Светлана Лыкова
Интегрированное занятие в старшей логопедической группе «Возвращение в Птицеград»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
Закрепление знаний детей о природе весной, о перелётных птицах, развитие познавательного интереса к жизни пернатых.
Развитие речи у детей, расширить словарь, учить давать полные ответы на вопросы воспитателя. Развивать внимание, мышление, память.
Воспитание бережного отношения к природе, птицам.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ :
Публикация «Интегрированное занятие в старшей логопедической группе „Возвращение в Птицеград“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Звуковое сопровождение: голоса птиц, спокойная мелодия, встревоженные голоса птиц, звуки природы. Корзина, письмо, шапочки с изображением птиц, венок для весны, воздушный шар. Картинки с изображением солнца и снежинки, сюжетные картинки с признаками всех времён года, карточки (указатели опасностей, задания по математике, схемы и т. д., наборы геометрических фигур и образец, бумажные жаворонки.
Ход ЗАНЯТИЯ:
«1, 2, 3, 4, 5,
Становитесь в круг играть!»
Звучит спокойная мелодия.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.
( Минутка релаксации: дети делают вдох-выдох 3 раза)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Вы, ничего не слышали? Прислушайтесь, пожалуйста! (Раздаётся в записи «звук шагов») Кто это так тихо и прошагал за нашим окном? Пойду я встречу незнакомца, да приглашу в нашу группу.
Воспитатель выходит в приёмную, заносит корзину и письмо.
-Дети, я никого не встретила, даже и не увидела. Но зато нашла эту корзинку и письмо. Интересно от кого оно? Вы случайно не знаете? Тогда давайте прочитаем его.
Загадка:
«Кто прошёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел
И повсюду тишина.
Это значит, это значит,
Тише всех пришла… ВЕСНА»
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Вот и в наши края снова пришла весна после долгой и холодной зимы. Сегодня мы будем весну зазывать, да пернатых (перелётных) друзей в городе Птицеграде привечать.
А кто такие перелётные гости? И почему они улетают? Чего больше всего боятся?
Ответы детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Правильно, а возвращаются они в родные места весной, когда просыпается природа и появляется корм. А с чем приходит к нам весна?
Ответы детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, посмотрите, вот и весеннее солнышко радостно светит нам.
(На магнитной доске картинка с изображением солнца). Вокруг солнца картинки с изображением примет разных времён года. Оставьте и назовите только весенние признаки.
Упражнение «Кто нам больше не подходит, пусть немедленно уходит»
ВОСПИТАТЕЛЬ: - У нас получилась весенняя картина «Весна». Чтобы закрепит весенние признаки, давайте поиграем в игру «Добавь словечко» :
«С приходом весны всё оживает вокруг. Зеленеет первая (травка). Светит ярче и теплее (солнце). Весело бегут и звенят (ручьи). С крыш капает (капель). Домой возвращаются перелётные (птицы, которые боятся холода и голода, и на зиму улетают в (тёплые края).
-А вы заклички для весны знаете? Давайте позовём её.
Дети хором проговаривают 2-3 знакомые заклички.
«Весна, весна красная…»
«Ау, ау – аукаем…»
«Весна, приди, три угодья принеси…»
Входит девочка в костюме Весны.
ВЕСНА: - Вы позвали меня я и пришла. Знаете ли вы, какие птицы возвращаются весной из дальних стран?
Ответы детей.
ВЕСНА: - Остаются ли у вас зимовать какие-нибудь птицы? Знаете ли вы их?
Ответы детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Весна, мы знаем не только зимующих и перелётных птиц, но и загадки про них.
Дети загадывают загадки, кто отгадал - получает маску (шапочку) птицы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А, хотите поиграть? Я знаю одну игру, которая называется «Перелётные и зимующие птицы».
В центре группы, на расстоянии находятся 2 картинки «солнышко» и «снежинка». Птицы бегают под музыку врассыпную со словами:
«Птички летают, зёрна собирают.
Маленькие птички, птички-невелички».
По окончанию слов музыка отключается. Перелётные собираются у картинки «солнышко», а зимующие у картинки «снежинка».
-Вернувшись, домой птицы, сразу же начинают приводить в порядок своё старое жильё, строить новое. Жаворонок вьёт гнездо прямо на земле, на пашне. Грачи поправляют свои старые дома из длинных прутьев на высоких деревьях. Зяблики селятся в парках, садах, лесах. Скворцы же любят более прочные дома. Кто для них строит эти дома? Как они называются? Ответы детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А возвращаются птицы всегда в свой лес, где их с нетерпением ждут. И вот одну встречу, мы сейчас с вами увидим.
Сценка «Птицеград»
ВЕСНА: - Через море, через горы
Стайкой птицы к нам летят
Мы для них построим город
Птичий город – Птицеград!
(Появляются птицы, перелётные встают с одной стороны, зимующие с другой)
ПТИЦЫ : Здравствуйте, ребята!
ЖАВОРОНОК: - Здравствуй птичка-невеличка
Здравствуй добрая синичка!
ГРАЧ: - Здравствуй, дятел, наш приятель
Здравствуй, голубь и снегирь!
ДЯТЕЛ: - Расскажите птицы,
Где вы побывали?
Расскажите птицы, что вы повидали?
ГУСЬ: - В жарких странах – жаркое лето
Ни зимы, ни снега там нету.
СКВОРЕЦ: - Бродят там слоны – великаны,
Целый день кричат обезьяны.
Там растут деревья – лианы,
Там висят на пальмах бананы.
ГОЛУБЬ: - Хорошо ли жили вдалеке от дома?
С кем вы там дружили в странах незнакомых?
ЛАСТОЧКА: - Мы скучали по деревне, по звенящему ручью,
По скворечне, по деревьям,
По соседу воробью.
ВЕСНА: - Все мы рады вам друзья,
Будьте с нами вы всегда!
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, а вы знаете, что при перелёте птиц ожидают разные опасности и не все птицы могут долететь до родного края. Я знаю, что у вас доброе сердце. Послушайте, как оно стучит (Дети прикладывают руку к сердцу)
-Вы хотите помочь птицам преодолеть препятствия и скорее вернуться на Родину?
Тогда, предлагаю отправиться на воздушном шаре навстречу им.
«Мы к шару подойдём и путешествовать начнём»
(Дети подходят к шару, берутся за разноцветные ленточки, привязанные к шару) Дыхательное упражнение: вдох – через нос, выдох через рот – «Ф»
-Пока летим, поиграем в игру «Исправь ошибку» :
Мы пролетаем над зелёные луга;
Мы пролетаем над широкие поля;
Мы пролетаем над высокие горы.
-Ребята, как вы думаете, горы опасны для птиц?
Ответы детей.
- Спустимся на поляну около гор, чтобы отдохнуть и подкрепиться.
( Находим 5 карточек-указателей: горы, туман, хищники, холод, охотники). А вот и опасности, назовём их. Если мы правильно справимся со всеми заданиями, то поможем птицам преодолеть все эти опасности и ускорим возвращение в Птицеград.
1. ГОРЫ: «Посчитай птиц на полянке» (прямой, обратный счёт)
2. ТУМАН: «Помоги ласточке найти своё гнездо» (ориентировка в пространстве, по схеме)
При тумане ничего не видно, поэтому и опасен туман для птиц : они могут сбиться с пути.
3. ХИЩНИКИ: «Перехитри хищника» (деление на части, множество)
Звучит запись птичьих криков.
-Что случилось? Почему так кричат птицы?
Ответы детей.
-Чем опасны хищники?
Ответы детей.
- Налетают на слабых, уставших птиц и поедают их. А давайте запутаем хищников.
4. ХОЛОД: «Расселим ласточек в норки»
Звучит запись «Звуки природы – вьюга»
-Ой, как холодно стало! А бедным птичкам как быть? У них замерзают крылья, и они падают, разбиваясь о скалы. Давайте скорее спасать птиц, заселять в норки. Известно, что в двух норках на каждом этаже живёт по 9 птиц. Засели пустые домики.
5. ОХОТНИКИ: «Выложи птиц из геометрических фигур по образцу»
Раздаётся звук выстрела из ружья.
-Что это может быть?
Ответы детей.
-Это охотник стреляет в птиц. Да это же не дело! Надо, чтобы он брал с собой только фоторужьё и любовался птичьими стаями. А помогут ему в этом наши рисунки-мозаики. Предлагаю из геометрических фигур выложить каждому по 1 птице, а вместе их будет целая стая. Они все вместе дружно вернуться в родные края.
-Ребята, вот и все препятствия позади. Мы помогли птицам, ускорили их возвращение в Птицеград.
ВЕСНА:
-Я рада, что вы справились со всеми заданиями, помогли птицам преодолеть опасности.
«ДИАЛОГ С ВЕСНОЙ» :
-Ну, весна как дела?
-У меня уборка. …
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Пора возвращаться в группу (подходят к шару). Ребята в давние времена отмечали праздник «Сороки» или по-другому «Птичий праздник». В этот день в каждом доме лепили из теста вот таких птичек – жаворонков, пекли их. У кого не было муки, лепили из глины, мастерили из тряпок и бумаги. В старину люди верили, что весна потому и наступает, что её из далёких краёв приносят птицы. Детям давали, приговаривая: «Жаворонки прилетите – весну принесите»
ВЕСНА: - Я тоже хочу подарить вам много радостных солнечных дней. Надеюсь, что птицы всегда будут прилетать к вашему дому, счастье приносить.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А вы должны помнить птицы наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям, являются украшением природы. А как они красиво поют!
Звучит запись «Голоса птиц».