зовут ее Настя. Она приглашает нас в чувашскую избу.
Детей встречает хозяйка в чувашском национальном костюме, приветствует их на чувашском языке (с переводом)
Хозяйка: Проходите, гости дорогие! (рассаживает детей). Мы в нашем селе живем дружно: и русские, и чуваши. Мы всегда рады гостям.
(Обращает внимание детей на свой костюм)
Если русские девушки носили сарафан, то чувашские носили платье, украшенное яркой вышивкой. И еще у них был красивый фартук, тоже украшенный вышивкой.
На голове у меня головной убор чувашских женщин, он называется хушпу. Незамужние девушки носили на голове тухью, вот она (демонстрирует головной убор). Тухья считалась волшебной. Она украшалась вышивкой и на нее пришивались серебряные пионетки. (Девочки одевают тухьи, танцуют) Тухья передавались от матери к дочере, от бабушки к внучке и считалась самым дорогим подарком. Наш чувашский народ очень любит песни и игры. Давайте - ка мы с вами поиграем в игру, которую очень любят чувашские дети. ("Чувашский хоровод")
Молодцы! А сейчас я вам спою, а вы мне подыграйте на ложках. (Поет чувашскую народную песню, дети аккомпанируют) Я хочу узнать, запомнили ли вы, как выглядят головные уборы чувашей (На столе разложены головные уборы - тухья, хушпу, масткк, кокошник и т. д.)
Умницы, вы правильно нашли чувашские головные уборы. Народ наш любит встречать и угощать гостей. Вот и я вас сейчас угощу клюквенным напитком.
Угощает детей. Дети благодарят Хозяйку и прощаются.
Воспитатель: : Где мы сегодня побывали (ответы детей)Да, в русской и чувашской избах. Мы вспомнили и узнали много интересного и национальных костюмах русских и чувашей. Они разные, но все красивые.