Елена Дацко
Воспитание ценностного отношения к семье у подростков
▼ Скачать + Заказать документы
Семья, семейные отношения, семейные ценности – понятия, которые в современном обществе отходят по значимости на задний план, забывая о том, что это и есть первое звено в воспитании ребёнка и становлении его как личности.
Современное общество переживает процесс перехода от одной системы общественных отношений к другой, в обществе происходят сложные процессы деградации семейного образа жизни, упадка духовных и семейных ценностей, снижения потребности иметь детей в браке, увеличения числа разводов, нарастания внутрисемейного насилия. К тому же экономические и социально-политические трудности, межэтнические конфликты, а также психологические потрясения усугубляют все те проблемы, которые стоят перед семьей.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Под влиянием этих и других факторов семья претерпевает значительные деформационные изменения.
Сегодня очевидно, что кризис семьи – проблема не только региональная, но и глобальная.
Новые тенденции развития общества, особенности построения семейных отношений в современных социокультурных условиях актуализируют проблему воспитания ценностного отношения к семье у старшеклассников.
Современные социально-педагогические реалии актуализируют семью как социальный институт и требуют новых подходов на пути качественного решения проблем воспитания ценностного отношения к семье у старшеклассников.
Значимость рассматриваемой проблемы подтверждают противоречия между все более возрастающими потребностями старшеклассников в овладении знаниями о семье и ценностного к ней отношения, осмыслении ими необходимости усвоения нравственных норм и морали, с одной стороны, и воспитательно-образовательными возможностями школы, семьи и социума по воспитанию, социализации и адаптации личности к новым социокультурным условиям, – с другой.
В сложившейся ситуации ценностно-нормативной неопределенности, когда трансформируются новые понятия, изменяются идеология семьи и представление о ее социальном успехе семьи, неготовыми к восприятию семьи как ценности оказались не только учащиеся, но педагоги и сами родители.
Важным подходом в разрешении данных проблем являются воспитание у подрастающего поколения восприятия семьи как ценности и ценностного к ней отношения, подготовка школьников к будущей семейной жизни. ценность мы рассматриваем, как то, что чувства и опыт людей диктуют признать стоящим над всем, к чему можно стремиться, относиться с уважением, признанием, почтением. Ценности – это предпочтения определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения.
В данном определении, отражен педагогический и нормативный аспект: ценность как эталон должного и определенная сторона общественной (и личностной) потребности в идеале, цели существования и развития.
В то же время, традиционно этому вопросу гораздо в меньшей степени, нежели того требует социальная практика, уделяется внимание со стороны родителей и педагогов. При этом круг проблем, связанных с подготовкой учащихся к семейной жизни в новых социокультурных и экономических условиях, приобретают особую значимость, что подтверждается повышенным интересом ученых к разработке концептуальных основ семейного воспитания в соответствии с современными реалиями жизни и педагогической действительности.
Семья, как явление зависит от всей совокупности условий общественной жизни, и представляет собой такой общественный организм, который имеет тенденцию к обособлению, автономии от общества. В связи с этим в жизнедеятельности семьи своеобразно переплетаются, вступают в противоречие личные (семейные) и общественные интересы. Обеспечение их единства – необходимое условие жизнедеятельности семьи как воспитательного коллектива.
Повышение социально-педагогических функций семьи требует от педагогов усиления внимания к ней как воспитательному институту. В этой связи перед обществом и школой стоит двуединая задача: усилить помощь семье и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения.
Нами разработан и апробирован специальный комплекс занятий, проведение которых способствует воспитанию ценностного отношения к семье, материнству. Эффективность этих занятий повышается, когда они проводятся в форме деловых игр на практических занятиях в школе, в кружках, используются в клубной работе. Все это формирует нравственные представления о семье, повышает статус женщины, значимость материнства, знакомит молодых людей с основами педагогических знаний в области семейного воспитания.
В этом контексте разработана программа «Ценности семьи в социуме в соответствии с современными реалиями» и необходимый для ее реализации диагностический и методический инструментарии.
Цели программы заключаются в следующем:
– формировать понятия и установки у старшеклассников о современной семье, ее типах, структуре и функциях;
– воспитывать отношение к семье как к ценности;
– определять понятие «семейные взаимоотношения» и развивать представления о семье в позитивном направлении;
– формировать способности к сохранению и развитию семейных традиций.
Основными принципами, положенными в основу разработанной программы, стали аксиологический, личностно-ориентированный и культуросообразный подходы к воспитанию ценностного отношения к семье у старшеклассников.
В ходе разработки и реализации программы были применены методы: педагогические диагностические методики, мониторинг, наблюдение, моделирование, консультативная беседа, диагностическое интервьюирование, мини-лекции различных видов, дискуссии, круглые столы, ток-шоу (групповое обсуждение и принятие группового решения, кейсы, ролевые игры.
Структура программы «Ценности семьи в социуме в соответствии с современными реалиями» построена на интегративном сочетании теории и практики.
Теоретический блок может быть реализован посредством таких различных методов, как лекции, проведение интегрированных круглых столов и др. Целью проведения подобных форм является ознакомление учащихся с разнообразной информацией, работающей на обогащение представлений о функциях, типах семьи и взаимоотношениях в ней.
Практический блок включает творчество, работу по самовоспитанию, моделирование игровых ситуаций, введение проективных упражнений и других диагностико-коррекционных методик.
Важными критериями программы являются разнообразие коллективных форм взаимодействия и индивидуальный подход к учащимся по воспитанию ценностного отношения к семье, последовательность, комплексность в апробации содержательных аспектов программы, с учетом возрастных и личностных особенностей школьника, их жизненных реалий, а также особенностей региона.
Повышение профессионально-личностного уровня педагога, его педагогической культуры и компетентности в вопросах семейного воспитания выступают как условие воспитания ценностного отношения к семье у старшеклассников.
Представленная программа предлагается для реализации через организацию учебной и внеклассной работы. Сохранив в учебном плане школы в полном объеме основные общеобразовательные дисциплины, программы ряда предметов, должны быть значительно «подкорректированы» с учетом введения обновленного содержания, имеющего ценностно-нравственные аспекты.
Благодаря предложенной нами программе «Ценности семьи в социуме в соответствии с современными реалиями», мы достигли повышения и мотивационно–личностного профессионального отношения учителя к воспитанию ценностного отношения к семье у учащихся.