Татьяна Паршакова
Воспитание дошкольников посредством национально-регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
Старое поколение постепенно уходит. Молодое поколение практически не знают традиции, обряды, свой родной язык, утратили представление о жизни и быте своих предков.
Отсутствие представлений о быте, жизни, традициях Куноватских хантов, отсутствие в речи родного языка постепенно приводит к утрате культуры своего народа.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал его культуру, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в своей культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев.
Публикация «Воспитание дошкольников посредством национально-регионального компонента» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным вопросом в современном обществе. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
В дошкольном возрасте происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Своевременное формирование у дошкольников чувства патриотизма должно привить любовь и привязанность, преданность и ответственность, желание трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Для более успешной работы по этому направлению необходимо создание необходимых условий, при которых нравственно-патриотическое развитие будет осуществляться в процессе приобщения к истории своего народа. Создание условий для обучения детей традициям, изучению родного языка, формированию личности ребенка будет способствовать заинтересованности в сохранении и развитии культурных ценностей своего народа.
Дошкольный возраст – это так же период активного развития и формирования личности. Именно в этом возрасте протекает важный этап интеллектуального развития. Та основа интеллекта, которая будет заложена в дошкольном возрасте, будет иметь влияние на умственные способности ребенка на протяжении всей жизни.
С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или в меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.
Раннее изучение жизни и быта народа ханты позволит воспитать ребенка таким, что он не будет испытывать страха перед вступлением в общение в новых условиях, терпимо относится к людям, говорящим на ином языке и представляющим иную культуру.
С целью формирования личности ребенка, заинтересованного в сохранении традиций и обычаев Куноватской земли и развитии культурных ценностей своего народа в сентябре 2015 года. педагоги дошкольного отделения Муниципального общеобразовательного учреждения «Социокультурный центр» с. Лопхари Шурышкарского района обратились к родителям с просьбой в обеспечении своих детей национальным нарядом, так как дошкольное отделение посещают дети, 90%воспитанников относятся к лицам коренных малочисленных народов севера национальности ханты.
Девочкам изготовили – хантыйское платье (ернас, носки (гетры) с орнаментом, ниры – обувь из кожи, украшение из бисера, мальчикам – хантыйскую рубашку, пояс.
К декабрю 2015г. в основном у всех детишек уже имеются национальные наряды и один раз в неделю, каждую пятницу, дети и коллектив посещают дошкольное отделение в национальной одежде, (дети назвали этот день «Хантыйская пятница»).
В дошкольном отделении детям рассказывают об особенностях национального наряда, например наряд женщины: на голове у них огромные цветные платки с кистями. Они одеты в широкие платья. На ногах у них кисы, но кисы носят на улице, сшиты они из оленьих шкур. А в помещении можно одеть гольфы (гетры, вместо туфлей, ниры – кожаные тапочки. Платье девочек сшито из ткани.
Национальный наряд мальчиков – рубашка с поясом. Мужчины тоже носили широкие малицы с капюшоном. На ногах кисы или высокие унты. Зимние малицы шили так же из шкур оленя.
Вся одежда у народов ханты шьётся широкая, чтобы не стесняла движений. В таких платьях не жарко, ворот и манжеты стянуты, чтобы не беспокоили комары. В такой одежде легко двигаться и работать. Подол платья не слишком длинный чтобы не мешал при движении. Во время сбора ягод или при ходьбе по кочкарнику (по кочкам) его можно поддернуть за пояс.
Мастерицы украшают одежду орнаментом - узором. Все элементы орнамента имеют свои названия, которые ханты берут из названий животных, деревьев: «Рог оленя», «Заячьи ушки», «Лапы лисы», «Рябь воды», «Накаты волн», «Голова соболя», «Гнездо птицы», «Ноги маленькой лягушки», «Пасть щуки», «Солнце», «Ветки березы».
Почему так называется орнамент, почему ханты дали такие названия? Что вам напоминает этот орнамент?
Орнамент похож на ушки, лапки, рожки животных, на солнышко, на волны.
Для украшения национального наряда и предметов быта широко используется бисер — мелкие стеклянные бусы. До появления бисера население для украшения одежды и предметов быта использовало бусы – кружки, шарики, столбики, выточенные из мамонтовой кости и окрашенные в различные цвета натуральными красителями.
Старинный бисер был разнообразен по форме, цветовым оттенкам и ценился на Севере очень высоко. Мастерицы ценят этот бисер и ныне, переносят со старых вещей на новые. Вышивку бисером мастерицы сочетают с аппликацией полосками из цветной ткани, выпушками длинноворсового меха, росписью по коже, мозаикой меховой и др.
Искусство шитья бисером передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом мастерицы украшают одежду, обувь, головные уборы. Даже самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода поражают богатством и сложностью орнаментальной бисерной вышивки.
В процессе работы педагогическому коллективу приходится сталкиваться с трудностями, такими как:
- отсутствие в дошкольном отделении методической литературы, и дидактического материала на хантыйском языке, поэтому воспитателям необходимо нарабатывать методический материал, изготавливать дидактические пособия, игры, что является трудоемким и затратным по времени процессом.
- не все родители нас поддерживают, ведь все новое воспринимается с недоверием, с осторожностью, а дети не видя этого раньше иногда стесняются своего наряда, мало повторяют за воспитателем слов родного языка, приводя пример что это делают только бабушки.
Так же в группах оформлены уголки краеведения, которые пополняются предметами быта, изготовленными родителями воспитанников. В одной из групп установлен чум – традиционное жилище оленеводов. В уголках для родителей в пятницу вывешивается меню на русском и хантыйском языке. Организуются мероприятия, такие как конкурсы чтецов, спортивные состязания, где дети играют в национальные игры, была организованна выставка декоративно-прикладного искусства, большой праздничный концерт, где дети пели, танцевали песни и танцы народа ханты.
Заместитель директора по ДО
Т. А. Паршакова