Римма Замыслова
«Волшебная радуга». Конспект НОД в старшей группе
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»
города Чебоксары Чувашской Республики
План-конспект
непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе
«Волшебная радуга»
Составитель:
воспитательЗамыслова Р. Н.
Чебоксары, 2019
Программное содержание:
Публикация «„Волшебная радуга“, Конспект НОД в старшей группе» размещена в разделах
• Развивать умение выделять характерные признаки природных явлений.
• Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира (как и почему появляется радуга).
• Закрепить цвета радужного спектра и их последовательность.
• Активизировать речь детей, закреплять умение определять место звука в слове, подбирать слово на заданный звук.
• Развивать познавательно-исследовательский интерес в ходе проведения опытов.
• Воспитывать умение работать аккуратно, понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя.
• Воспитывать в детях эмоциональную отзывчивость на явления природы и результаты своей деятельности.
Интеграция с другими образовательными областями: художественно-эстетическое развитие; речевое развитие; физическое развитие; социально-коммуникативное развитие.
Словарная работа: радуга, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», лаборатория, эксперимент, явление, краситель.
Материалы и оборудование: мультимедийное сопровождение; атласные ленты 7 цветов, длинной 15 см. на каждого ребенка; фартуки и нарукавники по количеству детей; белый картон, емкость с водой, маленькое зеркало, фонарик на батарейках по количеству детей; емкость с водой; краситель (7 цветов, сахар, одноразовые ложки, стакан.
Ход:
Дети входят в группу, становятся перед экраном.
Воспитатель: Доброе утро, ребята, давайте знакомиться. Меня зовут Валентина Витальевна. Сегодня нас ждут необыкновенные открытия обыкновенных вещей. Посмотрите на экран (обращает внимание детей на экран)
Звучит музыкальная заставка «Шум дождя», на экране слайд «Льется дождь».
Грустный, скучный дождь с утра.
Он такой же, как вчера –
Нудный, серый, долгий очень.
Будет он идти до ночи.
Он обидел всех на свете,
И не любят дождик дети.
Дождик, проходи скорей,
Ну, не мучай ты людей!
- Ребята, какая погода вам нравится больше – дождливая или солнечная? (Ответы детей) Тогда позовем солнышко: «Солнышко, появись. Солнышко, покажись». На экране слайд «Солнце».
- Ребята, а бывает такое, что во время дождя светит солнце? (Ответы детей)
- А что появляется на небе, когда светит солнце и идет дождь?
Что за чудо-коромысло
После дождика повисло?
Очень яркое, цветное,
А красивое какое!
Разноцветная дуга
Солнечная … (радуга)
(Ответы детей)
- Правильно, радуга. На экране слайды «Радуга».
- Радуга – одно из красивейших природных явлений. Ее можно наблюдать на небе в теплое время года, когда идет мелкий, частый, теплый дождик, и в то же время сквозь тучи или облака светит солнышко; солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и образуется радуга. Радуга возникает при освещении солнечным светом капелек воды, которые находятся в воздухе после дождя.
Эй, радуга! Ты знаешь или нет,
Кто папа твой?
Конечно! Солнца свет.
А маму знаешь?
Кто она такая? –
Вода небесная!
Точнее, дождевая. (Е. Тарлапан)
- Сколько же цветов у радуги? (Ответы детей)
- Как вы думаете, всегда ли цвета радуги следуют в определенном порядке? (Ответы детей)
- Да, ребята. Цвета следуют друг за другом в строго определенном порядке. А запомнить этот порядок вам поможет шуточный текст и волшебные колокольчики, послушайте текст: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первый звук каждого слова этой фразы является первым и в названии цвета радуги.
- Слово «каждый». Какой звук стоит в начале этого слова? (ответы детей) правильно звук [к], значит в названии цвета первый звук [к], этот цвет (ответы детей) – красный.
- «Охотник» начинается на звук (ответы детей) [а], и следующий цвет? (ответы детей) – правильно, оранжевый.
- «Желает», [ж]? – желтый.
- «Знать», [з]?– правильно, зеленый.
- «Где», [г]? – голубой.
- «Сидит», [с']? – синий.
- Последнее слово «фазан», [ф]?– значит последний цвет в радуге – фиолетовый.
Воспитатель:
- Перед каждым на столе семь ленточек разных цветов, каждый цвет соответствует одному из семи цветов радуги. Я предлагаю вам сесть за стол и выложить из ленточек радугу, каждый свою, соблюдая последовательность цветов.
Воспитатель закрепляет название и порядок цветов радуги.
Самостоятельная работа детей.
- Молодцы, все вы справились с заданием. У каждого получилась замечательная радуга.
- А сейчас мы немного отдохнем. Становитесь в круг. Повторяйте слова и движения за мной.
Динамическая пауза «Радуга-дуга»
Ах ты, радуга-дуга, (руками рисуют дугу над собой)
Ты высока и туга! (руки вверх, встают на носочки)
Не дай дождичка, (всплеск руками перед собой)
Дай мне вёдрышко. (руками показывают ведрышко)
Чтобы детям погулять, (шаг на месте)
Чтоб теляткам поскакать, (прыжки на месте)
Нужно солнышко, (круговые движения ладоней перед собой
Колоколнышко! пальцы в стороны)
Воспитатель:
- Радуга настолько красивое природное явление, что кажется, будто прекрасная Фея волшебной кистью раскрасила небо в радужные цвета.
- Ребята, а вы хотите стать волшебниками, и научиться самостоятельно создавать радугу?
(Ответы детей)
- Я, Фея, могу вас этому научить. Наденьте волшебные фартуки и нарукавники, садитесь на свои места и слушайте меня внимательно.
Эксперимент «Личная радуга»
Воспитатель:
(напоминает о технике безопасности работы с водой и фонарем)
1. Чтобы увидеть радугу, наполните емкость водой (для каждого ребенка приготовлен стакан с водой).
2. На дно емкости положите зеркало.
3. Направьте на зеркало свет фонаря.
4. Отраженный свет нужно поймать на лист белого картона. На нем должна появиться радуга.
(речевая активизация детей)
- Видите, ребята. Оказывается луч света не бесцветный – он состоит из нескольких цветов. Когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части – в виде радуги.
- Ну что, вам понравился эксперимент? (ответы детей)
- А теперь я приглашаю вас в мою волшебную лабораторию, где я с вами поделюсь секретом создания радуги. Но эта радуга будет необычная, она будет находиться в стакане. Хотите посмотреть?
Воспитатель приглашает детей в импровизированную лабораторию, где приготовлены: емкость с водой, емкость с сахаром, пластиковые стаканчики (7 штук, пластиковые ложки (7 штук, пищевой краситель 7 цветов, стеклянный стакан)
Проводится эксперимент «Радуга в стакане» (Дети наблюдают и участвуют в происходящим сидя на стульчиках)
- Ребята радугу в стакане вы можете сделать дома с родителями. Для этого нам понадобится сахар, вода и красители.
- В первый стакан насыпаю 7 столовых ложек сахара, во 2-й – 6 столовых ложек сахара, в 3-й – 5, в 4-й – 4 и т. д. Затем добавляю в каждый стакан по 3 столовые ложки воды и перемешиваю, а теперь добавлю по несколько капель красителя в каждый стакан: красный в первый, оранжевый во второй и т. д.
- Аккуратно перемешаем жидкость в каждом стакане, а теперь самое интересное. Я беру ложку и аккуратно наливаю жидкость в следующем порядке: сначала красную, затем оранжевую, желтую, зеленую, голубую, синюю, фиолетовую. Наша радуга готова. За счет того, что мы положили разное количество сахара в воду, ее плотность изменилась, а это значит, жидкость между собой медленнее смешивается и остается многоцветной. Сколько цветов вы видите в моем стакане, назовите. Вы можете проделать этот эксперимент дома с родителями
Рефлексия
- Ребята, вам понравились наши волшебные эксперименты? Какое явление природы мы наблюдали? Что мы с вами сегодня делали? Из каких цветов состоит радуга?
Ответы детей.