Большакова Александра
Песочная арт-технология «Волшебная песочница» в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы на тему «Волшебная песочница» в группе детского сада (песочная арт-технология).
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира.
Именно поэтому можно использовать песок, проводя, развивающую, обучающую и коррекционную работу с детьми в условиях реализации требований ФГОС ДО.
Публикация «Песочная арт-технология „Волшебная песочница“ в группе детского сада» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Введение песочной технологии в педагогическую практику нашего детского сада осуществлялось в рамках реализации годовой задачи по применению здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Важным основанием для организации систематической работы с детьми стали результаты наблюдений воспитателей за детьми, результаты мониторинга развития детей и анализ обращения за помощью с определенным характером проблем к специалистам ДОУ: заниженный уровень речевого общения, трудности в коммуникативной сфере, поведенческие проблемы: агрессивность, импульсивность, неумение и нежелание уступать друг другу, быть терпимее и доброжелательней, повышенная двигательная активность или наоборот, быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности
педагогов ДОУ в области использования песочной
технологии в работе с детьми как одной из видов здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
- способствовать внедрению в практику работы педагогов песочной технологии, направленной на сохранение психологического здоровья дошкольников;
- познакомить педагогов с коррекционными, обучающими и развивающими играми с песком, направленными на стабилизацию психоэмоционального состояния детей; совершенствование и координацию движений, мелкой моторики; развитие сенсорно-перцептивной сферы и тактильно-кинестетической чувствительности; стимулирование познавательных интересов и расширение кругозора; формирование коммуникативных навыков, диалогической и монологической речи, разнообразие способов сотрудничества;
- организовать совместно с педагогами, детьми и родителями игровой уголок «Волшебный песок» в возрастных группах.
В рамках повышения психолого-педагогической компетентности
педагогов ДОУ были проведены:
Семинары-практикумы с элементами тренинга:
- «Песочная игровая технология как одна из форм сохранения психологического здоровья дошкольников.
- «Волшебная песочница в группе детского сада».
Практические консультации:
- «Организация игровых уголков в группе «Волшебная песочница»
- «Правила проведения коррекционных, обучающих и развивающих игр с песком с детьми 1,5-7 лет».
Мастер-класс для педагогов «Сказка в песочнице».
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей осуществлялось через:
Вовлечение родителей в совместную работу:
- подготовка оборудования, материалов и инструментов для песочных игр;
- обогащение предметно-развивающей среды.
Стендовая информация для родителей в группах и на официальном сайте ДОУ «Волшебная песочница» или развивающие игры с песком для детей от 1,5 до 7 лет, «Сказки для игр в песочнице», «Игры с песком, обучают, развивают, освобождают».
В возрастных группах были созданы игровые уголки «Волшебная песочница» с необходимыми атрибутами.
Содержание игрового уголка «Волшебная песочница» в возрастных группах :
1. Световые настольные панели для игр с песком.
2. Чистый прокаленный песок (с сертификатом от производителя).
3. Набор игрового материала:
лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы;
миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице;
бросовый материал: камешки, ракушки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т. д.
«коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. ( в набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые);
различные геометрические фигуры;
пластиковые или деревянные буквы, цифры;
природный материал - веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны и т. д.
В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин : люди, наземные животные, летающие животные, обитатели водного мира, жилища с мебелью, домашняя утварь, деревья и другие растения, объекты небесного пространства, транспортные средства, объекты среды обитания человека, предметы, связанные с верованиями человека, объекты ландшафта и естественной активности Земли, аксессуары, естественные природные предметы.
Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста
в рамках песочной технологии
1. Познавательно-исследовательская и практическая деятельность.
2. Игровая деятельность.
3. Художественно-творческая деятельность.
4. Словесные методы.
5. Наглядные методы.
Познавательно-исследовательская и практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки и т. д., элементы экспериментирования, наблюдения.
Художественно-творческая деятельность (рисование песком на световом планшете, поддоне, столе).
Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации).
Игры с песком разнообразны:
-Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения.
-Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира.
-Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.
-Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам.
Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).
Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
Играя на песке, педагоги включают сказочного персонажа «Песочную фею», от его лица ведется увлекательный рассказ, он загадывает загадки, приглашает в путешествия, в исследовательскую лабораторию, иногда обращается за помощью к детям. Он ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, поддерживает каждого из ребят.
Результаты нашей совместной работы:
• Воспитатели ДОУ активно используют песочную технологию как на РОД, в совместной деятельности с детьми, так и для самостоятельных играх и деятельности детей
• Игры с песком стали прекрасным средством для развития и саморазвития детей:
- стабилизировалось эмоциональное состояние и улучшилось самочувствие,
- хорошо развиваются познавательные процессы, дети быстрее осваивают буквы и цифры, усваивают понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года,
- формируются коммуникативные навыки, диалогическая и монологическая речь,
- постепенно укрепляется психологическое здоровье.
Список литературы:
1. Андреенко Т. А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. – СПб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
2. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб. : Издательство «Речь», 2008.
3. Журавлева Н. Н., Лебедева Л. В., Каушкаль О. Н. Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице». – М. : Центр педагогического образования, 2016.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. - СПб. : Издательство «Речь», 2010.
5. Федосеева М. А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2015.