Сяллинина Татьяна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная кисточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная кисточка»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная кисточка» имеет художественную направленность.
Новизна программы
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Волшебная кисточка“» размещена в разделах
Новизна программы в том, что занятия включают элементы традиционных и нетрадиционных способов и техник изображения. Ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Актуальность программы
Педагогическая целесообразность, практическая значимость
Цель и задачи программы :
Цель программы :
Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.
Задачи программы :
Образовательные:
1. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности.
2. Обучать основам создания разных художественных образов.
Развивающие:
3. Формировать практические навыки работы в различных видах изобразительной деятельности.
4. Развивать умения и навыки работы в различных изобразительных техниках.
5. Развивать мелкую моторику у детей.
Воспитательные:
6. Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
7. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что на применение комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству как традиционного, так и нетрадиционного. Процесс изобразительной деятельности строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов, при которой в процессе усвоения правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала.
Возраст детей
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная кисточка» предназначена для детей в возрасте 5-6 лет.
Сроки реализации программы
Срок освоения программы – 8 месяцев.
На полное освоение программы требуется 31 час, занятия проходят 1 раз в неделю.
Форма обучения – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 31 час. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: для детей 5-6 лет - 25 минут.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Срок реализации данной программы в МАДОУ «Детский сад №19 «Росинка» с детьми от 5 до 6 лет – 8 месяцев. Программа ориентирована на старший дошкольный возраст.
Особенности организации образовательного процесса
Набор осуществляется только из числа детей, посещающих дошкольную образовательную организацию. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп: 4 – 15 человек.
Возрастные и индивидуальные особенности детей в возрасте 5-6 лет
Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека, постепенно начинает осознавать связи и зависимости. Дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца важную работу. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета – светло красный и темно красный).
Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7-10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера.
Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым.
Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Память изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. Для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства.
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различным предметов и явлений.
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст, в котором ребенок овладевает продуктивным воображением, приобретает самостоятельность.
Образы воображения – создание и воплощение замысла – начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается ее замысел. Дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании. На шестом году жизни происходят важные изменения в развитии речи, правильное произношение звуков, способность удерживать в памяти большой объем информации. У ребенка развивается прогностическая функция мышления, способность предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий. Творческие проявления становятся более осознанными.
В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).
Возрастное естественнонаучное развитие детей в этом возрасте:
- проявляют интерес к наблюдению, эксперименту, самостоятельному решению творческих задач;
- определяют сезоны на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей;
- положительно относятся к взаимоконтролю, активно контролируют действия других детей и оценивают чужие результаты;
- проявляют способность к целеполаганию (цель, средства, способ достижения, результат, к обобщению;
Принципы отбора содержания:
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип доступности;
• принцип наглядности;
• принцип учёта возрастных особенностей детей;
• принцип сезонности: содержание занятий учитывает природные и климатические особенности местности в данный момент времени;
• принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний;
• принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы дети будут :
• самостоятельно использовать изобразительные материалы;
• владеть элементарными навыками изобразительной деятельности;
• ориентироваться на листе бумаги;
• правильно держать в руке карандаш и кисть;
• уметь пользоваться палитрой;
• иметь представление о симметрии на листе бумаге;
• уметь пользоваться формообразующими приемами работы с кистью;
• понимать творчество как средство передачи настроения;
Способы определения результативности
Для определения результативности программы проводится первичный мониторинг и итоговый мониторинг.
Первичный мониторинг проходит в форме беседы, наблюдения, анализа работ на первом занятии с целью выявления уровня развития изобразительных у детей.
Итоговый мониторинг проводится в конце года в форме открытого занятия, выставки в игровой форме.
Планируемые результаты Уровни достижения
Низкий Высокий
Самостоятельно использовать изобразительные материалы; Ребенок использует изобразительные материалы, но нужна помощь взрослого. Ребенок самостоятельно использует изобразительные материалы
Владеть элементарными навыками изобразительной деятельности Ребенок владеет элементарными изобразительными навыками, под руководством взрослого. Ребенок владеет элементарными изобразительными навыками
Ориентироваться на листе бумаги Ребенок с помощью взрослого
справляется с заданиями по ориентации на листе бумаги Ребенок справляется с заданиями по ориентации на листе бумаги
Правильно держать в руке карандаш и кисть Ребенок держит в руке карандаш и кисть правильно, но иногда требуется напоминание взрослого Ребенок держит в руке карандаш и кисть правильно
Уметь пользоваться палитрой Ребенок пользуется палитрой не осознавая итоговый результат Ребенок пользуется палитрой с четким представлением итогового результата
Иметь представление о симметрии на листе бумаге Изображает предметы на листе бумаги без учета симметрии Изображает предметы на листе бумаги симметрично
Уметь пользоваться формообразующими приемами работы с кистью Пользуется некоторыми формообразующими приемами работы с кистью Пользуется формообразующими приемами работы с кистью
Оценка мониторинга:
В-высокий уровень
Н-низкий
Формы подведения итогов реализации программы
Для оценки результативности освоения Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественно - эстетической направленности «Волшебная кисточка» применяются: выставки работ, анализ работ, наблюдение, практическое задание.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
1 Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
Раздел 1.
Введение в программу, мониторинг
1 «Разноцветная палитра»-мониторинг
беседа;
анализ работ;
наблюдение; рефлексия;
выставка
2 «Весенняя полянка: цветы и бабочка»-итоговый мониторинг
беседа;
анализ работ;
наблюдение; рефлексия;
выставка
Раздел 2.
Рисование методом «тычка
1 «Осень золото роняет» рассматривание репродукций, понятие о линии горизонта, использование метода «тычка» (гуашь)
2 «Спелые яблоки» учить детей наносить один слой краски на другой методом «тычка».
3 «Золотые березы» рисование методом «тычка» (акварель, гуашь)
4 «Ежик» Изображение животных, рисование методом «тычка» (акварель, гуашь)
Раздел 3.
Рисование животных техникой «по мокрому»
1 «Пестрые кошки» учить детей рисовать домашних животных гуашью по мокрому
2 «Маленький щенок» закреплять умение детей рисовать по мокрому.
Совершенствовать умение составлять композицию
3 «Пушистые одуванчики» освоение техники «сухой кистью», рисование с использованием трафарета
4 «Перо Жар-птицы» закреплять умение детей рисовать по мокрому.
Раздел 4.
Рисование акварелью и гуашью, смешанная техника
1 «Ветка рябины» рисование с натуры (карандаш, акварель, гуашь)
2 «Портрет мамы» рисование портрета (простой карандаш, акварель, гуашь)
3 «Ранняя весна» проработка формы (гуашь, акварель)
4 «Космос»/«Полет космического корабля к другим планетам»
Рисование по представлению: (Акварель, гуашь)
Раздел 5.
Рисование гуашью
1 «Лужи» Учить изображать явления природы, жесткой кистью
2 «Падает снег» формировать понятия передний план – задний план. (гуашь)
3 «Снегурочка» рисование белой краской по темному фону
4 «Подарок Деду Морозу» Учить рисовать портрет
5 «Зимний лес» закреплять умение рисовать природные явления (гуашь)
6 «Семья снеговиков» рисование целого из частей
7 «Лыжник» Рисование фигуры лыжника (костюм, поза, снаряжение)
8 «Снегирь на ветке» Поэтапное рисование (гуашь)
9 «Пингвины на льдине» Холодные цвета: синий, голубой, белый. (гуашь).
10 Дымковская игрушка «конь» Украшение дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.
11 «Папин (дедушкин) портрет» Рисование портрета по памяти. (гуашь)
12 Народные промыслы. «Фарфоровый чайник» Рисование натюрморта, и украшения чайника «Гжель». Расположение бутонов и розанов. Лист бумага в виде чайника.
13 В гостях у сказки «Рукавичка» Рисование сюжета, передача содержания
14 «Скворец у скворечника» Подбор цвета и рисование тонкими линиями. Свобода в выборе расположения объектов (гуашь)
15 «Птичий двор для цыплят» расположение композиции: прорисовывание мелких деталей. (гуашь, кисти белка и щетина)
16 «Букет сирени в вазе» проработка рисования вазы разной формы, отработка сочетания цвета в рисунке (простой карандаш, гуашь)
17 «Кролик» закреплять умение детей рисовать по мокрому.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ Режим деятельности Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Волшебная кисточка»
1 Начало учебного года 01 октября
2 Продолжительность учебного периода 31 учебная неделя
3 Продолжительность учебной недели 1 день
4 Периодичность учебных занятий 1 раз в неделю
5 Количество занятий в год 31 занятие
6 Количество часов всего 31 час
7 Окончание учебного года 30 мая
8 Период реализации программы 07.10.2022 – 30.05.2023
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(31 час, 1 час в неделю)
№ п/п Раздел, тема Цели и задачи Теория Практика
Октябрь
1 Раздел 1.
Введение в программу, мониторинг
«Разноцветная палитра» Анализ сформированности навыков изобразительной деятельности Изучение цветового спектра, объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания
2 Раздел 2.
Рисование методом «тычка»
«Осень золото роняет» Учить детей понятию линии горизонта, изображать природу методом «тычка» Рассматривание репродукций, понятие о линии горизонта, объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, изображение природы методом «тычка»
3 Раздел 2.
Рисование методом «тычка»
«Спелые яблоки» Учить детей наносить один слой краски на другой методом «тычка» Объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, нанесение одного слоя краски на другой методом «тычка»
4 Раздел 3.
Рисование животных техникой «по мокрому»
«Пестрые кошки» Учить детей рисовать животных гуашью по мокрому Объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, рисование по мокрому
Ноябрь
5 Раздел 3.
Рисование животных техникой «по мокрому»
«Маленький щенок» Закреплять умение детей рисовать по мокрому.
Совершенствовать умение составлять композицию Объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, рисование по мокрому
6 Раздел 4.
Рисование акварелью и гуашью, смешанная техника
«Ветка рябины» Учить рисовать с натуры (карандаш, акварель, гуашь) Объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, рисование с натуры
7 Раздел 2.
Рисование методом «тычка»
«Золотые березы» Учить детей изображать предметы методом «тычка» (акварель, гуашь)
Рассматривание репродукций, понятие о линии горизонта, объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, изображение природы методом «тычка»
8 Раздел 5.
Рисование гуашью
«Лужи» Учить изображать явления природы, жесткой кистью Наблюдение, Объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания
Декабрь
9 Раздел 5.
Рисование гуашью
«Падает снег» Формировать понятия передний план – задний план. (гуашь) Объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания
10 Раздел 5.
Рисование гуашью
«Снегурочка» Учить рисовать белой краской по темному фону Объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, рисование белой краской по темному фону
11 Раздел 5.
Рисование гуашью
«Подарок Деду Морозу» Учить рисовать портрет Объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, рисование по представлению
12 Раздел 5.
Рисование гуашью
«Зимний лес» Закреплять умение рисовать природные явления (гуашь) Объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, передача в рисунке явления природы
Январь
13 Раздел 5.
Рисование гуашью
«Семья снеговиков» Учить рисовать целые предметы из нескольких частей учитывая размер Объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, рисование целого из частей
14 Раздел 5.
Рисование гуашью
«Лыжник» Учить рисовать фигуру лыжника (костюм, поза, снаряжение) Рассматривание иллюстраций, объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, рисование фигуры лыжника
15 Раздел 5.
Рисование гуашью
«Снегирь на ветке» Совершенствовать навыки поэтапного рисования (гуашь) Объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, поэтапное рисование
16 Раздел 5.
Рисование гуашью
«Пингвины на льдине»
Учить рисовать птиц в одной цветовой гамме Холодные цвета: синий, голубой, белый. (гуашь). Рассматривание иллюстраций, объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, рисование птиц в одной цветовой гамме
Февраль
17 Раздел 5.
Рисование гуашью
Дымковская игрушка «конь» Развивать умение передавать колорит узора. Рассматривание иллюстраций, объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, украшение дымковским узором фигурки.
18 Раздел 5.
Рисование гуашью
«Папин (дедушкин) портрет»
Учить рисовать портрет объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, Рисование портрета по памяти. (гуашь)
19 Раздел 5.
Рисование гуашью
Народные промыслы. «Фарфоровый чайник»
Учить рисовать узоры формообразующими приемами работы с кистью Рассматривание иллюстраций, объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, рисование натюрморта, и украшения чайника «Гжель».
20 Раздел 5.
Рисование гуашью
В гостях у сказки «Рукавичка» Учить рисовать сюжет, передавать содержание Рассматривание иллюстраций, объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, Подбор цвета, расположение объектов
Март
21 Раздел 4.
Рисование акварелью и гуашью, смешанная техника
«Портрет мамы» Учить рисовать портрет (простой карандаш, акварель, гуашь) (гуашь, акварель) Объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, рисование по памяти
22 Раздел 4.
Рисование акварелью и гуашью, смешанная техника
«Ранняя весна» Развивать проработку формы (гуашь, акварель) Объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, рисование с проработкой формы
23 Раздел 5.
Рисование гуашью
«Скворец у скворечника» Продолжать изображать птиц, рисовать тонкими линиями Рассматривание иллюстраций, объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, Подбор цвета и рисование тонкими линиями.
24 Раздел 5.
Рисование гуашью
«Птичий двор для цыплят» Продолжать учить располагать композицию, прорисовывать мелкие деталей. Рассматривание иллюстраций, объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, расположение композиции, прорисовка мелких деталей.
Апрель
25 Раздел 4.
Рисование акварелью и гуашью, смешанная техника
«Космос»/«Полет космического корабля к другим планетам»
Рисование по представлению: (Акварель, гуашь) Беседа, объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, рисование смешанной техникой
26 Раздел 5.
Рисование гуашью
«Букет сирени в вазе» Продолжать учить рисовать предметы разной формы, сочетать цвет в рисунке Рассматривание иллюстраций, объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, рисование вазы разной формы, отработка сочетания цвета в рисунке
27 Раздел 3.
Рисование животных техникой «по мокрому»
«Кролик» Закреплять умение детей рисовать по мокрому. Объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, рисование по мокрому
28 Раздел 2.
Рисование методом «тычка»
«Ежик» Учить изображать животных методом «тычка» (акварель, гуашь) Рассматривание репродукций, понятие о линии горизонта, объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, изображение природы методом «тычка»
Май
29 Раздел 5.
Рисование гуашью
«Пушистые одуванчики» Закреплять умение детей рисовать с использованием трафарета и сухой кистью Рассматривание иллюстраций, объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, освоение техники «сухой кистью», рисование с использованием трафарета
30 Раздел 3.
Рисование животных техникой «по мокрому»
«Перо Жар-птицы» Закреплять умение детей рисовать по мокрому. Объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, рисование по мокрому
31 Раздел 1.
Введение в программу, мониторинг
«Весенняя полянка: цветы и бабочка»-итоговый мониторинг Анализ сформированности навыков изобразительной деятельности Объяснение способов и приемов изображения Выполнение практического задания, выставка работ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Организационно-педагогические условия реализации программы
Качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Волшебная кисточка» обеспечивается за счет:
доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания программы;
наличия комфортной развивающей образовательной среды; наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного материала;
применение современных педагогических технологий.
Материально-технические условия реализации программы
В наличии столы и стулья для детей в соответствиис ростом дошкольников, шкафы и стеллажи для хранения дидактических, наглядных пособий.
Детские работы в начале демонстрируются на стенде в группе, а после полного высыхания попадают в распоряжение детей или на выставку. Они могут хранить их в индивидуальных папках, забрать домой или оставлять в группе.
Предметные и сюжетные картинки, иллюстрации к книгам, картины разных художников на разные темы (наглядный материал для занятий).
Демонстрационный комплекс, включающий в себя: мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер; принтер черно-белый и цветной; бумага офисная белая и цветная, бумага альбомная, ножницы с закругленными концами, линейки, простые и цветные карандаши, точилки, краски (гуашь и акварель, кисти, емкости для воды, клеенка на столы;
Методы, в основе которых располагается уровень деятельности детей:
Приёмы и методы.
• Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
• Практические – упражнения, игр методы.
• Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово.
педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение,
пояснение, пед. оценка.
• Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ
образца. показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Для эффективной реализации программы используются современные образовательные технологии:
личностно-ориентированное обучение;
здоровьесберегающие технологии;
информационно-коммуникационные технологии;
коллективная творческая деятельность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
2. Конституция РФ.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Федеральный Закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Литература для педагогов:
1. Алексеевская Н. А. Карандашик озорной. – М. : Лист, 1999.
2. Конощук С. И. Фантазии круглый год: Пособие для педагогических коллективов детских садов, студентов, родителей. - М: Обруч, СПб. : Образовательные проекты, 2011.
3. Копцева Т. А. «Природа и художник», М., 2008
4. Лубковска К., Згрыхова И. Сделаем это сами: Пособие для воспитателя
5. детского сада. М. : Просвещение
6. Цвитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2011.
7. Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», М., 2003
8. Савельева Н. М. В мире красок. Программа дополнительного образования. От 5 до 6 лет.