Ирина Никитушкина
Исследовательская работа учащихся 9 класса «Война сквозь объектив…»
▼ Скачать + Заказать документы
«Война сквозь объектив…»
(один из лучших кинолетописцев Великой Отечественной войны Н. П. Киселёв – наш земляк)
Работу выполнили :
Маслова Светлана,
Трутаева Юлия,
Ястребов Ростислав,
9 класс ГБОУ СОШ № 1
г. Похвистнево Самарская область
Руководитель:
Никитушкина Ирина Петровна,
учитель истории
Введение
Публикация «Исследовательская работа учащихся 9 класса „Война сквозь объектив…“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Школьные уроки и сценарии к 9 мая
- Исследовательская деятельность
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
Летописцы всегда интересны людям, "помнящим родство". В День Победы хочется вспомнить о летописцах Великой Отечественной войны - фронтовых кинооператорах.
Кинолетопись войны, не исчерпанная и по сей день сокровищница исторических материалов - это более трех с половиной миллионов метров отснятой пленки. Практически все материалы хроники: фронтовые репортажи, очерки, портретные зарисовки – выходили в виде отдельных сюжетов «Союзкиножурнала» периодичностью два раза в месяц. За четыре года войны на Центральной студии кинохроники (с 1944-года – ЦСДФ) было выпущено 400 номеров "Союзкиножурнала", 65 выпусков "Новостей дня", 24 фронтовых киновыпуска, 67 тематических короткометражных документальных лент и 44 документальных полнометражных фильмов. Фонд был организован и снят Центральной студией документальных фильмов (ЦСДФ, единственной киностудией, награжденной боевым орденом Красного Знамени. С первого дня войны ЦСДФ начала создавать мобильные фронтовые киногруппы. 252 кинооператора 1418 суток снимали войну. Погиб каждый пятый, ранен или контужен каждый второй.
Проблема:
Кто же не знает, что Куйбышев во время войны был запасной столицей. Что сюда приехало всё советское правительство, кроме Сталина. Что здесь лучшие особняки были отданы под дипломатические миссии. Что к нам были эвакуированы десятки военных заводов вместе со своими трудовыми коллективами. Что именно на нашу сцену была «десантирована» труппа Большого театра.
Но есть ещё одна страница этой эпопеи военной поры, о которой мало кому известно. К нам прибыл из Москвы и коллектив Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). Столичных коллег приняла Куйбышевская студия кинохроники – одна из старейших студий документального кино в России. Столичные и местные кинооператоры стали одним коллективом. Фамилии фронтовых операторов, запечатлевших события Великой Отечественной войны, почти не упоминаются.
Николай Порфирьевич Киселёв – один из лучших кинолетописцев Великой Отечественной войны - наш земляк.
Актуальность:
Наше поколение должно интересоваться историей своих предков. Это самое малое, что мы можем сделать для них, ведь они – живая история, о которой мы должны помнить и заботиться.
Скупы фильмы про фронтовых кинооператоров времён Великой Отечественной войны. Скудна информация и в Википедии. Но без этих летописцев войны не было бы реальности, и не дошла бы до нас, отдалённых от тех яростных сражений более чем 70 годами, вся правда - горькая и героическая.
«Слова врут, документальное изображение — никогда», — сказал как-то Жан-Люк Годар. О Второй мировой войне сказаны миллионы слов, но ее истинный образ создавался не постфактум, а прямо на месте — силами командированных на фронт кинооператоров и фотографов. Именно их глазами мы видим Великую Отечественную, когда смотрим черно-белую военную хронику или просто пытаемся представить себе ту эпоху. Работы кинооператоров помогают нам понять, почувствовать и узнать правду о войне, раскрыть истинный смысл происходящего в современном мире.
Эти люди были особенными потому, что у них было возвышенное отношение к человеку, которого они снимали. Они создавали летопись подвига. И не важно, кто был их героем – военачальник или простой солдат. Куйбышевские кинооператоры во время Великой Отечественной войны сняли кадры, вошедшие в золотой фонд кинолетописи нашей страны: в документальный фильм «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма, вышедший на экраны в 1965 году. Они легли в основу снятой Романом Карменом 20-серийной эпопеи «Великая Отечественная». Вышедшая на экраны в 1978 году, она в английском варианте называлась «Неизвестная война» и стала настоящим откровением для западного зрителя, почти ничего не знавшего о подвиге нашего народа, внесшего неоценимый вклад в борьбу с нацизмом. Эти два фильма, как огромное лоскутное одеяло, сшитое из кадров, отснятых всеми фронтовыми кинооператорами.
Цель исследования :
Оформить и выпустить фотоальбом «Война сквозь объектив…», основанный на архивных данных, воспоминаниях В. Э. Томберга -напарника по съёмкам, воспоминаниях родственников Н. Киселёва.
Для достижения поставленной цели были определены следующие
Задачи:
• изучить литературу об участии военных кинооператоров в Великой Отечественной войне, их вклад в достижение победы;
• установить контакты с дочерью и внуком Николая Киселёва, чтобы ознакомиться с документами семейного архива, а также с киноведом В. И. Мордвиновой, которая была связана с Куйбышевской студией кинохроники более пятидесяти лет и лично знала многих кинооператоров-фронтовиков;
• подобрать фотографии и другие архивные документы для создания фотоальбома;
• выпустить фотоальбом «Война сквозь объектив…»
Методы исследования
Теоретические:
1. Анализ различных источников информации, связанных с историей Великой Отечественной войны;
2. Наблюдение исторических событий в период Великой Отечественной войны на основе документов сайтов, записей личных дневников кинооператоров, воспоминаний напарников по киносъёмкам.
3. Моделирование страниц фотоальбома.
Практические:
• Работа с материалами газет, выдержками из мемуарной литературы, выписками из личного дневника Н. Киселёва и дневника напарника по киносъёмкам – В. Э. Томберга, анализ найденного материала;
• Личная встреча с дочерью Николая Порфирьевича Людмилой Николаевной, внуком Михаилом, киноведом В. И. Мордвиновой, которая лично знала многих куйбышевских кинооператоров и сама работала в этой студии кинохроники.
• Написание исследовательской работы – оформление фотоальбома о боевом пути военного кинооператора Н. П. Киселёва.
Теоретическая и практическая значимость исследования :
Идут годы. Меняется жизнь. Меняемся мы. Сегодняшнее поколение молодёжи – уже правнуки солдат Великой Отечественной войны. У времени своя память – история. И поэтому мир ни когда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи. Мы обязаны помнить. В этом и есть значимость нашего проекта – сохранить память о военных кинооператорах.
Выводы:
Реализовывая на практике макет создания информационного издания, мы:
• нашли необходимую информацию об участии кинооператоров – наших земляков в Великой Отечественной войне;
• нашли родственников Н. П. Киселёва – дочь Людмилу Николаевну, внука Михаила и киноведа Веру Ивановну Мордвинову, которая была связана с Куйбышевской студией кинохроники более пятидесяти лет и лично знала многих кинооператоров-фронтовиков;
• продумали дизайн и наполнение страниц информационного издания – фотоальбома «Война сквозь объектив…», выпустили фотоальбом.
Поставленная нами в начале работы цель – ознакомить общественность с уникальными фактами участия кинооператоров в Великой Отечественной войне – полностью достигнута. Мы изучили историю жизни и боевого пути Н. П. Киселёва и выявили его вклад в дело Победы. Полученную информацию довели до сведения учащихся и педагогов школы, получив положительные отзывы о проделанной работе. Фотоальбом и материалы своего исследования с фотографиями и комментариями мы передали в школьный Музей Боевой Славы.
Глава 1. Они снимали «За Родину!»
Фронтовые кинооператоры Великой Отечественной войны — летописцы, хроникёры войны. От них требовалась особая выдержка, хладнокровие, смелость, поскольку снимали зачастую в самых горячих местах: в наступлении, на плацдармах, в партизанских отрядах. Фронтовые операторы не стреляли без необходимости и не бросали гранат, но находились на передовой вместе с солдатами, работали обычно парами.
Операторы были информированными участниками войны, вхожими на командные пункты всех уровней, даже к командующим фронтами, и посвященными в секрет-час наступления.
К месту съемок операторы выезжали на прикрепленном к ним автомобиле, чаще всего это была «полуторка» (ГАЗ-ММ) с фанерной будкой в кузове, где шофёр выполнял функции повара и завхоза одновременно. Будка была сконструирована в виде купе, где кроме спальных мест находилась печка, хранилась кинопленка, аппаратура, продовольствие и горючее.
Рабочий материал доставлялся в Москву с самыми привилегированными оказиями. Некоторые командиры возражали против напористой нагловатости кинооператоров, но чаще их старались беречь, просили рисковать в меру и не лезть в самое пекло. Точка съемки, ракурс, момент включения камеры и другие важные моменты творческого решения кадра выбирались в скоростном режиме. На войне это называлось "арифметикой", а сейчас фронтового оператора можно сравнить с компьютером. Непростой "арифметики" требовала камера "Аймо", которая стала главной героиней всех операторских мемуаров. Кассета вмещала всего тридцать метров - одну минуту экранного зрелища. Очень сложной была частая перезарядка в боевых условиях, сложным был, например, расчет времени полета бомбы и ее взрыва на земле - заснять все на одной кассете не всегда удавалось. "Аймо" заводилась вручную, почти как патефон, и работала безотказно. Очевидно, следует напомнить, что три с половиной миллиона метров кинолетописи складывались в основном из тридцатиметровых кусков пленки. Количество вложенного труда можно только вообразить.
Если бы состоялся просмотр всего снятого, то этот киносеанс длился бы без перерыва более ста суток. Первые же фронтовые кадры показали, как сложно снять даже небольшой бой местного значения. И не только потому, что от операторов требовалась особая выдержка, хладнокровие и смелость. Нужно было ещё особое профессиональное мастерство, умение ориентироваться в нелёгкой обстановке фронта.
Много лет спустя, когда Америка увидела фильм «Неизвестная война» фронтового оператора Романа Кармена, газета «Стар» написала: «Ни одна картина не смогла передать так мощно и так живо всю разрушительность войны. Этот фильм в изображении борющейся России не имеет себе равных. Кадры, снятые непосредственно на полях сражения мужественными кинооператорами, шедшими в первых рядах и бесстрашно делавшими свое огромное важное дело, выходят по своему значению далеко за пределы исторической хроники».
Кинооператоры работали парами : один снимал более крупные планы, другой – общие. Каждой паре операторов давали грузовик с печкой-буржуйкой и тремя спальными местами. Тут же хранилась аппаратура и плёнка. Если один из операторов погибал или был ранен, второй продолжал работать. Киноаппарат был их визитной карточкой. Вели они съёмки и на фронтовых позициях, и на боевых кораблях, и сами участвовали в боевых операциях. Хотя поначалу работы у операторов было не так уж и много. Но не только смертельная опасность подстерегала оператора во время съёмок. Большие сложности возникали и по техническим причинам. Кассета кинокамеры «Аймо», с которой работали кинодокументалисты, вмещала всего 30 метров плёнки, поэтому, отсняв их, надо было её перезарядить. В походных условиях для этого существовал тёмный мешок и специальные чёрные рукава. И не дай Бог, если в момент перезарядки на плёнку попадёт соринка! При проявке материал сразу шёл в брак
Глава 2. Наш долг – сохранить о них память
Николай Порфирьевич Киселёв (1912 – 1974)
В те годы в Куйбышеве работали легендарные операторы – Николай Киселёв, Александр Казначеев, Василий Косицын, Николай Голубев и многие другие.
«Все фронтовые бригады уходили на передовую именно с улицы Молодогвардейская, 66, - рассказывает киновед Вера Ивановна Мордвинова, которая была связана с Куйбышевской студией кинохроники более пятидесяти лет и лично знала многих кинооператоров-фронтовиков. На студии из сюжетов, которые приходили от кинооператоров со всех фронтов, монтировали знаменитые боевые киносборники, здесь же делали их копии, которые расходились по всей стране и демонстрировались в городских кинозалах и маленьких сельских клубах. Именно отсюда особой почтой за рубеж уходил киножурнал «Советский Союз», и мир узнавал правду о ходе Великой Отечественной войны».
Если бы было решено соорудить памятник фронтовым кинооператорам, наверное, его следовало бы изобразить так: человек с поднятым над головой киноаппаратом на фоне Бранденбургских ворот. Именно таким был запечатлён 3 мая 1945 года Николай Порфирьевич Киселёв – один из лучших кинолетописцев Великой Отечественной войны. Наш земляк.
В трудовой книжке оператора Николая Порфирьевича были всего две записи: пришёл на Куйбышевскую студию кинохроники в 1938 году, а в 1972-м ушёл, проработав на этой студии три с половиной десятка лет.
Николай Порфирьевич Киселёв родился в Туле в 1912 году. В семнадцать лет устроился киномехаником в местный клуб. В 1937 году окончил операторское отделение ВГИКа, после чего был направлен в Куйбышевскую студию кинохроники. В период с 1941-1943 годы Николай Киселёв снимал трудовые подвиги в Поволжье, именно он запечатлел на плё нку знаменитый парад 7 ноября 1941 года на площади Куйбышева: серьезные лица стоящих на трибуне членов правительства, суровые черты солдат, уходящих с парада на фронт. Никто в тот день не знал, что будет со страной через неделю, через месяц. Устоит ли под натиском фашистов Москва, хватит ли Красной Армии оружия, танков, самолетов. Принимавшая участие в параде далеко не новая военная техника лишь усиливала трагизм положения. Но запечатленные на киноленте лица волжан выражали непреклонную веру в Победу. С первых дней войны Николай Порфирьевич рвался на фронт, на передовую, просился на съёмку боевых эпизодов. «Могу снимать в любых обстоятельствах», - говорил он в военкомате. И в 1943 году ушёл на фронт. А перед этим он успел снять фильм о создании в Бузулуке чехословацкой воинской части, и снимал кинохронику о трудовых буднях в Поволжье. На фронте Киселёв получил камеру «Аймо», которой очень дорожил и не расставался с ней до самой Победы.
В составе 5-ой ударной армии побывал в Белоруссии, Польше, Германии. Добрая половина документального кино создана с помощью Куйбышевского кинооператора Николая Порфирьевича Киселёва. Он снимал форсирование реки Одер, подробно запечатлел штурм Берлина, взятие рейхстага и рейхсканцелярии. Фильмы «Освобождение Советской Белоруссии», «От Вислы до Одера», «Освобождение Варшавы», а также кадры о подписании акта о капитуляции Германии из фильмов режиссёра Романа Кармена вошли в золотой фонд кинолетописи Великой Отечественной войны. После Победы Николай Порфирьевич ещё год проработал в освобождённой Германии, а затем вернулся в Куйбышев.
Мы встретились с родственниками легендарного кинооператора – дочерью Людмилой Николаевной и внуком Михаилом. Людмила Николаевна и Михаил показали нам пачку семейных фото. Сохранились и фронтовые дневники Николая Порфирьевича, к которым в семье Киселёвых относятся очень трепетно.
«Послевоенные записи отца начинаю читать и плачу, - говорит Людмила Николаевна, - а уж военный дневник даже открывать страшно!». Пару военных историй о Николае Порфирьевиче родные всё-таки рассекретили. Оказывается, во время взятия Берлина Киселёв спас от бомбёжки знаменитую актрису Марику Рекк. Она была главной звездой гитлеровского кино и фильм «Девушка моей мечты» с её участием фашистское руководство смотрело в бункере до самого последнего дня. Во время взятия Берлина актриса спасалась в бомбоубежище. Тогда же, при освобождении простых жителей из бомбоубежища кинооператор случайно встретил немецкую кинозвезду. «Мой папа всегда был поклонником красивых женщин, - вспоминает Людмила Николаевна, - он её сразу узнал. Марика из развалин выбралась вовсе не такой роскошной красавицей, как на экране. Она была чумазенькая, закутана в платок. Отец любезно подал ей руку, актриса в ответ достала из сумочки открытку и дрожащей рукой отдала отцу».
Отвоёванные территории тщательно проверялись советскими войсками. Зачистку подвальных помещений фиксировал киноаппарат Киселёва. Николаю Порфирьевичу принадлежат уникальные кадры, как гитлеровца в пилотке за шкирку вытаскивают из канализационного люка. Это видео обошло весь мир. Ещё одна семейная реликвия – приёмник из кабинета Геринга, подаренный Киселёву руководством 5-ой ударной армии. Он, кстати, прекрасно до сих пор работает. Из других военных трофеев имеется ещё американский киноаппарат со штативом, генеральский бинокль и фен. Аппарат для сушки волос, кстати, был настоящей диковинкой после войны, но до сих пор удивляет хозяев исправной работой.
«Для него, как и для многих фронтовиков – война была счастливым временем, - вспоминает дочь знаменитого кинооператора, - они имели в душе цель и идею, испытали счастье преодоления кошмара, и радость вернуться домой к родным и мирному труду. Отец всегда на 9 мая плакал. Медали и ордена аккуратно начищал до блеска специальной пастой и надевал в первых числах мая, после ходил с ними весь месяц».
Николай Порфирьевич был единственным кинооператором в Поволжье, кому доверили снимать подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии. Его бывший коллега и друг по Куйбышевской студии кинохроники Борис Кожин дословно помнит эту легендарную байку. Когда кинодокументалисты собирались на студии накануне 9 мая, застолье всегда начиналось одинаково: «А сейчас Николай Порфирьевич расскажет, как он снимал…», - улыбается Борис Кожин. И Николай Порфирьевич торжественно начинал: «Вот вы надо мной смеетесь, а дело было так. Акт о безоговорочной капитуляции был подписан 8 мая 1945 года в городе Карлхорст. Там были десятки кинооператоров! И наших, и иностранных. Мы загораживали друг другу обзор. Поэтому скандалили, лупили друг друга. Помню, нас начинают успокаивать, мы, наконец, все встали и начали снимать историческое событие. Нельзя было передать наше настроение, ведь это же день Победы!» – обычно всегда на этих словах глаза кинооператора наполнялись слезами. «Киселёв порой рассказывал такое, продолжал Борис Кожин, чего не написано ни в одной книге, рассказывал так, как могли рассказывать только очевидцы и участники этих событий».
Николаю Порфирьевичу довелось дойти до Берлина, участвовать в съемках Потсдамской конференции. Он не только снимал, но и вел фронтовые дневники. Вот некоторые выдержки из них.
«25 апреля. Снимал штурм Берлина. Только изготовился к съемке — вижу, к передовой идет мальчик с пустым ведром. Просит немножко воды для больной матери. Отдали всю, хотя в Берлине с водой очень плохо. Попросили мальчика проводить поближе к передовой. Через сгоревшие магазины он провел нас вплотную к баррикаде. Никогда еще с такого близкого расстояния не снимал остервенелого вооруженного врага…».
«26 апреля. Снимал обстрел центра Берлина. Во время съемки в гаубицу крупного калибра попала вражеская мина. С горечью в душе снял убитых артиллеристов».
«3 мая. Съемки у Бранденбургских ворот. Всеобщее ликование. Встретили американских кинооператоров. Снимал опознанный труп Геббельса».
«8 мая мне довелось снимать событие, поставившее логическую точку в Великой Отечественной войне, в разгроме фашизма – подписание капитуляции. Утром этого дня я по распоряжению члена военного совета армии, генерал лейтенанта Бокова, отправился на Темпельхофский аэродром. Мне было сказано, что предстоит очень важное мероприятие. Оказалось, что это и было приготовление к подписанию капитуляции. На аэродроме мы снимали прибытие военных делегаций союзников. Не оставили без внимания и представителей гитлеровского командования во главе с фельдмаршалом Кейтелем. Когда я снимал Кейтеля в машине, читающего декларацию о капитуляции, видно было, что ему очень не хочется заполучить всемирную «известность» такого рода. Но что делать? За преступления перед человечеством и перед своим немецким народом надо расплачиваться. Как происходило подписание капитуляции в зале военно-инженерного училища в Карлхорсте, какую войну за место, с которого можно было сделать интересный кадр, устроили фото и кинокорреспонденты разных стран, об этом писали много! Все экраны мира обошли наши снятые советские кинооператорские кадры!».
Отвоёванные территории в Берлине тщательно проверялись советскими войсками. Зачистки подвальных помещений фиксировал киноаппарат Киселёва.
Тысячи метров кинопленки он отснял на дорогах войны. Самые ответственные съемки доверяли именно ему, Киселёву.
А потом, вернувшись, домой и, продолжив работать на любимой студии кинохроники, Николай Порфирьевич был специальным корреспондентом строительства Жигулёвской ГЭС, строительства новых самарских заводов и фабрик, детских садов и школ. За фильм «Куйбышевский гидроузел» он был награждён дипломом международного кинофестиваля документальных фильмов в ГДР. Преданный своему делу, Николай Порфирьевич не расставался с кинокамерой до последних дней. Преподавал в клубе кинолюбителя Куйбышевского политехнического института и воспитал целое поколение молодых операторов Куйбышевской кинохроники.
Он умер в 1974 году. В музее истории войск Краснознаменного Приволжского округа хранится пропуск на трибуну, выданный ему для съемки военного парада в Куйбышеве 7 ноября 1941 года. Этот пропуск помог Николаю Порфирьевичу стать полноправным членом славного немногочисленного отряда советских фронтовых кинооператоров. Он стал для него пропуском в бессмертие.
Заключение:
Военные кинооператоры и фотокорреспонденты вместе со всей страной выдержали все невзгоды Великой Отечественной войны. Их вклад в победу над врагом огромен. За работой военных кинооператоров и фотокорреспондентов стояли дни и ночи войны, обороны и наступления, передний край и партизанский тыл, оставленные и вновь взятые города, освобожденные столицы Европы, поля сражений и фронтовые дороги. Если бы военные корреспонденты не были бы свидетелями и непосредственными участниками нашего отступления на восток страны, остановки на Волге, самой первой победы под Москвой, и переломного 43 года страна никогда бы не смогла понять, какой ценой досталась победа. Их работа была сродни подвигу рядового солдата, если этого требовала боевая обстановка операторы и фотографы с оружием в руках становились плечом к плечу с солдатами. За годы войны 14 боевых журналистов были удостоены звания Героя Советского Союза. Эти люди с блокнотами и фотокамерами сполна заплатили своими жизнями за то что бы знамя нашей победы поднялось над поверженным врагом.