Феоктистова Олеся Николаевна
Конспект занятия «Национальная культура в ДОО. Мы в Мордовии живем!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомить детей с национальной женской одеждой, с названиями домашних животных на мордовском языке.
Задачи:
Обучающие:
-познакомить детей с национальной одеждой мордвы и особенностями женского платья;
-активизировать в речи детей и закрепить названия домашних животных;
-дать детям представление о том, что у мордвы есть свой язык.
Развивающие:
-развивать у детей познавательные интересы, речь, творческие способности;
Темочки:
-расширять кругозор, обогащать жизненный опыт детей.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к родному краю, уважение к жителям коренного населения Мордовии;
- формировать чувство гордости и уважения к своему краю.
-воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Методы и приемы:
-наглядные: костюм куколки - мордовочки, макеты домашних животных;
-словесные: беседа, загадки, потешки;
-игровые: общая игра, физкультминутка, самостоятельное украшение пластилиновых платьев.
Материалы и оборудование: кукла в национальном мордовском костюме; макеты домашних животных: кошка, коза, корова, петух; сундучок для животных; заготовки из пластилина в виде платьев, бисер, блестки.
Предварительная работа: беседы о родном крае; рассматривание картинок с одеждой мордвы; отгадывание загадок, заучивание потешек, разучивание физминуток.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с вами с нашей республикой Мордовия, в которой мы живем. Людей, которые живут в нашей республике, называют мордвой. Сегодня я пригласила к нам в гости куколку-мордовочку, которую зовут Келу, что означает береза.
Выносится кукла в национальном мордовском костюме.
Кукла: Шумбрат эйкакшт. Шумбрат означает с мордовского - здравствуйте! Давайте с вами вместе поздороваемся по - мордовски.
Дети: Шумбрат!
Воспитатель: Келу, какая у тебя необычная одежда!
Кукла: Да, сейчас такую одежду редко встретишь. Это мордовский национальный костюм, который носили по праздникам наши бабушки и прабабушки. Она состоит из рубахи, которую называют панар. Панар подвязывают шерстяным поясом каркс с кисточками на концах или пулаем- это украшение, которое надевается на пояс и состоит из бисера, блесток, цепочек. (все элементы одежды воспитатель показывает на кукле). На голове у меня убор, который называется панго, он тоже красиво украшен бисером и блестками. Еще на моей одежде можно увидеть красивую вышивку. Это вышиты мордовские узоры. Из каких ниток вышит мордовский узор?
Дети: Красный, черный.
Кукла: Правильно. А на ногах у меня красные сапожки. Понравился вам мордовский костюм и почему?
Дети: Да. Он очень красивый, яркий, на нем много украшений.
Кукла: А теперь ребята, давайте поиграем.
Общая игра "Дом на горе"
На горе мы видим дом (сложить домик из ладоней)
Много зелени кругом (волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (соединить ладони в вытянутый и круглый шарик)
Вот душистые цветы (сложить ладони в виде бутона чаши)
Окружает все забор (рисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор (погладить ладонями воздух)
Мы ворота открываем (раздвинуть две соединенные боками ладони)
К дому быстро подбегаем (двумя пальцами бежим)
В дверь стучимся: (стучать кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (приложить ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытянуть руки вперед, как будто что-то несете)
Кукла: А пришли мы с вами, ребята, в гости к домашним животным. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь их отгадать.
Кукла обращает внимание детей на деревянный сундучок и объясняет, что там спрятались отгадки к загадкам. Предлагает внимательно послушать и отгадать первую загадку:
-Мохнатенький, усатенький,
Молочко пьет, песенки поет.
(дети отгадывают - кот, котик)
Кукла: Правильно, кот. По- мордовски кот называется псака. Давайте, повторим (дети повторяют).
Воспитатель достает из сундучка игрушку- кота, дети радостно приветствуют его, гладят его шерстку и вместе с Куклой проговаривают потешку:
-Как у нашего кота – шубка очень хороша,
-Как у котика усы – удивительной красы,
Зубки белые, глазки смелые.
Воспитатель ставит котика рядом с сундучком и загадывает следующую загадку :
-Идет, идет рогами трясет, травки просит:
«Ме- ме-ме, дай-ка вкусной мне-е-е.»
(дети отгадывают – коза)
Кукла: А по - мордовски коза называется сея.
Дети повторяют.
Воспитатель достает из сундучка игрушку – козу и вместе с детьми проговаривает потешку:
-Идет коза рогатая за малыми ребятами,
Глазками - хлоп, хлоп; ножками- топ, топ.
Кто каши не ест, кто молока не пьет –
Забодает, забодает, забодает!
Поставив козу рядом с котиком, Кукла загадывает следующую загадку:
-Полем идет, травку жует, мычит :
«Му-у, му-у», -кто же это, не пойму?
(дети отгадывают – корова).
Кукла: А по- мордовски корова называется скал.
Дети повторяют.
Воспитатель достает из сундучка игрушку – корову, вместе с детьми радуется ей, говорит ласковые слова (хорошая, пригожая) и вместе с детьми поет коровушке песенку:
-Ты, Буренушка, ступай, в чистом поле погуляй;
А вернешься вечерком, нас напоишь молочком.
Поставив игрушку – корову рядом с остальными игрушками, Кукла загадывает последнюю загадку:
-Кто раньше всех встает, «ку-ка-ре-ку» поет?
(дети отгадывают – петушок)
Кукла: А по - мордовски петушок называется атякш.
Дети пытаются повторить.
Воспитатель достает из сундучка игрушку – петушка, все вместе любуются его ярким разноцветным хвостом и поют песенку:
-Петушок, петушок, золотой гребешок,
Маслена головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Кукла предлагает детям назвать всех, кто прятался в сундучке. Просит детей уточнить, какие это животные – дикие или домашние. Обязательно кто-нибудь из детей уточнит, что петушок- это птица!
Кукла: Что-то засиделись мы, ребята! А ну-ка, выходите да в кружок становитесь!
Физминутка «Петя, Петенька, петух» :
Петя, Петенька, петух, что за перья, что за пух!
(Дети стоят лицом в круг, поднимают руки вверх- вниз через стороны)
Разноцветный, расписной и кричит, как заводной :
(Дети идут по кругу друг за другом, руки - крылья – назад)
Ку- ка- ре-ку-у-у!
(Дети поворачиваются лицом в круг, машут руками – крыльями)
(Игра проводится два раза.)
Кукла: Молодцы, ребята. А теперь, давайте повторим, что мы с вами сегодня узнали.
Дети отвечают, что познакомились с куклой - мордовочкой, у которой красивый костюм, а еще узнали, как называются некоторые домашние животные на мордовском языке.
Кукла: Правильно. А теперь я вам предлагаю попробовать самим украсить мордовское платье из пластилина бусинами и блестками. Хотите?
Дети отвечают утвердительно, рассаживаются за столы.
Кукла: Ну а мне, ребята, пора! Вастомазонок! Что означает до- свидания!
Литература:
1. Акимова, Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. - N 2. - С. 21-23.
2. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый. - 2014. - №10. -- С. 349-352.
3. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа. : Учеб. -метод. пособие-2 изд., перераб. и доп. - СПб. : Детство-Пресс, 2015. - 304 с
4. Электронный ресурс: https://pcktun/ru./kostyumy-zhenshin-mokshanok-i-erzyanok-s-opisaniyem.php
5. Электронный ресурс
https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/05/30/konspekt_nod_russkaya_izba.docx
МАДОУ «Детский сад №76 комбинированного вида»
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе
на тему: «Национальная культура в ДОО :
мы в Мордовии живем!»
Выполнил: Феоктистова О. Н.
Саранск 2019г.