Екатерина Курдюкова
План работы кружка «Волшебный мир оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебный мир оригами»
Содержание
1. Введение.
2. Из истории оригами.
3. Перспективное планирование работы кружка «Страна Оригами».
4. Литература.
5. Приложения.
Введение
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Публикация «План работы кружка „Волшебный мир оригами“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Оригами. Планы, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Сухомлинский В. А.
Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.
Калинана Л. В. через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, учит детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям.
Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т. д
С оригами я познакомилась, как многие, с раннего детства. С огромным удо-вольствием складывала из бумаги корабли и тюльпаны, и не подозревала, что складывание из бумаги развивает сосредоточенность и стремление сделать поделку самому. Когда я стала работать с детьми, я узнала исторические и философские корни оригами. Детский интерес к выполнению поделок из бумаги стал постоянным увлечением. Сейчас в своей работе с детьми оригами занимает почетное место.
Оригами – это интересное занятие для увлекательного времяпрепровождения, развития моторики, а следовательно и умственных способностей ребенка, наблюдательности, усидчивости, кропотливости.
Оригами из треугольников или просто модульное оригами. Оказалось, что маленький бумажный треугольничек таит в себе фантастические возможности.
Я долго смотрели на это чудо, пыталась понять, как же сложена меленькая треугольная фигура. И яркое впечатление от открытия совершенно новых возможностей бумажного мира усилило мое желание во что бы, то, ни стало познакомиться с этой необычной техникой. Для этого я организовала кружок по обучению детей оригами «Страна Оригами», ведь техника складывания бумаги позволяет не только заинтересовать детей и вовлечь их в творческий процесс, но и развивает мелкую моторику, согласованность обеих рук, конструктивное мышление, что необходимо для подготовки детей к обучению в школе.
Единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям. Оригами развивают познавательные способности детей, умения и навыки ручного труда, культуру труда. Но оригами также воспитывает и корректирует характер, укрепляет волевые качества. Занятия оригами помогают настроиться на положительное, жизнеутверждающее мировоззрение и не требуют особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги.
Из истории оригами
Родина оригами - Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в Стране Восходящего солнца много веков назад. В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием. Ими украшали статую "многоликой" и "тысячерукой" богини милосердия Каннон, чтобы задобрить ее и попросить покровительства.
Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Ведь "ори" означает "сложенный", а "ками" -"бумага"и"бог"одновременно.
Утратив со временем свое ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов и достигло императорского дворца. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. В те времена бумага было материалом редким и дорогим. Фигурки оригами служили гербом и печатью в некоторых знатных семьях.
Позже искусством складывания из бумаги стали заниматься, в основном, женщины и дети. Оно стало частью традиций и обычаев, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников.
Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.
Новое возрождение оригами тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда "люди" решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны: из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение следующих 20 лет от последствий облучения умерло еще 200 тысяч человек. Среди погибших было много детей. Именно тогда среди детей, обреченных на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни - журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы.
В память о жертвах атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира. В мае 1958 года там был открыт монумент, посвященный погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками.
Двенадцатилетняя девочка, чья смерть послужила поводом для сооружения па-мятника, успела сделать только 644 журавлика.
Но волна удивительной детской солидарности прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом - бумажными журавликами, собранными в гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают памятник и являются символом протеста против войны.
Движение "1000 журавликов" возродило интерес к оригами. По всему миру стали издаваться красочные книги, буклеты, журналы, посвященные этому искусству. Сейчас центры оригами открыты в 26 государствах планеты. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов, людей, в жизни которых оригами играет не последнюю роль; каждый год проводятся выставки, конференции, и все больше людей узнают об этом замечательном занятии.
Каждая страна приняла оригами по-своему. В Англии искусство складывания развивается уже более четверти века. Формы его существования устоялись и даже стали несколько традиционными. Оригами для британцев еще один вид клубной деятельности, повод для того, чтобы собраться вместе и хорошо провести время. Продемонстрировать свое новое изобретение и научиться складывать чужое, встретиться с друзьями, услышать новости.
В Америке дела обстоят точно так же, только поставлено все с американским размахом. Если в Великобритании оригами проникнуто чисто английским индивидуализмом, то в США оригамисты выступают большой дружной командой. Но суть остается прежней: оригами - повод для общения.
В Голландии оригами восприняли как чисто прикладное искусство. Оригами в стране тюльпанов сродни вышиванию подушечек и плетению ковриков.
В России так получилось, что большинство взрослых оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Появились новые направления оригами и области его применения. Оригами распространяется среди преподавателей и рассматривается как прием обучения и развития учащихся, а также оригами - это уникальная возможность развития тонкой моторики ребенка, что прямо связано с развитием интеллекта.
Кружок «Страна Оригами»
Цель кружка : развитие умственной и эстетической сфер деятельности и детского творчества.
Задачи кружка :
1. Формировать интерес к конструированию из бумаги, совершенствуя конструктивные навыки при создании объёмных моделей из бумаги.
2. Обогащать сенсорный опыт, уточняя и расширяя представление о тех предметах, объектах, которые им предстоит конструировать.
3. Формировать навыки и умения в художественном труде и дизайне с использованием различных видов бумаги.
4. Развивать стремление к творчеству, экспериментированию и изобретательству.
5. Развивать образное и вариативное мышление.
6. Формировать навыки коммуникативного, делового, творческого общения.
7. Повышать самооценку ребёнка.
Возраст детей: 6 -7 лет
Срок реализации программы: с 1 сентября 2014 года до 31 мая 2015года
Форма проведения занятий:
Занятия проводятся в игровой форме, с учетом индивидуальных особенностей детей (с подгруппой и индивидуально).
Режим проведения занятий:
Занятия проводятся: 1 раз в неделю
Время проведения: Понедельник
Место проведения: группа МДКОУ Д / с №4
Предполагаемые результаты:
• овладение детьми конструкторских навыков сверх «Программы от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, общее интеллектуальное развитие дошкольников.
• активное развитие мелкой и общей моторики.
• развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышле-ния, речи) .
Формы подведения итогов реализуемой программы дополнительного образования:
• организация выставок детских работ
• использование детских работ в оформлении помещений детского сада
• создание подарков детям и взрослым
Литература:
1. Афонькин С. Ю. «Уроки оригами в школе и дома», М. «Аким», 1995г.
2. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Цветущий сад оригами», Санкт-Петербург, «Химия», 1995г.
3. Афонькин С. Ю. Программа для учащихся начальной школы: «Волшебный мир оригами»
4. Сержантова Т. Б. «366 моделей оригами», М., «Айрис пресс», 2005г.
5. Долженко Г. И. «100оригами» Ярославль академия развития 2006 г.
6. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Умные руки» «Учебная литература «учебники 2004г.
7. Бошо И. «Первая энциклопедия детского досуга» Москва «Росмэн» 2008г.
8. Тарабина Т. И. «Оригами и развитие ребенка» Ярославль «Академия развития» 1996г.
Занятие по оригами "Мухомор"
Программное содержание:
- закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях, аккуратно работать с клеем;
- развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.
- воспитывать бережное отношение к родной природе.
Материал: красный прямоугольник (15*7,5, зелёный квадрат (10*10, белые кружочки (5 шт., клей, кисточка, клеенка, салфетка.
Ход занятия.
1. Организационный момент. (стук в дверь)
Воспитатель: Ребята, сегодня вновь у нас в гостях Волшебный Квадратик (кукла-марионетка).
Волшебный Квадратик : Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Волшебный Квадратик!
Воспитатель: Волшебный Квадратик хочет рассказать вам новую историю.
Садитесь поудобнее, слушайте внимательно.
"Пошли как-то дети в лес за грибами. Идут по лесу, по сторонам смотрят, да только ни одного гриба не видят. А грибы, будто нарочно все попрятались. Один под ёлкой, другой под осиной, а третий из-за мха на детей глядит, радуется, что они его бурую шляпку среди мха не замечают. Вдруг увидели дети красивый красный гриб с белыми пятнышками. Обрадовались! Только собрались сорвать его, как белочка, которая на ветке сидела и всё видела, им говорит: " Красивый гриб - мухомор, да только несъедобный. Нельзя его рвать: он ядовитый". "А что же нам делать? - расстроились дети. - Кроме мухоморов здесь ничего и не растёт". "А вы посмотрите повнимательнее, - посоветовала белочка. - Грибы ведь, как и вы, в прятки играть любят". Заглянули дети под ёлку и увидели красивый гриб-боровик, под осиной нашли подосиновик, под берёзой - подберёзовик, а потом ещё и кучу лисичек отыскали на лесной полянке. Набрали грибов и довольные вернулись домой".
Воспитатель: А как вы думаете, для чего в лесу растут мухоморы, если они несъедобные и даже ядовитые? (мухоморами лечатся некоторые звери и птицы). А если мухоморы - лекарство для лесных жителей, то стоит ли сбивать шляпки и топтать эти несъедобные и даже ядовитые грибы? (нет). Запомните: в природе ничего бесполезного нет.
Сейчас вы снова станете маленькими волшебниками и превратите бумажные квадрат и прямоугольник вот в такой мухомор (показ образца). Шляпку мы будем складывать из красного прямоугольника, а ножку из зелёного квадрата. Занимайте свои места.
2. Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе сделаем гимнастику для пальчиков.
Топ-топ-топ (пальчики шагают по столу)
В кузовочке 5 грибов (переплели пальцы обеих рук, большие пальцы - ручка; показали 5 пальцев)
Мухомор красный - гриб опасный. (на каждую строку дети загибают по одному пальчику на одной руке, начиная с мизинца)
А второй лисичка - рыжая сестричка.
Третий гриб - волнушка, розовое ушко.
А четвёртый гриб сморчок, бородатый старичок.
Пятый гриб белый, ешь его смело!
3. Поэтапное складывание поделки.
Шляпка.
а) положите прямоугольник белой стороной к себе, перегните прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны.
б) опустите верхние углы к линии перегиба.
Ножка.
а)положите квадрат белой стороной к себе, отогните снизу полоску, переверните деталь.
б) перегните прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны.
в) опустите боковые стороны к линии перегиба, ножка готова.
4. Физкультминутка.
Все зверушка на опушке (идут в хороводе)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (скачут вприсядку)
Рыжики срывали.
Лисичка бежала, (бегут)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (скачут стоя вокруг себя)
Искали опятки.
Медведь проходил, (идут вразвалочку, в конце строчки топают правой ногой)
Мухомор раздавил.
5. Продолжение работы.
С помощью надрезов на зелёной полоске снизу сделайте травку. Соедините ножку и шляпку, подклейте обе детали. Украсьте шляпку белыми кружочками.
6. Анализ детских работ.
- Волшебный Квадратик, посмотри, какая красивая лесная полянка получилась. Как ровно и правильно сложены шляпки и ножки у всех грибов. Как аккуратно и у всех по- разному наклеены белые кружочки-горошины, и травка нарезана у каждого по своему. Прекрасная поляна! Спасибо тебе, Волшебный Квадратик за интересную историю, мы будем ждать тебя, приходи к нам снова
Занятие по оригами "Зонтик"
Программное содержание:
- научить конструировать зонтик, собирая его из нескольких модулей;
- закрепить умение складывать базовую форму "воздушный змей", составлять аппликацию, аккуратно работать с клеем;
- развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.
Материал: лист картона, заготовка ручки зонтика, по 4 цветных квадрата (6*6, клей, кисточка, клеёнка, салфетка.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Воспитатель: Дети, а вы любите сказки? А кто вам дома рассказывает сказки? Назовите свои любимые сказки?
Вот сколько сказок вы знаете, но никто на свете не знает столько сказок, сколько знает их Оле-Лукойе. Вот мастер-то рассказывать!
"Вечером, когда дети преспокойно сидят за столом или на своих скамеечках, является Оле-Лукойе. Он тихонько приотворит дверь, неслышно шагнёт в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком. Тогда глазки у детей закрываются, и они не могут разглядеть Оле, а он подкрадывается к ним сзади и начинает легонько дуть им в затылок. Это совсем не больно - у Оле-Лукойе нет ведь злого умысла; он хочет только, чтобы дети угомонились, а для этого их непременно надо уложить в постель! А потом уж начинает рассказывать сказки. У Оле-Лукойе есть два зонтика: один разноцветный с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сказки, а другой совсем простой, гладкий, черный, который он раскрывает над нехорошими детьми; ну они и спят всю ночь как чурбаны, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видали во сне!"
- Я знаю, вы у меня хорошие ребята, и над вами Оле-Лукойе раскрывает только вот такой разноцветный зонтик (показ образца) и вам всю ночь снятся чудесные сны. Давайте на некоторое время станем маленькими волшебниками и превратим разноцветные бумажные квадратики в волшебный зонтик. Крибле-крабле-бумс! Итак, мои маленькие волшебники за работу!
2. Пальчиковая гимнастика.
1-2-3-4-5 - удары по столу пальчиками обеих рук: левая начинает с мизинца, правая- с большого пальца
Вышел дождик погулять - беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук
Шел неслышно, по привычке, - "шагают" средний и указательный пальцы обеих рук
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: - ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу
"По газону не ходить!"
Дождь вздохнул тихонько: - часто и ритмично бьют в ладоши
-Ох! - один хлопок
И ушел. Газон засох. - ритмичные хлопки по столу.
3. Поэтапное складывание поделки (каждый этап показ складывания воспитателем - повтор детьми) :
а) сложите все квадраты, используя базовую форму "воздушный змей";
б) две базовые формы "воздушный змей" сложите пополам по линии сгиба
4. Физкультминутка.
Капля раз, - прыжок на носочках, руки на поясе
Капля два. - прыжок
Очень медленно сперва. - 4 прыжка
А потом, потом, потом - 8 прыжков
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, - руки развести в стороны
От дождя себя укрыли. - руки полукругом над головой
5. Составление аппликации, наклеивание деталей.
6. Анализ детских работ.
Занятие по оригами «Ёлка»
Программное содержание:
- учить складывать «базовую форму» оригами - двойной треугольник; составлять дерево из трех квадратов разного размера, располагая их в порядке убывания.
- учить работать по словесной инструкции и показу.
- упражнять детей в сгибании бумаги в разных направлениях, приглаживании линии сгибов.
- развивать мелкую моторику, согласованность обеих рук, конструктивное мышление.
- развивать навыки коллективной работы в соответствии с общим замыслом.
- воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно.
Оборудование и материалы:
Заготовки трех квадратов разных оттенков зеленого цвета и размера (5x5 см, 7x7 см, 9x9 см) на каждого ребенка. Образец последовательного складывания «базовой формы», подставка под работы. Игрушка снеговика, ёлка, сложенная способом оригами, искусственная елка.
Предварительная работа.
Наблюдение на прогулке за деревьями, сравнение строения сосны и ели; рас-сматривание иллюстраций о новогоднем празднике, обследование игрушечной елки; чтение стихотворений, загадывание загадок, дидактическая игра «Сложи елку».
Словарь: ёлка, ёлочка, хвоя, зелёная, пушистая, колючая, складывать, сгибаю, ярус, заготовка.
Ход занятия.
Игровая мотивация.
Ребята, посмотрите, кто в гости к нам пришел! Да это же снеговик Егорка спе-шит к зверятам с ёлкой! Посмотрите, какая у него ёлочка? ( Ответы детей: зелё-ная, колючая, ветвистая, хвоя пушистая..). Сколько ярусов у елки? Нижний ярус самый широкий, а кверху ёлка сужается. Чем больше ярусов у ёлки, тем она выше. Ёлка-то красавица, да вот у Егорки беда, ёлка у него одна! Вот снеговичок и боится, что каждый лесной малыш захочет нарядить елку в своем доме. Как же мы можем ему помочь? (Сделать зверятам ёлки).
Показ и объяснение.
Тогда не будем терять время и приступим к работе. Внимательно смотрите и запоминайте, как мы будем делать ёлку.
- Берем самый большой квадрат - это будет нижний ярус ёлки. Кладем квадрат на столе углом к себе (сопровождаю показом на образце).
- Перегибаем его от себя ровно пополам по диагонали так, чтобы точно совпали углы и стороны противоположных частей квадрата.
- Проглаживаем сгиб от середины к краям с одной и с другой стороны, придерживая заготовку рукой.
- Разворачиваем квадрат и поворачиваем его другим углом и повторяем то же самое еще раз.
- Разворачиваем лист и кладем его стороной к себе, складываем его пополам, совмещая два угла и стороны.
- Переворачиваем заготовку сгибом вверх и по линиям сгиба заправляем угол вовнутрь. Тоже проделываем и с другим углом.
- Немного расправляем полученный треугольник и ставил его на стол. У нас получился нижний ярус нашей елки.
- То же самое мы проделываем со средним и самым маленьким квадратом. От того, сколько ярусов будет у елки, зависит ее высота.
- Вы внимательно все прослушали, а теперь выйдем на ковер, встанем вокруг елочки и немного поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»
Перед нами ё лочка: (пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «елочки»)
Шишечки, иголочки. (Кулачки; указательные пальцы выставлены).
Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз).
Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)
Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указа-тельный пальцы стоят на столе или смотрят вниз).
- Скоро мы будем наряжать ее к празднику. А теперь вернемся за столы и еще раз вспомним, как мы будем работать. (Дети no-очереди называют этапы работы, опираясь на образцы и приступают к работе).
В ходе занятия оказываю помощь затрудняющимся детям, делаю напоминания.
Итог.
А теперь посмотрите, какие разные зеленые красавицы у нас получились и те-перь их хватит всем лесным жителям, чтобы встретить Новый год!
Приложение 3
Общие правила при обучении технике оригами :
1. Заготовки для поделок делаем вмести с детьми.
2. Заготовка должна иметь точно прямоугольную форму.
3. Бумага для поделок должна быть хорошо сгибающейся, цветной.
4. Показ изготовления должен производиться на столе, заготовка для показа должна быть больше, чем у детей.
5. Складывание поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма - выполнение детьми, показ второго - выполнение детьми и т. д.
6. Сгибы должны хорошо проглаживаться.
7. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
8. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
9. Игрушку необходимо собирать вместе с ребенком, подводя к самостоятельному изготовлению.