Татьяна Кузьмина
Воспитание патриотизма на занятиях духовно-нравственного цикла
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
В настоящее время патриотическое воспитание детей стало чрезвычайно актуальной и сложной проблемой, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Публикация «Воспитание патриотизма на занятиях духовно-нравственного цикла» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
• Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
• Именно в этом возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни. Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, анимационными, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение [2, С. 55].
Развитие и обогащение духовно-нравственного мира дошкольников выступает важнейшей составляющей воспитательно-образовательной работы, поэтому была разработана система работы в ДОУ, которую можно представить себе следующим образом:
• Семья,
• Детский сад
• Мой город
• Родная страна
Цель воспитания : развитие гуманных, духовно - нравственных качеств личности ребенка и воспитание достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
В процессе воспитательно-образовательного процесса определили для себя следующие задачи:
Задачи:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям [7,С. 98].
Для достижения задач, чтобы занятия были запоминающиеся и интересные, используются различные формы работы с детьми:
Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
Проведение совместных праздников.
Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Экскурсии, целевые прогулки.
Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
Творческие вечера.
Основной формой работы с детьми является НОД, которая проводится как фронтально, так подгруппами и индивидуально.
Учет возрастных особенностей требует применение игровых приемов, неоднократного обращения к одной и той же теме, подкрепление различными играми, продуктивными видами деятельности, посещение музеев, а также организация музеев в ДОУ.
Привитие чувств духовности, нравственности начинается с младшего возраста. В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи - сложить самому одежду, убрать игрушки и т. д. Например, цикл занятий «Мамины помощники». Сюда включается составление детьми рассказов о том, как они помогают маме дома, беседы о членах семьи и близких. Совместно с детьми родители делают небольшой проект дома, после чего на аппликации и рисовании дети совместно с воспитателем оформляют стенд «Дом, в котором живут мамины помощники», на конструировании создают постройки своей квартиры. Идет знакомство детей с произведениями художественной литературы и устным народным творчеством, песенками о маме.
В средней группе расширяются знания детей о детском саде, о профессиях о народно – прикладном искусстве, о русской культуре. Ежемесячно в разных разделах учитываются темы по формированию у детей духовно – нравственного и патриотического воспитания. Например, цикл НОД по проекту «Дом Радости», где дети знакомятся с жителями этого дома, их работой. Эти занятия воспитывают уважение к своему детскому саду, к окружающему, развивают навыки труда. Дети учатся с помощью взрослых ухаживать за растительным миром, формируется бережное отношение к природе и всему живому на занятиях, как «Люблю я пышное природы увядание.», «Уход за растениями», «Вода - волшебница».
В старшей группе особое место занимает театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Это такие занятия, «Помощники» по сказке «Репка», «Как люди добывали огонь» и др.
В ходе НОД по речевому развитию предусматривается специальная работа с родным словом, знакомство детей с устным народным творчеством, кроме более сложного фольклорного материала, используется беседа.
В старшей группе, реализуя проект «Край родной, навек любимый!», где даем детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, знаменитых земляках. Духовно – нравственное, патриотическое воспитание детей осуществляется через занятия : «Как красива улица, на которой я живу!», «Землю красит солнце, а человека труд», «Познание» - «Знакомство с памятниками города», «День Победы в моей семье», «Животные и рыбы нашего края», «Красавица природа», «Краеведческий музей», «Наш родной город». Итоговое мероприятие проекта является интегрированное занятие совместно с родителями «Родной мой край, навек любимый!» с оформлением выставки «Город старый- Город новый». Проходили совместные занятия под названием «Встречи с интересными людьми». Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю формируют чувства национального достоинства, ответственности и перерастает в любовь и чувство гордости за свою страну. Знакомя детей с родной страной, я расширяю их представления о значении государственных символах России. Воспитываю уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомлю детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формирую представления о том, что России – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формирую основы гражданско-патриотических чувств : любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. Вся работа строится на занятиях познавательного цикла по обогащению и расширению знаний в этой области и организации творческой деятельности детей: рисование, аппликация ; музыка: «Нас много на шаре земном», «Как жили славяне», «Древняя Русь», Земля – наш общий дом», «Москва – столица моей Родины», «Я гражданин России», “Знакомство с предметами быта русского народа” (в русской горнице,«Сильны и могучи Защитники Отечества!», «Народные промыслы России», «Русский лес – чудесный лес», «Климатические зоны России», «Красная книга России» [6, С. 722].
Продуктивная деятельность:
Аппликация: «Флаг России» «Город мой родной!» «Красная площадь, стены и башни московского Кремля».
Конструирование: «Кремлевская башня» «Открытка для папы!»
Рисование: «Мы дети одной страны» «Наша Армия родная».
Рисование :«Моя планета Земля», «Солнечная система».
Лепка: «Ракета», «Дымковская лошадка».
Чтение художественной литературы:
Заучивание приговорки “С горы на гору”, «Где родился – там и сгодился»
Заучивание: П. Воронько «Лучше нет родного края», С. Есенина «Береза»
Чтение С. Баруздин «Страна, где мы живём»», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
Музыка:
Слушание: «Пение птиц» Этюд «Ах, ты, береза русская!» рус. нар. мелодия.
Экскурсия в библиотеку Семейного чтения:
«По произведениям С. Я. Маршака»
Пословицы и поговорки о Родине, о дружбе, об умении и трудолюбии, о природе.
Экскурсии к ВЕЧНОМУ ОГНЮ в музей боевой славы
Во время занятий используются дидактические игры и упражнения :
«Закончи предложение»; «Слова любви к Родине»; «Объясни значение» (златоглавый, краснокаменный, могучая, свободная); «Составь флаг», «Составь герб», «В магазине», «Профессии», «Найди дерево», «Собери картинку», «Узнай наш флаг», «Собери Флаг», «Узнай по описанию», «Собери картинку – Москва» [4, С. 155].
Воспитание гуманной, духовно – нравственной, патриотической личности в системе как на занятиях, так и в свободной деятельности формирует такие качества у ребенка:
• Милосердие
• Доброта
• Любовь
• Коммуникативность
• Терпимость
• Чувство меры
• Отзывчивость
• Справедливость
• Ответственность
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы [5, С. 255].
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»
А. С. Макаренко
Список литературы
1. Агапова, И. А. Детям о памятных датах и культурных ценностях России / И. А. Агапова. – М. : АРКТИ, 2014. – 424 с.
2. Буре, Роза Социально-нравственное воспитание дошкольников / Роза Буре. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 548 с.
3. Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А. Я. Ветохина. - М. : Детство-Пресс, 2017. - 375 c.
4. Ежкова, Нина Сергеевна Приобщение Дошкольников К Ценностям: Теория И Методика. / Ежкова Нина Сергеевна. - Москва: СИНТЕГ, 2010. - 396 c.
5. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Парциальная программа / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - М. : Детство-Пресс, 2015. - 304 c.
6. Микляевой, Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание
дошкольников / Н. В. Микляевой. - М. : Сфера, 2013. - 921 c.
7. Панина, С. М. Духовно-нравственное становление дошкольников. Конспекты
непосредственно образовательной деятельности / С. М. Панина. - М. : Учитель, 2016. - 152 c.
8. Петрова, В. И. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7
лет / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 331 c.
9. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические
проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е. Ю.
Александрова и др. - М. : Учитель, 2007. - 208 c.
ч