Светлана Дюжакова
Опыт работы «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю воспитателем 20 лет. Считаю формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров, среди которых: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, является одной из главных задач воспитания подрастающего поколения. Культурно воспитанный человек никогда не сделает ничего такого, что могло обидеть, задеть, унизить другого, не сломает ветку, не пройдет мимо чужой беды. Как бы разносторонне мы не будем развивать наших детей, если мы не научим их культуре общения, уважению, умению вести себя среди людей, они не смогут жить в обществе, а у общества, в котором отсутствует нравственная культура, нет будущего. То, что несут нашим детям телевидение окружающая среда, семья сейчас как никогда, требует от нас, воспитателей, детского сада, всего общества пересмотра форм и методов работы. И начать, я считаю, нужно с нашей культуры и прежде всего с себя, а дети научатся у нас.
Публикация «Опыт работы „Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Ученным можешь ты не быть –
культурным просто быть обязан.
Свою работу по воспитанию культуры поведения дошкольников начала с углубленного изучения теории по этой теме. Схематично я оформила ее содержание: что лежит в основе культуры, что она предполагает, на что ориентирована.
Выявив основные проблемы в воспитании культуры поведения дошкольников :
- трудности в понимании и выражении эмоций;
- в культуре общения со сверстниками и взрослыми;
- в культуре речи;
- культуры за столом;
- примитивные знания правил этикета для девочек и мальчиков.
Я согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, продолжала воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим, развивала волевые качества; продолжала обогащать словарь формулами словесной вежливости, а также развивала в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу.
Чтобы работа была более эффективной, я изготовила разные виды игр и пособий для создания развивающей среды.
На первым этапе идет знакомство с пиктограммами эмоций, настроений. Многие дети затруднялись выражать разные эмоции и понимать их. Если ребенок не умеет выражать свои эмоции, то чувства и эмоции других ему тоже трудно понять. С детьми рассматривала альбомы, проводила игры: «Наше настроение», «Угадай эмоции».
На одном из занятий дети сравнивали настроение с цветом, запахом, погодой, значением слова.
На втором этапе дети учатся связывать эмоции с жестами и мимикой. С помощью игровых упражнений «Скажи без слов», «Угадай, что хочу сказать» дети изображают пантомимой то, что они хотят сказать без слов, но с определённым настроением и мимикой, жестами.
На следующем этапе знакомлю детей с волшебными словами: приветствия, прощания, просьбы, извинения, а их вариантов очень много. Дети учатся говорить эти слова с разной интонацией и настроением. Это помогает объяснить детям великое значение слова. Оно звучит красиво и становится по-настоящему добрым, если сказано с доброй интонацией, от сердца, с душой и наоборот – может ранить, если звучит грубо.
Следующим этапом работы идет знакомство с правилами культуры поведения за столом, в общественных местах и т. п. С детьми разыгрываются ситуации, которые подводят их к пониманию того, что мало знать вежливые слова, нужно связывать их с правилами поведения. Такие игровые ситуации как: «На дне рождения», «В транспорте», «В кинотеатре» знакомят детей с правилами поведения в гостях и в общественных местах. Игры: «Семья», «Рыцарский турнир», «Дочки-матери» с правилами этикета для девочек и мальчиков.
Чтение художественных произведений по соответствующей теме заканчиваются игрой-драматизацией эпизодов из этих произведений это помогало детям не только оценивать поступки героев, но и выражать их характер и поведение с особыми эмоциями и интонациями речи.
Когда большинство правил культуры поведения усвоено детьми подвожу их к самому трудному для них этапу – умению оценивать поступки сверстников и свои. Фея Вежливости дарит «Сундучок хороших поступков». В течение дня за хорошие поступки дети получают фишки, после оценки этих поступков самими детьми и их сверстниками. Это очень стимулировало детей, поощрялись и те ребята, которые честно признавались в своих отрицательных поступках и старались их исправить.
Затем «сундучок» Фея Вежливости забирает, выразив надежду, что дети подготовительной группы стали уже взрослыми и добрые поступки они готовы совершать не ради фишек и призов, а просто, потому, что добро делать всегда приятно.
За годы работы я заметила то, что творческие правила поведения дети усваивают, пропуская через себя. Да и как иначе? Если ребенок умеет видеть и создавать прекрасное, то из сердца его будет идти только хорошее, а значит, он не пройдет мимо чужой беды. Поэтому тему воспитания культуры поведения я связываю еще и с темой развития творческой активности.
Воспитанию культуры поведения я тесно связываю с задачами социально-нравственного воспитания. Знакомя детей с историей малой и большой Родины, традициями наших предков, подвигами героев ВОВ, достопримечательностями края, подвожу детей к обсуждению вопроса: «Можно ли, живя в такой прекрасной стране, с героями войны, труда и т. д. быть грубыми, невежливыми, невоспитанными!»
Учитывая факторы влияния и необходимого взаимодействия в воспитании ребенка воспитание культуры поведения невозможно без личного примера взрослых в семье, поэтому свою работу веду в тесном контакте с родителями: провожу анкетирование, консультации, собрания по этой проблеме, КВН «Роль этикета в воспитании детей»
Разного рода наглядность в уголке для родителей: папки-передвижки, газеты, помогают мне раскрыть перед родителями великую роль их положительного примера в воспитании культуры поведения их детей.
Такая совместная планомерная и поэтапная работа с детьми, конечно, дает хорошие всходы - мои дети умеют общаться, внимательны и вежливы друг к другу, к окружающим, соблюдение правил поведения для них - норма. Они не только знают как себя вести, но и ведут, как гласит правило: относись к людям так, как бы ты, хотел, чтобы относились к тебе.