Елена Васильева
Исследовательская работа по русскому языку учащейся 5 класса «Лексика современного подростка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы : проанализировать речь современного подростка, а также речь учащихся нашей школы.
Задачи исследования : 1. Определить содержание понятия «жаргон». 2. Проследить источники образования и причины использования жаргонизмов. 3. Определить группы жаргонизмов. 4. Провести анкетирование учащихся, чтобы выделить круг наиболее употребительных жаргонных слов, частотность и причины их употребления школьниками. 5. Составить словарь молодёжного жаргона, который включает в себя жаргонизмы, наиболее употребляемые подростками нашей школы, и дать лексическое значение каждого жаргонизма.
Публикация «Исследовательская работа по русскому языку учащейся 5 класса „Лексика современного подростка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Гипотеза исследования : Отношение к жаргонной лексике должно быть отрицательным, так как она обедняет наш язык.
Использованные методы исследования : 1. Обзор литературы. 2. Проведение анкетирования. 3. Наблюдение. 4. Анализ анкет.
Лев Толстой писал: «Язык – душа нации». Самая естественная форма употребления языка – народная речь. Каждому человеку важно, чтобы собеседник его понял, чтобы не смеялся над ним, признал своим.
Наша лексика состоит из двух групп:
1. Общеупотребительные слова (они понятны большей части народа)
2. Необщеупотребительные слова (они свойственны определенным социальным группам)
Ко II группе, т. е. к необщеупотребительным словам, относятся жаргонизмы. Жаргонизмы – это слова из жаргона, а жаргон – речь какой–нибудь социальной или иной объединённой общими интересами группы, содержащей много отличных от общего языка условных слов и выражений. Например, жаргон торговцев, воровской жаргон. Такое определение дает этим терминам толковый Словарь русского языка С. И. Ожегова. Меня заинтересовал сам факт наличия в нашем языке таких слов, которые считаются грубыми, вульгарными и далеко не литературными. Часто ли мы употребляем такие слова? Можно ли от них избавиться? Вот вопросы, на которые я хотел найти ответ.
Итак, жаргонизмы – это слова искусственного языка, понятного лишь определённому кругу людей, связанных между собой общими целями и интересами.
Жаргон делится на множество групп, каждой из которых присущи те или иные особенности.
Например: 1. Армейский жаргон: дембель, дед, салага, черпак,сундук (боцман). 2. Спортивный жаргон: Спартачи, финтить 3. Жаргон людей, связанных с музыкальной средой: музон, фанера 4. Жаргон байкеров: Косуха, харлей. и т. д.
Школьный жаргон можно отнести к молодёжному жаргону.
Исследования свидетельствуют о том, что носителями молодёжного жаргона сейчас являются лица от 6-7 (со времен начала учёбы в школы).
С точки зрения экспрессии, на мой взгляд, среди жаргонизмов, употребляемых школьниками, можно выделить группы:
1. Нейтральные: прикид, ящик, телик, комп, компик, сотик, сотыга, топить, засыпать, схлопотать пару, шпоры, плавать (это чаще имена существительные)
2. С юмором: хвост, махачка, батя, маман, в натуре
3. Грубые: обалдуй, жрать, кочан, лох, придурок, чмо, шмыга.
Последние в свою очередь характеризуют человеческие качества и являются оскорбительными. Поэтому их употребление должно быть строго ограниченным.
Также можно распределить жаргонизмы по группам.
1. Наименование людей по родству: предки, шнурки, братуха, сеструха, папан, маман.
2. Названия бытовой техники: телик, комп, сотик, сотыга, ящик, труба, дивидюк.
3. Оценка качеств характера: лох, тормоз, шестерка, стукач, редиска, чмо, бич, мышь, овца, дятел, козел.
4. Оценка качества дейсвий: клёво, прикольно, круто, ништяк, офигенно, угарно, отстойно, беспантово, лажово.
Какие же факторы влияют на появление жаргонов? В первую очередь, развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий (мыло – e-mail; блохи – ошибки в программе и тд., современная музыкальная культура (свежак – новая музыка; название действий музыкантов – сбацатьитд., хобби и увлечения молодых людей (финтовать-играть в футбол, гонять финты).
А вот три основные причины, по моему мнению, употребления жаргонов молодежью. 1) Стремление молодых людей находиться с теми, кто тебя понимает. 2)Желание обособиться от остальной, взрослой части общества. 3)Дань возрасту, моде
Итак, я провела лингвистические исследования речи школьников. Цель анкетирования: 1) определить круг наиболее часто употребляемых жаргонизмов в речи; 2) определить мотивы употребления жаргонизмов в речи; 3) определить отношение школьников к жаргонным словам, употребляемым ими в собственной речи; 4) выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов.
Первая анкета.
1) Употребляете ли вы жаргонизмы?
2) Почему:
- хотите лучше выразить свои мыcли;
- не хотите отличаться от сверстников;
- боитесь быть осмеянным другими;
- не можете заменить жаргонизмы литературными словами;
- другие варианты.
3) Какие жаргонизмы Вы чаще всего употребляете?
4) Как Вы считаете в результате речь становится…
- лучше;
- хуже;
- затрудняюсь ответить
Всего было опрошено 50 человек: 100% используют жаргонные слова.
На вопрос: «Почему Вы их используете?» 15 человек (30%) ответили, что не хотят отличаться от сверстников, 28 человек (56 %) – хотят лучше и точнее выразить свои мысли, 5 человек (10 %) – не могут заменить жаргонизмы литературными словами и 2 человека (4 %) боятся быть осмеянными сверстниками.
Следующий вопрос: «Какие жаргонизмы Вы чаще всего употребляете?»
Я выбрала 44 жаргонизма, наиболее употребляемые подростками нашей школы.
Классный, клёвый- хороший,
Зашибись – хорошо или плохо (в зависимости по ситуации,
Круто, клево – хорошо,
Заколебать – надоесть,
Офонареть, офигеть, очуметь – удивиться,
Базарить – говорить,
Училка – учительница,
Стучать – рассказать что-то тайное,
Зубрить – выучить наизусть,
Борзеть – наглеть, мочить,
Бабки, капуста – деньги,
Дибилоид – неумный человек,
Комп – компьютер,
Клава – клавиатура,
Чмо – неприятный человек,
Чувак – парень,
Предки, шнурки – родители,
Хавчик – еда,
Накосячить – сделать ошибку,
Гнать – врать,
Отстой – плохо,
Прикольно – смешно,
Фигня – ерунда,
Фиолетово – все равно,
Наехать – угрожать,
Кинуть – обмануть,
Хайп - шумиха, ажиотаж,
Хейтер — недруг,
Чилить – отдыхать, ничего не делать,
Изи - легко, полегче,
Агриться – злиться, раздражаться,
Зашквар – позор, бред или что-то немодное,
Го – идём, давай,
Жиза — жизненно,
Шазамить — определить песню,
Гамать — играть,
Юзать — пользоваться,
Стримить — передавать данные (видео, звук) в реальном времени,
Ава – аватарка, картинка под именем пользователя,
Паль – подделка,
Поч – почему,
Баг – ошибка,
Фиксить – исправлять ошибки,
Стремно – стыдно, неловко.
И последний вопрос: «Становится ли речь лучше или хуже?» 69% считают, что лучше!
Проследив за жаргоном учащихся нашей школы, можно увидеть, что жаргон развивается по общим законам языка. Учащиеся средних классов в большей степени переосмысливают значение слов, придумывают их новое звучание, используют разные морфемы, считая, что придуманные ими слова более правильно и точно характеризуют предметы и явления, выражают эмоциональное отношение и оценку. Придумыванием и усовершенствованием активнее занимаются пятиклассники, старшеклассники же уже не придумывают.
Вторая анкета.
1) Когда Вы употребляете жаргонизмы?
Среди учащихся 5 – 9 классов 84% учащихся употребляют жаргонизмы только в общении со сверстниками. 16% школьников признается, что иногда в общении со взрослыми у них «прорываются» жаргонизмы.
2) Нужны ли жаргонизмы в речи? 64% школьников считают, что нужны иногда (в определенной ситуации); 25% - нужны обязательно; 7% считают, что вообще не нужны; 4% - не думали об этом.
Мои наблюдения и опросы показали, что многие учащиеся понимают, что употребление жаргонизмов должно быть уместным.
Третье исследование. Я провел опрос родителей. Всего было опрошено 40 человек. 1) Как вы относитесь к жаргонам в речи ваших детей? Положительно - 23%. Отрицательно - 77%. 2) Часто ли ваш ребенок употребляет в речи слова – паразиты? Да – 58%. Нет – 42%.
Вывод: в основном, родители отрицательно относятся к жаргонизмам. А еще: дети стараются не употреблять жаргоны при родителях.
Четвертый опрос. Меня заинтересовало отношение учителей к употреблению жаргонизмов. Опрошено 10 человек. Результаты следующие:
1. Как вы относитесь к жаргонизмам?
А) против их употребления – 0
Б) Допускаю употребление нейтральных жаргонизмов или жаргонизмов с юмором – 10
2. Как вы оцениваете современный молодёжный жаргон?
А) засоряет устную речь школьников – 10
Б) говорит о бедности словаря современности – 10
В) это присуще современной молодёжи – 10
Г) другое – 0
Таким образом, анализ ответов учащихся, родителей и учителей позволил мне сделать вывод о том, что основной причиной появления молодёжного жаргона является желание создать «свой» язык, организовать общение среди сверстников. По мнению ребят, на жаргоне легче высказаться, а также жаргонизмы помогают подросткам преодолеть недостаток в словарном запасе. На вопрос о том, смогли бы учащиеся обойтись без жаргона, большинство ответило положительно, а остальные об этом не задумывались.
Я пришла к выводу, что ребята видят и слышат жаргонизмы, знают литературные слова, их синонимы, но все равно употребляют их в речи, и зачастую необдуманно.
Выводы.
1)Появление новых жаргонов в речи (особенно нецензурных слов) вызывает тревогу;
2)Потребностью в общении и в творчестве, в стремлении выделиться среди друзей обосновывается появление новых жаргонов;
3) Наша речь (слава Богу) не является только жаргонной.
4) Жаргонная лексика отражает понимание жизни (как мы ее представляем, возрастных особенностей, потребностей, ценностей каждого;
5)Проведённый анализ показал, что жаргонизмы, которые активно используют современные школьники – своего рода протест против окружающей действительности. Язык ярче и сильнее, чем одежда, причёска, образ жизни, отражает внутреннее состояние школьников. Так молодые люди хотят выделиться из толпы;
6) Главной чертой молодёжного жаргона является эмоциональность, оценочность, но всё-таки следует помнить, что жаргон – это обеднённый, грубый заменитель настоящего языка. Жаргонизмы непонятны непосвящённым людям, это часто вызывает недоразумения;
7)Основными факторами, влияющими на появление новых жаргонизмов в речи учащихся, являются развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий, современной музыки.
Я не ставил целью выяснить отношение к употреблению жаргонизмов наших родителей, но, думаю, они относятся лояльно к жаргонизмам с юмором и нейтральным; мои родители – люди молодого возраста и зачастую, сами не замечая, говорят на языке молодёжного сленга. И поэтому на вопрос «Можно ли избавиться от жаргонизмов?» я отвечаю: «Нет!», потому что мы живем в обществе, состоящем из разных социальных групп, не изолированных друг от друга, влияющих друг на друга, а язык является отражением всех общественных явлений, но бороться за чистоту русского языка – задача не только учителей - словесников, но и самих носителей его.
Не столь однозначно отрицательно нужно воспринимать молодежный жаргон. Единственное я знаю точно: бороться с засорением своего языка жаргонизмами надо обязательно.
Гипотеза (Отношение к жаргонной лексике должно быть отрицательным, так как она обедняет наш язык) не подтверждена. Оригинальность и стремление говорящего к творческому самовыражению и подражанию, правдивость и личное отношение, образность, эмоциональность и удручающая грубость, вульгарность, агрессия – все эти противоположные свойства одинаково проявляются в жаргонизмах. Отношение к жаргонным словам не может быть однозначным, так как они не только обедняют, но и обогащают нашу речь.
Список литературы.
1. К. С. Горбачевич – «Особенности молодёжного жаргона». //РЯШ. 2001г.
2. В. И. Даль – «Толковый словарь живого великорусского языка». Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1956 г.
3. А. С. Запесоцкий – «Эта непонятная молодёжь». Москва. 1998г
4. Интернет- ресурсы.
5. И. А. Стенин – «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж. 2004г.