Светлана Александровна Мажова
Интегрированное занятие в старшей группе по познанию «Путешествие по дорожкам Зимушки — зимы!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: активизировать и обогащать знания о зиме, сезонных изменениях в природе, развивать образное мышление и воображение, эмоциональную атмосферу детей посредством интеграции образовательных областей.
Задачи:
1 Познавательное развитие :
Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы, развивать интерес и навыки к экспериментированию;
2 Речевое развитие:
Публикация «Интегрированное занятие в старшей группе по познанию „Путешествие по дорожкам Зимушки — зимы!“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Обогащать и активизировать словарь детей образными словами и выражениями ( снежинка: красивая, белая, необыкновенная, хрупкая, пушистая, искристая, волшебная, прозрачная, загадочная);
вовлекать детей в речевое взаимодействие;
упражнять детей в составлении простого предложения;
развивать умение давать развернутые ответы.
3 Социально-коммуникативное развитие:
Формировать чувство сплоченности, положительного эмоционального настроя внутри;
3 Художественно-эстетическое развитие:
Развивать чувство прекрасного через зимний пейзаж, музыкальное сопровождение
Обеспечение занятия :
Компьютер, проектор, электронная презентация (слайды) по теме «Зима», «Зимние явления» (запись со звуками природы, мнемотаблица, 3 конверта с разрезанными пазлами, материал для эспериментирования –3 подноса, манка и 3 стаканчика с трубочками для коктейля.
Ход совместной деятельности
На экране
Слайд 2 – времена года
1. Оргмомент. (дети собираются на ковре)
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Воспитатель: я вам улыбнулась, улыбнулись мы друг другу, гостям, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Слайд (зимний пейзаж)
Мотивация
Воспитатель: Сегодня утром, мне передали посылку (показывает коробку)
Хотите узнать, что внутри?
(воспитатель открывает коробку, а внутри сидит обезьянка)
Воспитатель: Ребята, кто это? (ответы детей)
Откуда она? (из жаркой страны)
Воспитатель: Зачем ты забралась в коробку?
Она мне шепчет, что слышала, что какие вы веселые, любознательные и находчивые. Ей очень хочется узнать у нас о замечательном времени года, о котором она и ее друзья ничего не знают. А вот о каком времени года идет речь, Вы попробуйте сейчас угадать:
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я … (Зима)
Слайд 3 (зимний пейзаж)
Воспитатель: Конечно! Теперь вы догадались о чем хочет узнать наша гостья? (о зиме) Там где живет она и ее друзья никогда нет зимы, все время жарко, светит солнце. Вот поэтому она приехала к нам, чтобы мы ей рассказали о зиме, о том за, что мы ее любим, какое это замечательно время года!
Воспитатель:
Тем более мы знаем с вами хорошую пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
А нашей гостье ведь нужно будет рассказать о зиме своим друзьям.
Поэтому я вас всех приглашаю попутешествовать по волшебным дорожкам Зимушки -зимы.
А на чем отправимся, вы должны угадать:
Есть лекарство от тоски:
Надеваю две доски,
В руки я беру две палки,
С ветерком играю в салки!
Что же это?
Говорите…
Хором: Ну, конечно это лыжи!
И отправимся мы в лес (в центре проводится игра)
Физкультминутка по стихотворению «Не боюсь мороза»
Палки острые взлетают –
(Зажимаем кулачки – «держим в руках палки», поднимаем одновременно две руки вверх и опускаем их вниз – так несколько раз)
мчусь я лихо по лыжне.
(К движениям рук добавляем интенсивные приседания – изображаем лихую езду по лыжне)
(Останавливаемся)
Зря мороз меня пугает:
он совсем не страшен мне!
(Сильно обхватываем себя руками за плечи и активно растираем руками спину – показываем, что мы мороза не боимся и сможем согреться)
Знаю: он меня не тронет –
(Взрослый становится «морозом» и начинает прикасаться к малышу, пытаясь его «заморозить». Ребёнок должен увернуться от «мороза» и не дать дотронуться до себя)
потому что не догонит!
Слайд 4 (зимние пейзажи леса)
Воспитатель:
Вот мы с вами и очутились в лесу.
Какое у нас сейчас время года?
Значит в каком лесу мы оказались? (в зимнем)
А какой он, опишите его.
(снежный, красивый, заколдованный, зимний, таинственный, морозный).
Посмотрите вокруг. (Какая красота.)
А деревья какие они?
(задумчивые, в снежных шапках, снежных одеждах)
А снег необходим деревьям или нет?
(Снег укрывает корни деревьев, поэтому они зимой не замерзают.)
Какое у вас настроение?
Что вокруг?
Вся земля и деревья укрыты … белоснежным ковром.
(Деревья стоят задумчивые)
Снежные шапки лежат на деревьях.
Как вы думаете, какой воздух в зимнем лесу?
(свежий, чистый, морозный)
Что про небо можно сказать?
А для чего люди ходят в лес зимой? (гулять, кататься на лыжах)
Глядя на эту картину вокруг как можно красиво назвать зимушку?
(Гостья- зима, зимушка-зима, матушка-зима, красавица- зима, волшебница-зима, чародейка зима)
А сейчас мы проверим, какие вы внимательные.
Каждый поделится своими наблюдениями и впечатлениями
Слайд 5 (Зимний пейзаж)
Разделимся на две команды
1ая-команда поделится своими наблюдениями и впечатлениями
какой может быть снег?
Игра «Снег какой?»
(легкий,чистый,мягкий,хрупкий,пушистый,светлый,беленький,скрипучий,колючий, холодный, блестящий, искрящийся)
А 2-ая команда назовет слова, которые обозначают действие снега
Игра «Снег что делает?»
(кружится, ложится, летит, падает, порхает, валит, сверкает, белеет, блестит, сыплется)
А с чем можно сравнить снег?
(с пуховым платком, с белоснежной ватой, пушистым ковром, белым одеялом)
Воспитатель:
Очень красива зима в своем белоснежном убранстве.
А сейчас давайте расскажем нашей гостье по каким признакам можно узнать зиму
Слайд 6 (работа по таблице-схеме)
Какие признаки зимы вы знаете?
Воспитатель:
А какие зимние явления природы вы знаете
(Вьюга, метель, гололед. снегопад)
Скажите, а какой сейчас месяц на календаре? (февраль)
А вы знаете, что в народе это месяц называют «снеговеем».
Почему?
-Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.
А хотите услышать как завывает вьюга с метелью в лесу?
Слайд7 — Вьюга и метель (слушаем звуки природы)
Воспитатель: обезьянка мне шепчет, что замерзла.
Давайте погреемся и нашу гостью научим делать согревающий массаж
Массаж
На дворе опять мороз
Чтобы носик не замёрз
Мы его сейчас потрём
И погладим, и помнём.
Растираем наши щёчки,
Пусть алеют как цветочки.
Проведём по бровкам, глазкам,
Будут глазки словно в сказке.
А теперь погреем ушки,
Вот какие непослушки.
Хлопнем, хлопнем, хлопнем снова,
Будем мы всегда здоровы.
Воспитатель: А нам пора возвращаться. А поможет нам волшебный колокольчик. ( дети по сигналу колокольчика закрывают глаза и кружатся:
Колокольчик мой звени,
нас обратно ты верни!
Воспитатель:
Вот мы с вами говорили и знаем такие явления – как метель, вьюга, гололедица.
А что можем сказать про зимний ветер?
Он какой? (тихий, сильный, резкий, порывистый)
Сейчас мы с вами проведем один эксперимент.
Вы пойдете и сейчас за столы
Я насыплю на ваши подносы воображаемые снежинки (манка)
Вы возьмете волшебные трубочки и,слушая мои команды будете выполнять определенные действия
Дует тихий ветер (тихонько дуем в трубочку)
Что мы наблюдаем?
Ветер разыгрался и стал дуть сильнее (сильно дуем).
Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Белые снежинки
В воздухе играют
Что теперь мы наблюдаем?
Вот такие волшебства может делать ветер.
Ветер поднимает снежинки, снежные хлопья, он играет с ними, он клонит ветви деревьев
А скажите, сейчас есть на улице ветер?
Как определили?
Воспитатель: Молодцы. Понравился вам эксперимент?
Игра «Собери картину»
А сейчас вы получите волшебные конверты, в которых лежат кусочки картинок. Ваша задача дружно собрать картинку и составить предложения, чтоб наша гостья поняла о чем идет речь.
Слайд 8 Песня «Зима-красавица»
(дети собирают картинки по зимним забавам и озвучивают предложениями
-дети лепят снеговика
- дети катаются на санках
- катаются на лыжах
- кормят птиц
Слайд 9- картинки, которые получились
Воспитатель: А о птицах нужно заботиться? Почему?
Как мы заботимся о птицах? (делаем кормушки, устраиваем птичьи столовые)
Подведем итог:
Почему зиму называют волшебницей? (ответы детей)
Зима –настоящая волшебница, она околдовывает всех, кто подвластен ее белоснежным чарам. Каждый год, принося с собой морозы и снежные метели, зима погружает землю в зимнюю сказку и хранит в себе множество тайн и секретов. Зима у нас бывает разная. И студеная, и с оттепелью, и со снегом скрипучим. Каждый по разному видит зиму, но любим мы ее одинаково все. Я уверена, что наша гостья с удовольствием расскажет своим друзьям о нашем путешествии.