Любовь Шубина
Труд в природе как необходимое условие для физического развития детей
▼ Скачать
«Вот какие мы помощники!»
Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему.
Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Выполняя те или иные трудовые действия, дети сталкиваются с различными свойствами почвы, растений и познают эти свойства. Рассматривая и обследуя почву, растений, наблюдая за поведением животных, дети выделяют такие их признаки и повадки, которые важны для выполнения предстоящего трудового действия
Публикация «Труд в природе как необходимое условие для физического развития детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний. Например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда на основе собственного опыта, наглядно убеждаться в потребностях живых организмов. Например, дети узнают о том, что влага – источник питания, она поддерживает растения в определенном жизненно активном состоянии. Дети начинают понимать зависимость организма от среды, последовательность роста и развития животных и растений : появление всходов,
Систематическая коллективная работа объединяет детей, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет радость.
Работая на участке (в саду, на цветниках, на огороде, а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками общения с сельскохозяйственным инвентарем.
В процессе труда в природе дети усваивают приемы ухода за растениями (полив, рыхление, прополка, удаление пыли, посев, посадка, сбор урожая и т. д.).
Труд в природе способствует развитию таких важных качеств ума, как наблюдательность и любознательность.
Через содержание труда, направленного, например, на выращивание цветов происходит формирование эстетического восприятия у детей.
Труд в природе имеет лишь в том случае воспитательное и образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.
- Труд в природе должен быть посильным. Физические усилия не должны вызывать переутомления, т. к. это вызывает отрицательное отношение к труду.
- Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей. Младший дошкольный возраст: 5-7 мин. Средний возраст – 10-15 мин., с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, старший возраст – 15-25 мин с перерывом или со сменой характера труда.
- Безопасность. Орудия труда (рыхлители почвы, грабли, лопаты и т. д.) должны быть безопасными и соответствовать росту и силам ребенка.
- Инвентарь для труда в природе должен быть не игрушечным, а настоящим.
- Полив растений. Обучение поливу начинается с игры в песочек, когда дети научаются выделять свойства влажного и сухого песка, наблюдая переход из одного состояния в другое. Ребенка приучают к тому, что перед поливом следует обследовать почву в горшке и определить – сырая эта почва или влажная. Наряду с развитием у детей тактильного восприятия следует постепенно совершенствовать и зрительное восприятие – влажная почва более темная. При поливе растения ребенку этого возраста трудно установить достаточный уровень поливки, поэтому педагог определяет количество воды в лейке для полива одного растения. При организации полива следует обращать внимание на правильность расположения лейки во время полива – носик лейки ставится на край горшка и медленно наклоняется.
- Посев. Дети сеют крупные семена (бобы, фасоль, горох, настурцию и т. д.) в подготовленную педагогом почву. Усваивают последовательность: почву надо полить, положить семена и закопать их. а) трудовые поручения Используются во всех группах. Особое значение имеет в младшем дошкольном возрасте, когда деятельность только осваивается
У педагога есть возможность научить ребенка трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовой операции, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности ребенка. Весь процесс выполнения поручения ребенок выполняет сам.
Все это способствует формированию трудовых умений, воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию.