Алефтина Гусева
Проект «Воспитание маленького гражданина в процессе ознакомления с малой Родиной»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60 «Родничок»
«Воспитание маленького гражданина
в процессе ознакомления с малой Родиной»
Подготовила
воспитатель высшей категории
Гусева А. П.
Актуальность:
Начальным этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе (селе, посёлке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Публикация «Проект „Воспитание маленького гражданина в процессе ознакомления с малой Родиной“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Малая родина у каждого своя. Для нас – это наш посёлок Молочное, самый красивый, родной, лучший, и нам есть, чем гордиться!
Проблема:
Дети не задумываются о том, что посёлок, в котором они живут – это их малая Родина. Не достаточно знают историю своего посёлка, традиции, достопримечательности, людей, прославивших его.
Исходя из актуальности темы, мы поставили перед собой следующую цель:
(слайд 3)
Формирование ценностного отношения к малой Родине, начальной ступеньки гражданственности и патриотизма в процессе взаимодействия с социальными партнёрами.
В процессе работы над данной темой определи следующие задачи:
познакомить детей с историей возникновения посёлка, его названием, достопримечательностями, традициями и знаменитыми людьми;
поддерживать воспитательный потенциал семьи в формировании у детей глубокого чувства сопричастности к истории родного края;
воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, героическое прошлое земляков.
(слайд 4)
Свою работу начали с анкетирования родителей, опроса детей, составления социального портрета дошкольного учреждения. В него вошли описание и анализ того социального окружения, в котором находится наше дошкольное учреждение:
-адрес детского сада и его местоположение в микрорайоне;
- социальные партнёры; (школы, библиотеки, «центр музейной работы по истории Вологодской ГМХА и масла Вологодского», Академия, поликлиника, молочный завод и др.)
- история возникновения посёлка, названия улиц, парков, скверов, архитектурных зданий;
- традиции дошкольного учреждения и посёлка;
- люди прославившие его;
- любимые места отдыха жителей;
- планируемые события в детском саду, посёлке, городе Вологда (юбилей детского сада, спортивный праздник, день Земли, день Защитника Отечества, акция «Экологический десант»; день посёлка, юбилейные даты Академии, празднование дня Победы, масленица, день здоровья, лыжня России, день защиты детей; День знаний, День дошкольного работника, День народного единства, День Государственного флага Р. Ф, день рождения Города и др.).
-достопримечательности, которые есть у нас в посёлке (обелиск погибшим воинам землякам, роща Памяти, памятные и мемориальные доски).
Имея такой социальный портрет детского сада, была намечена работа по долгосрочному проекту : «Моя малая Родина – Молочное».
(слайд 5, 6)
Для дошкольного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющие резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнёрства.
Социальный партнёр Городская детская библиотека №4,
Клуб любителей истории «Молочное» МОУ СОШ №6
МДОУ №91 Детская школа искусств Октябрьский дом-интернат для престарелых и инвалидов
мероприятия Посещение библиотеки, чтение книг, участие в выставках рисунков, викторинах, интерактивных занятиях
Участие в презентации книги «Молочное – дом, в котором мы живём»;
Встречи с интересными людьми. Семинары по преемственности дошкольных учреждений и начальных классов Музыкальные спектакли, концерты, интерактивные представления с участие выпускников ДОУ День пожилого человека, день Матери, день Победы; Акции «Подари открытку ветерану», «Из детских рук частичку доброты»
Ожидаемый продукт деятельности - Выставки детских рисунков,
рассказы детей.
Экскурсии по посёлку, участие в концертах и выставках Открытые уроки и занятия.
Участие детей в совместных играх, праздниках, соревнованиях. Организация концертов, совместных праздников, досугов. Участие детей в праздничных концертах, изготовление открыток для ветеранов.
Социальный партнёр Вологодская ГМХА «Центр музейной работы по истории Вологодской ГМХА и масла Вологодского» Мотоагитпробег «Победа» Центр по работе с населением села Молочное
мероприятия Ежегодные Всероссийские Беловские чтения;
Встречи со студентами факультетов: технологического, лесного хозяйства, механизации и др.
Большой этнографический диктант Экскурсии, беседы, выставки, конкурсы детского творчества Традиция, праздник Победы, совместный концерт, благотворительные акции. Конкурсы: «Украсим ёлку», «Игрушки на ёлку», акции «Покормим птиц зимой», массовые мероприятия «Масленица», «День защиты детей»
Ожидаемы продукт деятельности Участие педагогов и детей в Беловских чтениях, в этнографическом диктанте.
Участие в мастер-классах, викторинах, конкурсах, проводимых студентами. - выставки детских рисунков и поделок;
- участие в детских конкурсах; Участие детей и студентов в праздничных мероприятиях, военно-патриотическая игра «Зарница», акциях: «Сирень Победы», «Посади дерево», «Тюльпан Победы» Участие детей в конкурсах, акциях
Мы предположили, что взаимодействие с социальными партнёрами поможет сформировать ценностно – ориентированное отношение к малой Родине и повысит качество дошкольного образования через доступность и открытость.
(слайд 7)
Начиная знакомить детей с историей родного посёлка, мы отбирали доступный материал, чтобы детям было интересно и понятно. Мы придерживались следующих рекомендаций:
- В младшей группе проводили в основном наблюдения за изменениями, происходящими на близлежащих улицах, беседовали о том, где детям приходилось бывать, что видели и запомнили;
- со средней группы начали знакомить детей с достопримечательностями посёлка, ставя перед собой цель – вызвать у детей чувство восхищения красотой посёлка, что всё вокруг создано руками людей, и мы должны беречь то, что они сделали. В этой группе, по-прежнему, большая часть работы проходит вне занятий – это и разговоры с детьми, и чтение художественной литературы, и наблюдения, и целевые прогулки по ближайшим улицам;
- а уже в старшем возрасте знакомили детей с историей посёлка и знаменитыми людьми, прославившими его.
При подготовке к занятиям необходимо было составить рассказы для детей.
-эти рассказы мы сопровождали наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, простейшими схемами;
-во время рассказа задавали детям вопросы, чтобы активизировать их внимание, вызвать интерес, любопытство, стремление что – то узнать самостоятельно;
-меньше употребляли даты, так как они затрудняют восприятие материала;
-старались, чтобы язык рассказа был очень простым и доступным детям.
Вот пример такого рассказа:
«Это было давно, когда ваши прабабушки и прадедушки были такими же как и вы. Тогда нашего посёлка ещё не было. Здесь была небольшая животноводческая ферма. Кроме железной дороги, которая находилась недалеко, других дорог не было. Молоко возили продавать на железнодорожную станцию, которую так и назвали «Молочная». Потом построили Молочный институт и молочный завод».
(слайд 8)
Большую помощь в нашей работе оказывает «Центр музейной работы по истории Вологодской ГМХА и масла Вологодского».
В нём дети знакомятся с историей возникновения посёлка, Академии, событиями Великой Отечественной войны, героями – земляками. Могут сравнить по фотографиям и документам каким был посёлок раньше и каким стал теперь. Как развивалась Академия. Как изменилась за это время природа, и что делают люди, чтобы наш посёлок был чистым, уютным, зелёным.
Наши дети всегда с удовольствием ходят на выставки и занятия, которые проводит руководитель музея, Беляева Любовь Дмитриевна.
(слайд 9)
Мы очень благодарны Ульяновой Любовь Константиновне, руководителю клуба любителей истории «Молочное», за организуемые мероприятия в детском саду: это презентации об истории посёлка и академии, о творческих людях посёлка, а также прогулки по улицам Молочного.
Раньше наш посёлок все называли «Академгородком», т. к. на его территории находятся три института (Вологодский молочный институт – ныне Вологодская государственная молочнохозяйственная Академия имени Н. В. Верещагина;Северо – Западный научно – исследовательский институт молочного и лугопастбищного хозяйства; Вологодский институт переподготовки и повышения квалификации кадров АПК – ныне объединённый с Вологодской ГМХА, а также несколько школ.
Поэтому мы большое внимание уделяем ознакомлению детей с такой социальной сферой, как образование и культура. Знания, полученные в процессе ознакомления, дети переносят в игры. Они играют в такие игры, как «Школа», «Академия», «Библиотека», «Лаборатория» и т. д.
(слайд 10)
Очень любят дети посещать нашу поселковскую библиотеку, где можно не только выбрать книги и журналы для чтения, но и принять участие в КВН, различных конкурсах и выставках, театрализованных представлениях, встречах с творческими людьми.
(слайд 11)
Развивающая предметно – пространственная среда группы, помогает детям дополнять, закреплять и расширять знания о своей малой Родине.
В каждой возрастной группе организуем центр краеведения, в котором дети рассматривают и рассказывают о символике Вологодской области и города Вологды, путешествуют по карте, рассматривают альбомы с фотографиями о посёлке, о жизни в детском саду, о различных праздниках.
Детей старшего дошкольного возраста знакомим с историей Вологодского костюма. Они рассматривают на куклах костюмы девушки Вологодской губернии 19 века, праздничные и современные костюмы, сравнивают их.
Составляем карту – схему посёлка, где дети рисуют свои дома, подписывают названия улицы, номер дома и квартиры в которой живут. Придумывают и рисуют условные обозначения для каждого социального учреждения, а также любят потом играть в экскурсоводов и рассказывать, как можно дойти до детского сада, школы, стадиона, по какой улице. Составляют рассказы «За что я люблю свой посёлок», «Свою улицу». «Свой город», «Свою страну».
Знакомя детей с таким предприятием, как молочный завод, проводим виртуальные экскурсии, оформляем выставки молочной продукции. Дети знакомятся с ассортиментом, товарным знаком продукции. Рассказывают о пользе молочных продуктов, что можно приготовить из них. А особенно им нравится проводить дегустацию новых молочных продуктов.
(слайд 12,13,14,15)
Хорошая традиция, которая сохранилась в нашем детском саду - это встречи с творческими людьми. Встречи организуем с помощью родителей, которые рассказывают о своей профессии, знакомят со своими увлечениями, проводят мастер – классы с детьми. В гости к детям приходят и выпускники нашего детского сада, они рассказывают о своих успехах, достижениях, увлечениях. С большим интересом посещаем выставки, которые проводятся в библиотеке Вологодской ГМХА. Выставки местных художников Смирнова В. А., Юдникова Л. А., Зайцева Г. А., фотохудожника Талашова В. Е. - порадовали не только детей, но и взрослых. Родители отметили, что такие выставки прививают у детей любовь к родному краю, воспитывают культуру, учат видеть красоту и разнообразие родной природы. А народный умелец Зайцев Геннадий Александрович, показал детям, как из простой коряги получается интересное существо, а из берёзового капа – красивая, ажурная ваза.
В выставках, которые у нас проводятся, принимают также участие родители и сотрудники детского сада. На таких встречах дети видят, что наш посёлок богат талантливыми, творческими и интересными людьми.
(слайд 16)
С младших групп мы активно взаимодействуем с родителями. Они с интересом откликаются на наши просьбы. Вместе с детьми рисуют свою семью, улицу на которой живут и родную природу, конструируют дома, делают макеты. Чтобы помочь ребёнку лучше узнать историю своей семьи, дети с родителями оформляли генеалогическое древо, знакомили с семейными традициями и реликвиями. Дети с гордостью и любовью рассказывали ровесникам о своей семье и о том, где трудятся их родители. Мы очень благодарны родителям за их помощь.
(слайд 17)
И ещё одна из наших давних традиций: каждый год посещаем областной Дом Ветеранов, участвуем в концерте, посвящённом Дню победы, поздравляем ветеранов - дети читают стихи, исполняют танцы, поют песни, вручают ветеранам памятные открытки, которые мастерят сами.
(слайд 18)
В предверии Дня Победы готовим с детьми цветы и идём на экскурсию к обелиску «Славы героям, павшим во времена Великой Отечественной Войны», где возлагаем цветы и читаем стихи, чтим память павших минутой молчания.
А 9 мая наш коллектив выходит на митинг к обелиску, куда приходят наши дети с родителями. И дети видят, как мы, взрослые относимся к памяти погибших воинов - земляков.
Для ребёнка чувство Родины начинается с восхищения тем, что он видит перед собой, чему он изумляется и что вызывает эмоциональный отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, преломлённые через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности будущего патриота и гражданина.
(слайд 19)
Ещё одна важная традиция, которой в этом году уже исполняется 15 лет, совместно со студентами ВГМХА участниками мотоагитпробега «Победа», родителями и детьми, организуем праздничные мероприятия к 9 Мая - поём песни, играем, исполняем танцевальные композиции, читаем стихи. Мы стараемся сохранить в памяти всех своих поколений великую гордость и вечную память о Победе нашего народа над захватчиками, о той силе и мужестве наших воинов, что принесли мир нашей стране, всему миру, всем поколениям, и о том горе, которое принесла война.
Кульминацией встречи, стало проведение на территории ДОУ военно-патриотической игры «Зарница», в которой дети учатся ловкости, взаимовыручке, дисциплинированности, совершенствуют физические навыки.
В конце игры все вместе высаживаем деревья, кустарники и цветы.
(слайд 20)
В результате проведё нной работы:
- сформировали начальную ступеньку чувства любви и гордости за свою малую Родину, бережное и ответственное отношение к ней, уважение к героям – землякам.
- у детей появился устойчивый интерес к истории возникновения посёлка, традициям, достопримечательностям, памятникам, знаменитым людям;
- дети познакомились со своей малой Родиной – посёлком Молочное, научились свободно ориентироваться там, где они живут, что очень важно для будущих школьников;
Всё это играет огромную роль в становлении личности патриота – маленького гражданина своей Родины.
Моё Молочное
Алексей Меснянкин
Может быть далеко, может рядом
Не нужна здесь особая точность,
Как невеста в своём наряде
Есть посёлок студентов Молочное.
Он всегда просыпается рано
С новой радостью, с новой заботой.
Новый день, как страница романа,
Как струна на весенней ноте.
Не найти Вам весны счастливей,
Не найти Вам грустней листопада.
Ты не спорь, что Москва красивей-
Мне взамен три Москвы не надо.
Если хочешь узнать ты точно,
Где начало у радуги пёстрой,
Я отвечу, что здесь в Молочном,
Улыбнувшись в придачу просто!