Ya Yana
Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр
▼ Скачать
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю нашего государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Публикация «Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр» размещена в разделах
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Собственный опыт работы показал, что формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников вызывает затруднения. Проанализировав опыт работы коллег по приобщению детей к народной культуре, а также таких педагогов как А. П. Усова, К. Д. Ушинский пришла к выводу, что игра является неотъемлемой частью интернационального воспитания детей. Народные игры несут в себе неоценимое национальное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны.
Проанализировав уровень воспитанности детей, мы пришли к выводу, что у них недостаточно формируются духовно-нравственные чувства, любовь к Родине, что является проблемой.
Целенаправленно изучив современную практику организации работы по данному направлению в образовательных учреждениях, соотнеся полученные данные с собственным опытом работы, сочла необходимым разработать систему работы, основанной на воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр.
На начальном этапе мы начали работу с того, что выявили степень сформированности у дошкольников основ духовно-нравственной культуры. Для этого был проведен первичный мониторинг, который обозначил проблему и противоречие.
После изучения и отбора необходимого содержания из дошкольных методик был составлен перспективный план работы для детей дошкольного возраста, определены формы и методы работы.
Система работы по воспитанию духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр является долгосрочной и рассчитана на три года. Реализовывается в группе детей 4 - 6 года жизни.
В группах создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству; составлена картотека русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.
В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по народной кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие.
В работу по ознакомлению детей с народными традициями на подготовительном этапе были включены различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществлялась в интегративной форме: на занятиях познавательного цикла, музыкальных и занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности. Использовались разнообразные формы деятельности: занятия, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы, трудовая деятельность. Основной путь воспитания здесь – это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей национальной культуре – танцам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам, играм.
Мы создаём обстановку и условия благоприятные для вовлечения детей в игровую деятельность. При этом старались, чтобы инициатива в развёртывании игры принадлежала ребёнку. Воспитатель анализировал ситуацию, направлял процесс её начинания и развития, способствовал получению результата.
Первоначально работа проходила в группе детей 4 года жизни. В этот период дошкольники овладевали первоначальными знаниями и представлениями о народной культуре своей Родины, знакомить с обрядами, традициями, народными играми и праздниками. Так, дети посещали «Избу», знакомились с его обитателями, национальными костюмами, рассматривали предметы быта. Здесь же дети учили различные песенки, запевки, считалки, так проходило знакомство с фольклором.
Для детей 5 года жизни содержание знаний дополнялись и усложнялись по истории и культуре своей Родины, разучивались народные игры с тексами, запевками, народными закличками, считалками, формируя речь, мышление, развитие творческих и познавательных способностей.
Дошкольники знакомились не только с предназначением предметов быта, но и с их названиями и происхождением; с «уголком православия», в котором стоят иконы, подсвечники со свечами, лампадка, фото церкви с куполами, православная литература для детей, пасхальные яйца.
У детей 6 года жизни формируем желание познать и сохранить культуру и традиции своей Родины; закрепляли знания и интерес народных игр, умение играть и вовлекать в игру младших детей; разучивать народные игры-хороводы, используя устный и музыкальный фольклор; прививались навыки трудовой деятельности, мастерства и ведения домашнего хозяйства.
По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; хакасская народная игра “Волк в отаре” и т. д.)
Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно).
Важным показателем успешности деятельности являлось эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяла естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Насыщенность календарных народных игр творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулировали интерес детей, усиливал их впечатления и переживания, обогащали художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивало естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и нравственные ценности.
Результативность проведенной работы отслеживаем с помощью итогового мониторинга. В ходе мониторинга выявлялась динамика уровня приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, истокам народной культуры посредством народной игры.
Результатами проведенной работы являются:
• Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок;
• Умеют играть в народные подвижные игры, используя считалки;
• Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
• Осмысленное и активное участие детей в народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи);
• Знание истории народного костюма, головных уборов.
• Используют атрибуты народной культуры в самостоятельной деятельности;
• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Таким образом, предложенная система работы по воспитанию духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр является эффективной.
Возможность внедрения данного опыта значительно повышает эффективность работы дошкольного учреждения по направлению духовно-нравственного развития с учетом ВГТ и представляет интересную область поиска и раскрытия своего мастерства и владения навыками народной культуры для любого творчески мыслящего педагога.
Хочу закончить свое выступление словами:
“…добро и зло, долг и предательство, правда и клевета определяются не модой на них… есть живая жизнь, а в ней – мама, дочка, родной язык; город, в котором живешь… Научить это любить!”