Оксана Махота
Возрастные особенности и специфика изобразительной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В изобразительной деятельности детей дошкольного возраста можно выделить две ступени: I ступень – стадия каракулей, штрихов и бесформенного изображения отдельных элементов; II ступень – возникающее чувство формы и линии.
I ступень, Третий год жизни
Публикация «Возрастные особенности и специфика изобразительной деятельности дошкольников» размещена в разделах
К началу дошкольного возраста ребенок, как правило, уже имеет некоторый (хотя и очень ограниченный) запас графических образов, позволяющих ему изображать отдельные предметы, но эти изображения имеют лишь самое отдаленное сходство с реальными предметами. Умение узнавать в рисунке предмет – один из стимулов совершенствования изобразительной деятельности ребенка. В этом возрасте ребенок с удовольствием рисует, но при этом не ставит себе цели нарисовать что-нибудь конкретное. Если спросить ребенка, что он нарисовал, он назовет, но о том же рисунке завтра ответ может быть совершенно другим. Ребенок 2-х лет продолжает рисовать руками и пальцами, но уже готов к работе с кистью. Работая с глиной или тестом для лепки, он также не собирается изобразить что-то определенное, ему просто нравится раскатывать и отщипывать кусочки. Характерно, что в этом возрасте малыш обычно выбирает для рисования и лепки один какой-нибудь цвет. Начиная с 2,5 лет ребенок может рассказать о своих творческих планах еще до того, как начал рисовать. Но если в процессе работы заметит, что рисунок начинает походить на что-то еще, спокойно изменит первоначальный план. По-прежнему для него важен процесс, а не результат. Однако он уже начинает выбирать цвета, появляется потребность в похвале со стороны взрослых. В лепке ребенок 2-3х может раскатывать пластилин или глину, отделять кусочки и соединять их вместе.
Четвертый год жизни
Рисунки остаются на фазе каракулей, но теперь кроме размашистых линий появляются круги, квадраты, крестики, линии, точки. Ребенок комбинирует их самыми разнообразными способами. В рисунках можно увидеть что-то значащее. Усмотрев в своем рисунке сходство с лицом или с фигурой человека, малыш начинает намеренно детализировать его. Но пока он может нарисовать слишком много деталей (например, ног) или расположить их неправильно – ноги, выходящие из головы. Эта стадия называется рисованием по схеме. Ребенок рисует схематическое изображение предмета, очень далекие от реальной передачи его. Как правило, в рисунках людей трехлетний ребенок рисует только голову и ноги. Из головы кроме ног отходят руки («головоноги»). Существеннейшим отличием этой стадии является то, что ребенок рисует не с натуры, а по памяти. Ребенок, рисуя, часто передает в рисунке то, что он знает о предмете, а не то что он видит. Рисунок на этой стадии является как бы перечислением, или, вернее графическим рассказом ребенка об изображаемом предмете. Поэтому он часто на рисунке рисует лишнее, такое, чего он не видит; часто, наоборот, опускает в рисунке многое такое, что он, несомненно, видит, но что для него является несущественным в изображаемом предмете.
II ступень, Пятый год жизни
Ребенок уже рисует большее число подробностей, более правдоподобно размещает отдельные части предмета. Рисунки становятся более разработанными. Если он начинает добавлять новую деталь, то она непомерно большая и к тому же включается в рисунок в большом количестве. Например, на руке огромные пальцы, а дома сплошь заполнены окнами. В изображении человеческого лица малыш использует для глаз чаще не точки, а круги. Включает в портрет также волосы, шею, пуговицы, другие детали. В лепке может попробовать соединить вместе несколько цветов.
Шестой год жизни
Начиная с 5 – 6 лет рисунки ребенка приближаются к реальности, но они скорее символы того, что он видит, а не рисунки с натуры. Например, если попросить ребенка нарисовать дом, он изобразит одноэтажный дом с 1-2 окнами, хотя и живет в квартире многоэтажного здания. Рисунки мальчиков и девочек имеют отчетливые различия в выборе сюжетов, манере заполнения пространства листа и прорисовке деталей. У мальчиков в рисунках больше действия, динамики, они больше используют края листа. Девочки часто размещают основной объект изображения слегка слева по отношению к центру, а остальные предметы вокруг него. Мальчики фокусируют внимание не на одном, а на 2-3 объектах: например, одна машина въезжает слева, а другая – справа. Они включают в рисунок множество маленьких «работающих» деталей, в то время как девочки больше склонны к декорированию, украшательству.
Седьмой год жизни
На этой второй ступени развития детского рисунка можно заметить смесь формального и схематического изображения, это еще рисунки схемы, и, с другой стороны, мы находим здесь задатки изображения, похожего на действительность. Эта стадия характеризуется гораздо б льшим числом подробностей, более правдоподобным размещением отдельных частей предмета: таких вопиющих пропусков, как пропуск туловища, не замечается больше, весь рисунок приближается уже к действительному виду предмета. В подготовительной и старшей группе ребенок с удовольствием осваивает новые материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить свои произведения после того, как закончит работу над ними.