Получи документы

Воспитательные традиции народной педагогической культуры

Русакова Ирина
Воспитательные традиции народной педагогической культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила: старший воспитатель

МБДОУ ЦРР – детский сад № 10

Русакова И. В.

Интерес к традициям народного воспитания, безусловно, вызван не только тем, что они представляют собой художественную ценность, созданную народом, но и потому, что в них сосредоточен многовековой опыт нескольких тысяч поколений в деле воспитания достойных граждан общества.

Публикация «Воспитательные традиции народной педагогической культуры» размещена в разделах

Исследователи народной педагогической культуры, изучая её воспитательный потенциал, отмечают, что самым характерным для народной педагогики является целенаправленность в воспитании и обучении детей. Примечательно, что у каждого народа подобная целенаправленность выражалась в существовании определённого идеала, достижение которого становилось важнейшей задачей воспитания. Качества идеального или совершенного человека проявлялись в духовном и физическом совершенстве, любви к Родине, почитании и уважении старших, гармоничном сосуществовании с окружающей природой. Указанные качества были целью воспитания любого народа, несмотря на то, что имелись некоторые различия, которые наблюдались в образе жизни, традициях и обычаях, обусловленные особенностями географической среды места проживания и социально-экономическими, историческими особенностями развития.

На протяжении многих веков существования человечества, начиная с эпохи древнегреческой культуры, цель воспитания подрастающего поколения у различных народов оставалась практически неизменной – это воспитание всесторонне и гармонически развитой личности. Не случайно все великие цивилизации архаики (архаика – это ранний период развития) ставили перед обществом именно эту цель в воспитании достойного гражданина на основании того, что она способствует наиболее последовательному и многоуровневому воздействию на личность ребенка. Достаточно отметить, что данная цель формулируется тем или иным образом в научных трактатах представителей различных государств того времени. Такая традиция существовала и в Древней Руси, где позднее была оформлена в виде сводов в таких памятниках древнерусской литературы, как «Поучение Владимира Мономаха» (1117г., XIIв, «Домострой», «Юности честное зерцало» и пр.

«Поучение Владимира Мономаха» (XIIв).

«Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово»

«Что знаете хорошего, того не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь… А леность – мать всему дурному: ленивый, что умеет, забывает, а чего не умеет, тому не учится»

«Домострой». (– энциклопедия семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования., сложился в эпоху Иоанна Грозного, в середине XVI века. Это было время великих обобщений, подытодживания национального опыта, объединения и консолидации.

КАК ВОСПИТАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ В ПОУЧЕНИЯХ РАЗНЫХ И В

СТРАХЕ БОЖЬЕМ.

Кому посланы дети - сыновья и дочери, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке : учить вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей. И хранить, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им. Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери - от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь.

КАК ВОСПИТАТЬ ДОЧЕРЕЙ И С ПРИДАНЫМ ЗАМУЖ ВЫДАТЬ

Если дочь у кого родится, благоразумный отец, который торговлей кормится – в городе ли торгует или за морем,– или в деревне пашет, такой от всякой прибыли откладывает на дочь (и в деревне также) : или животинку растят ей с приплодом, или из доли ее, купит полотна и холстов, и куски ткани, и убрусы, и рубашка – и все эти годы ей в особый сундук кладут или в короб и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную и медную и деревянную, добавляя всегда понемножку, каждый год, как сказано, а не всё вдруг, себе в убыток. И всего, даст Бог, будет полно. Так дочь растет, страху божью и знаниям учится, а приданое ей все прибывает. Только лишь замуж сговорят – отец и мать могут уже не печалиться: дал Бог, всего у них вволю, в веселии и в радости пир у них будет. Если же отец и мать незапасливы, для дочери своей, по сказанному здесь, ничего не приготовили, и доли ей никакой не выделили, лишь станут замуж ее отдавать – тотчас же кинутся и покупать все, так что скорая свадьба у всех на виду. И отец и мать впадут в печаль от свадьбы такой, ведь купить все сразу – дорого. А если есть и другие дочери, таким же образом заботиться и о них.

КАК ДЕТЕЙ УЧИТЬ И СТРАХОМ СПАСАТЬ

Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед. Любя же сына своего, учащай ему раны – и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабишь – в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов.

«Юности честное зерцало» - (пособие для обучения и воспитания детей дворянcкого сословия, составленное по указанию Петра I. (1717г, XVIIIв)

- В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать.

- Дети не имеют без имянного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должни учинить вежливо и учтиво.

- У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.

- Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти или по 6люду чертить, не колоть и не стучать, но должни тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

- Рыгать, кашлять и подобный такия грубыя действия в лицо другого чини, или чтоб другой дыхание и мокроту желудка, которая восстает, мог и чувствовать, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертию, или полотенцем прикрой. Чтоб никого не коснутца и тем сгадить.

- Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях.

На современном этапе развития государства, на фоне коренных политических и экономических изменений, которые коснулись и системы образования, целью воспитательного процесса вновь является всестороннее развитие ребенка, что, кстати, закреплено в Конвенции о правах ребенка, где записано, что воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей в их полном объеме (статья 29).

В народной педагогике в соответствии с традиционными позициями в этом направлении цель воспитания понимается как воспитание совершенной личности. Это лишний раз доказывает, что общечеловеческий идеал не мог быть создан одним народом и только в одной стране. Система воспитания не изобретается, а усваивается, ее вырабатывает все человечество и передает последующим поколениям. История педагогики наглядно демонстрирует, что общечеловеческий идеал всесторонне и гармонически развитой личности создается только совместными усилиями всех народов.

Важно отметить, что основная ценность педагогических идей народа прежде всего заключается в их высокой нравственности.

В народно-педагогических воззрениях любое воздействие на детей, контакты между людьми, воспитывающаяся ситуация – все, что связано с формированием личности ребенка, основано на нормах гуманности, гражданственности, высокой морали. В современных условиях именно эта сторона человеческих взаимоотношений отодвинута на задний план, использование же традиций народной педагогики в воспитании будущего поколения может оказать существенную помощь при выходе из сложившейся ситуации.

Кроме того, народная педагогика располагает огромным арсеналом средств, форм и методов, которые доказали свою жизненность и эффективность. К ним относятся произведения устного народного творчества, включающие в себя сказки, загадки, заклички, песенки, потешки, пословицы и поговорки; народные праздники и обряды; различные народные игры и состязания; разножанровые виды декоративно-прикладного искусства. Все эти формы и средства реализуют определенные задачи в воспитании и обучении детей, т. е. осуществляют комплексное воздействие на ребенка, но при этом преследуют единую цель – воспитание совершенной или всесторонне и гармонически развитой личности.

Наиболее распространенной формой в педагогической деятельности можно считать народные праздники и обряды, которые являются важным фактором социализации личности, в связи с тем, что вбирают в себя обобщенный нравственно-культурный опыт предшествующих поколений. Кроме того, народные праздники можно назвать синкретичной формой культуры, потому что они сочетают в себе и словесные произведения устного народного творчества, и песенно-музыкальное и танцевально-хореографическое творчество. Наряду с этим народные праздники развивают в детях чувство патриотизма, влияют на интеллектуальную сферу развития ребенка, фиксируя его внимание на природных явлениях и особенностях времен года.

Значительное место в народной педагогике занимает и декоративно-прикладное творчество, которое также является действенным средством воспитания. В различных его видах, таких как изготовление деревянных предметов домашнего обихода, тряпичных и глиняных игрушек, художественная роспись и вышивка, происходило трудовое и эстетическое воспитание детей. Кроме того, декоративно-прикладное творчество способствует развитию творческих навыков и уважительному отношению к старине.

Особенности средств в народной педагогике как в воспитательной системе предопределили специфичность и многообразие применяемых методов. Метод в народной педагогике – это способ достижения целей, осуществления целенаправленного воздействия на объект воспитания, это совокупность форм, приемов и средств. В народной педагогике как в педагогической системе методы воспитания являются способами реализации целей с помощью специальных форм, целенаправленной инструктивной информации.

Обращаясь к методам, необходимо отметить, что научная педагогика располагает, как правило, следующими методами воспитания : примером, убеждением, поощрением, наказанием, упражнением, в арсенале же народной педагогики их гораздо больше. Так, например, самым распространенным методом воспитания было назидание, образцы которого сохранились в старинных литературных памятниках.

Кроме того, был достаточно распространен и метод приучения, который был типичен для раннего детства. Значимость данного метода народ подчеркивал в пословице, которая гласит: «Вещи моют водой, а ребенка воспитывают приучением». Приучают, например, в семье вечером вовремя ложиться спать, а утром рано вставать, содержать игрушки и одежду в порядке; приучают к навыкам культурного поведения : сказать «спасибо» за услуги взрослым, «доброе утро», «добрый день» родителям, старшим быть вежливым со сверстниками т. д. Приучая ребёнка, взрослые дают детям поручения, проверяют примеры и образцы поведения и действия.

Убеждение как метод воспитания в народной педагогике содержало в себе разъяснение и доказательство и необходимо было для того, чтобы ребенок не сомневался в разумности определенных поступков и действий, а постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им.

Методом воспитания народ признавал и всевозможные запрещения, основанные на поверьях и приметах, - это различные «запуки» (запугивания) и заговоры (магические воздействия на рассудок и чувства). Так, например, «запуки» представляли собой словесные предписания, оберегающие птиц, животных, растения от бессмысленного уничтожения. Народ замечал, что детям свойственно обостренное чувство любопытства по отношению к окружающей природе, принимающее иногда не совсем здоровые формы в обращении к ней, и поэтому «запуки» выполняли как бы роль дисциплинатора, т. е. носили регулятивную и сдерживающую в данном случае функцию. (Рябину не руби — будет грех. Не трогай пчелы — будешь плакать. Синицу не зори — будет дома пожар. Кто разорит гнездо ласточки — у того будут веснушки. Коли убитого ужа (или змею) повесить на осине, то очнется и ужалит своего убийцу).

Тонкая ирония и мягкий юмор содержались в таком народном методе воспитания, как намек. Обращаясь к данному методу, народ имел возможность в мягкой форме осмеять негативные явления. С помощью намека, соблюдая педагогический такт, народ осуждал людские слабости и пороки, пробуждая тем самым желание и стремление устранять эти недостатки. (н-р, «тебя голыми руками не возьмешь» - об увёртливом, «решетом воду носит» - о бестолковом, «языком кружева плетет» - о болтуне, «винтиков не хватает» - о глупом и пр.)

Различные советы и благожелания сосредоточены также в пословицах, которые выражали нравственные, этические и эстетические взгляды народа и обобщали его социально-исторический опыт («Не бойся темной тучи и говорливого, а бойся белой тучи и молчаливого»; «Если женятся двое хороших – будет счастье, если женятся хороший и дурной – будет беда, если женятся двое дурных – будет война»). Пословицы являлись и примером для подражания, и добрым советчиком, причем воспитательное воздействие осуществлялось не само по себе, а только при условии соблюдения родителями принципов, выраженных в них.

Эмпирически (основанный на опыте) определив и практически проверив, народ-педагог применял самые разнообразные формы, средства и методы педагогического воздействия, что способствовало формированию и развитию личности ребенка любого возраста.

Таким образом, воспитательные традиции народной педагогической культуры вполне соотносимы с достижениями современной педагогической науки, что дает нам основание использовать их в воспитательном процессе и тем самым способствовать решению важнейших задач обучения и воспитания.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы будущего развития. Именно сейчас мы должны приобщать детей к общечеловеческим нравственным, культурным и образовательным ценностям: добру, любви к ближнему, почитанию матери и отца, стремлению к трудолюбию, совершенствованию личных качеств, взаимоуважению в отношениях со сверстниками и взрослыми, ответственности, дисциплинированности, творчеству.

Испокон века традиции передавались из поколения в поколение. Однако, сегодня возрождение многих традиций начинается в стенах дошкольных учреждений – это особенность современности и наша задача – найти оптимальные пути воспитания ребёнка-дошкольника на традициях народной культуры.

Сущность развития ребёнка заключается в постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение подобными средствами, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним. Между ребенком и культурой должен быть взрослый. Поэтому особенно важной становится роль воспитателя, ибо помочь детям может только тот, кто войдет в детские души, кто согреет их сердца, кто защитит от социальных и других невзгод. Но педагог выступает не как «передатчик знаний», «информатор», а как посредник между культурой и развивающейся личностью.

Принципиальным для формирования и развития личности ребенка в дошкольном учреждении является создание фольклорной среды как способа организации жизни. Фольклорная среда – это не только внешнее присутствие атрибутов традиционной культуры (т. е. этнографический костюм, игровые уголки в стиле русской избы, присутствие Урало-Сибирской росписи, но и внутреннее духовое начало, создаваемое педагогами, т. к. дети должны сами «созреть» к восприятию традиционной культуры.

Публикации по теме:

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей Уважаемые родители, ответьте пожалуйста на вопросы анкеты. касающиеся воспитания вашего ребенка. Из предложенных ответов выберите подходящий.

Фотоотчет о проведении недели русской культуры «Традиции Святой Руси» в начальной школеФотоотчет о проведении недели русской культуры «Традиции Святой Руси» в начальной школе С целью сохранения духовно-нравственного здоровья учащихся, приобщения их к нравственным и духовным ценностям, в нашей школе проводилась.

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.

Лэпбук «К истокам русской народной культуры»Лэпбук «К истокам русской народной культуры» Бурлака Мария Лэпбук "К истокам русской народной культуры" В рамках темы по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников".

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Традиции русской культурыТрадиции русской культуры рина Боткарёва Традиции русской культуры Как часто нам бабушки в детстве рассказывали старинные русские народные сказки, которые передавались.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Воспитательные традиции народной педагогической культуры
Опубликовано: 6 ноября 2020 в 08:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитательные традиции народной педагогической культуры» (включая файлы) размещена пользователем Русакова Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД