Светлана Фролкова
Методическая разработка занятия по познавательному развитию в старшей группе «Волшебница вода. Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по познавательному развитию детей
старшей группы дошкольного возраста
Цель. Закрепить знания детей о свойствах воды. Познакомить с определением «круговорот воды в природе», его значением для окружающего мира. Развивать умение логически мыслить. Стимулировать повышение интереса к познанию окружающего мира. Воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Методическая разработка занятия по познавательному развитию в старшей группе „Волшебница вода, Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал: глобус, цветные конверты, загадки, зонт, чайник с водой, стеклянная крышка
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
(Снег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)
Дети заходят в комнату, там на полу стоит раскрытый зонтик. На зонтике расположены цветные конвертики, в них загадки. Воспитатель снимает поочерёдно конверты, и дети отгадывают загадки.
- Ребята, скажите пожалуйста, о чём были загадки.
Дети перечисляют (снег, лёд, дождь, облако).
Зонтик не зря принёс нам такие загадки, их что-то объединяет. Как вы думаете, что? (Это все вода).
Зонтик наверно волшебный, потому что он угадал мои мысли. Сегодня я хотела поговорить с вами о воде. Какое это загадочное, таинственное, волшебное вещество. Посмотрите на глобус. Какой цвет в нем преобладает? (Ответы детей). Действительно, синим цветом обозначают воду на планете. Это бесконечные реки, озера, моря, океаны. Ведь без воды нет жизни на земле. Если цветочек не поливать, что с ним случится? (Ответ детей). Да он завянет. А вы знаете что мы на 80% состоим из воды. И без еды человек может прожить месяц, а без воды всего несколько дней.
Дети, у меня есть одна проблема. Может вы мне поможете. Я не понимаю, как же растения на лугу, где их не поливают не вянут. (Ответы детей). А откуда же берется вода на небе? (Ответы детей).
Итак, давайте подытожим. Когда светит солнышко, то вода нагревается и превращается в пар. Но пар же летает и на землю не капает? (Ответ детей).
Я вам открою один секрет. Высоко, высоко в небе очень холодно. И когда пар подымается ввысь, то он остывает. А вот что происходит потом, я вам сейчас покажу. (Педагог нагревает воду в чайнике до кипения. Дети видят, как вода в виде пара подымается вверх из чайника. Затем педагог держит над паром холодную стеклянную крышку. Дети видят, что пар на крышке превращается в воду, а капельки воды падают вниз.)
Так же происходит и в природе. Солнышко греет землю. Верхний слой воды нагревается и превращается в пар. Пар подымается высоко в небо и собирается в облака. Чем больше облака, тем ниже они опускаются к земле. Пока облака плывут по небу, они остывают и …. (Ответы детей). А затем все начинается сначала. Правда интересно, какие чудеса творит вода.
Давайте сейчас поиграем в «Тучку» (психоэмоциональная разгрузка, закрепление материала занятия) : ребята вы будете «капельками воды», которые испаряются (превращаются в пар) и летают по воздуху (дети плавно кружатся, ходят по группе). Постепенно «капельки» собираются вместе (педагог проговаривает и выполняет все действия, дети повторяют за ним) в облако, подымаются все выше и выше, чем выше они подымаются, тем холоднее становится воздух, «капельки» остывают, превращаются обратно в воду и спускаются ниже, поближе к земле, тяжелой тучей. Туча становится тяжелее, тяжелее и больше не в силах удержаться на небе начинают падать вниз «Кап, кап, кап, кап-кап, кап-кап-кап, кап-кап-кап-кап-кап …» (дети собираются вместе и начинают с увеличением темпа топать на месте, постепенно, переходя на бег на месте). «Капелек» становится меньше и меньше (дети замедляют бег, переходят на шаг, туча рассеивается (дети опять плавно кружатся, ходят по группе). Упражнение можно повторять 2-3 раза.
Ребята, мы с вами узнали какое большое значение имеет вода для всего живого. Скажите, а давно ли у нас шел дождь? Теперь давайте выйдем на улицу и проверим наши цветы на клумбе. Может им нужна ваша помощь, их срочно нужно полить?