Папки-передвижки

Исследовательская работа по русскому языку учащейся 5 класса «Лексика современного подростка»

Елена Васильева
Исследовательская работа по русскому языку учащейся 5 класса «Лексика современного подростка»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель работы : проанализировать речь современного подростка, а также речь учащихся нашей школы.

Задачи исследования : 1. Определить содержание понятия «жаргон». 2. Проследить источники образования и причины использования жаргонизмов. 3. Определить группы жаргонизмов. 4. Провести анкетирование учащихся, чтобы выделить круг наиболее употребительных жаргонных слов, частотность и причины их употребления школьниками. 5. Составить словарь молодёжного жаргона, который включает в себя жаргонизмы, наиболее употребляемые подростками нашей школы, и дать лексическое значение каждого жаргонизма.

Публикация «Исследовательская работа по русскому языку учащейся 5 класса „Лексика современного подростка“» размещена в разделах

Гипотеза исследования : Отношение к жаргонной лексике должно быть отрицательным, так как она обедняет наш язык.

Использованные методы исследования : 1. Обзор литературы. 2. Проведение анкетирования. 3. Наблюдение. 4. Анализ анкет.

Лев Толстой писал: «Язык – душа нации». Самая естественная форма употребления языка – народная речь. Каждому человеку важно, чтобы собеседник его понял, чтобы не смеялся над ним, признал своим.

Наша лексика состоит из двух групп:

1. Общеупотребительные слова (они понятны большей части народа)

2. Необщеупотребительные слова (они свойственны определенным социальным группам)

Ко II группе, т. е. к необщеупотребительным словам, относятся жаргонизмы. Жаргонизмы – это слова из жаргона, а жаргон – речь какой–нибудь социальной или иной объединённой общими интересами группы, содержащей много отличных от общего языка условных слов и выражений. Например, жаргон торговцев, воровской жаргон. Такое определение дает этим терминам толковый Словарь русского языка С. И. Ожегова. Меня заинтересовал сам факт наличия в нашем языке таких слов, которые считаются грубыми, вульгарными и далеко не литературными. Часто ли мы употребляем такие слова? Можно ли от них избавиться? Вот вопросы, на которые я хотел найти ответ.

Итак, жаргонизмы – это слова искусственного языка, понятного лишь определённому кругу людей, связанных между собой общими целями и интересами.

Жаргон делится на множество групп, каждой из которых присущи те или иные особенности.

Например: 1. Армейский жаргон: дембель, дед, салага, черпак,сундук (боцман). 2. Спортивный жаргон: Спартачи, финтить 3. Жаргон людей, связанных с музыкальной средой: музон, фанера 4. Жаргон байкеров: Косуха, харлей. и т. д.

Школьный жаргон можно отнести к молодёжному жаргону.

Исследования свидетельствуют о том, что носителями молодёжного жаргона сейчас являются лица от 6-7 (со времен начала учёбы в школы).

С точки зрения экспрессии, на мой взгляд, среди жаргонизмов, употребляемых школьниками, можно выделить группы:

1. Нейтральные: прикид, ящик, телик, комп, компик, сотик, сотыга, топить, засыпать, схлопотать пару, шпоры, плавать (это чаще имена существительные)

2. С юмором: хвост, махачка, батя, маман, в натуре

3. Грубые: обалдуй, жрать, кочан, лох, придурок, чмо, шмыга.

Последние в свою очередь характеризуют человеческие качества и являются оскорбительными. Поэтому их употребление должно быть строго ограниченным.

Также можно распределить жаргонизмы по группам.

1. Наименование людей по родству: предки, шнурки, братуха, сеструха, папан, маман.

2. Названия бытовой техники: телик, комп, сотик, сотыга, ящик, труба, дивидюк.

3. Оценка качеств характера: лох, тормоз, шестерка, стукач, редиска, чмо, бич, мышь, овца, дятел, козел.

4. Оценка качества дейсвий: клёво, прикольно, круто, ништяк, офигенно, угарно, отстойно, беспантово, лажово.

Какие же факторы влияют на появление жаргонов? В первую очередь, развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий (мыло – e-mail; блохи – ошибки в программе и тд., современная музыкальная культура (свежак – новая музыка; название действий музыкантов – сбацатьитд., хобби и увлечения молодых людей (финтовать-играть в футбол, гонять финты).

А вот три основные причины, по моему мнению, употребления жаргонов молодежью. 1) Стремление молодых людей находиться с теми, кто тебя понимает. 2)Желание обособиться от остальной, взрослой части общества. 3)Дань возрасту, моде

Итак, я провела лингвистические исследования речи школьников. Цель анкетирования: 1) определить круг наиболее часто употребляемых жаргонизмов в речи; 2) определить мотивы употребления жаргонизмов в речи; 3) определить отношение школьников к жаргонным словам, употребляемым ими в собственной речи; 4) выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов.

Первая анкета.

1) Употребляете ли вы жаргонизмы?

2) Почему:

- хотите лучше выразить свои мыcли;

- не хотите отличаться от сверстников;

- боитесь быть осмеянным другими;

- не можете заменить жаргонизмы литературными словами;

- другие варианты.

3) Какие жаргонизмы Вы чаще всего употребляете?

4) Как Вы считаете в результате речь становится…

- лучше;

- хуже;

- затрудняюсь ответить

Всего было опрошено 50 человек: 100% используют жаргонные слова.

На вопрос: «Почему Вы их используете?» 15 человек (30%) ответили, что не хотят отличаться от сверстников, 28 человек (56 %) – хотят лучше и точнее выразить свои мысли, 5 человек (10 %) – не могут заменить жаргонизмы литературными словами и 2 человека (4 %) боятся быть осмеянными сверстниками.

Следующий вопрос: «Какие жаргонизмы Вы чаще всего употребляете?»

Я выбрала 44 жаргонизма, наиболее употребляемые подростками нашей школы.

Классный, клёвый- хороший,

Зашибись – хорошо или плохо (в зависимости по ситуации,

Круто, клево – хорошо,

Заколебать – надоесть,

Офонареть, офигеть, очуметь – удивиться,

Базарить – говорить,

Училка – учительница,

Стучать – рассказать что-то тайное,

Зубрить – выучить наизусть,

Борзеть – наглеть, мочить,

Бабки, капуста – деньги,

Дибилоид – неумный человек,

Комп – компьютер,

Клава – клавиатура,

Чмо – неприятный человек,

Чувак – парень,

Предки, шнурки – родители,

Хавчик – еда,

Накосячить – сделать ошибку,

Гнать – врать,

Отстой – плохо,

Прикольно – смешно,

Фигня – ерунда,

Фиолетово – все равно,

Наехать – угрожать,

Кинуть – обмануть,

Хайп - шумиха, ажиотаж,

Хейтер — недруг,

Чилить – отдыхать, ничего не делать,

Изи - легко, полегче,

Агриться – злиться, раздражаться,

Зашквар – позор, бред или что-то немодное,

Го – идём, давай,

Жиза — жизненно,

Шазамить — определить песню,

Гамать — играть,

Юзать — пользоваться,

Стримить — передавать данные (видео, звук) в реальном времени,

Ава – аватарка, картинка под именем пользователя,

Паль – подделка,

Поч – почему,

Баг – ошибка,

Фиксить – исправлять ошибки,

Стремно – стыдно, неловко.

И последний вопрос: «Становится ли речь лучше или хуже?» 69% считают, что лучше!

Проследив за жаргоном учащихся нашей школы, можно увидеть, что жаргон развивается по общим законам языка. Учащиеся средних классов в большей степени переосмысливают значение слов, придумывают их новое звучание, используют разные морфемы, считая, что придуманные ими слова более правильно и точно характеризуют предметы и явления, выражают эмоциональное отношение и оценку. Придумыванием и усовершенствованием активнее занимаются пятиклассники, старшеклассники же уже не придумывают.

Вторая анкета.

1) Когда Вы употребляете жаргонизмы?

Среди учащихся 5 – 9 классов 84% учащихся употребляют жаргонизмы только в общении со сверстниками. 16% школьников признается, что иногда в общении со взрослыми у них «прорываются» жаргонизмы.

2) Нужны ли жаргонизмы в речи? 64% школьников считают, что нужны иногда (в определенной ситуации); 25% - нужны обязательно; 7% считают, что вообще не нужны; 4% - не думали об этом.

Мои наблюдения и опросы показали, что многие учащиеся понимают, что употребление жаргонизмов должно быть уместным.

Третье исследование. Я провел опрос родителей. Всего было опрошено 40 человек. 1) Как вы относитесь к жаргонам в речи ваших детей? Положительно - 23%. Отрицательно - 77%. 2) Часто ли ваш ребенок употребляет в речи слова – паразиты? Да – 58%. Нет – 42%.

Вывод: в основном, родители отрицательно относятся к жаргонизмам. А еще: дети стараются не употреблять жаргоны при родителях.

Четвертый опрос. Меня заинтересовало отношение учителей к употреблению жаргонизмов. Опрошено 10 человек. Результаты следующие:

1. Как вы относитесь к жаргонизмам?

А) против их употребления – 0

Б) Допускаю употребление нейтральных жаргонизмов или жаргонизмов с юмором – 10

2. Как вы оцениваете современный молодёжный жаргон?

А) засоряет устную речь школьников – 10

Б) говорит о бедности словаря современности – 10

В) это присуще современной молодёжи – 10

Г) другое – 0

Таким образом, анализ ответов учащихся, родителей и учителей позволил мне сделать вывод о том, что основной причиной появления молодёжного жаргона является желание создать «свой» язык, организовать общение среди сверстников. По мнению ребят, на жаргоне легче высказаться, а также жаргонизмы помогают подросткам преодолеть недостаток в словарном запасе. На вопрос о том, смогли бы учащиеся обойтись без жаргона, большинство ответило положительно, а остальные об этом не задумывались.

Я пришла к выводу, что ребята видят и слышат жаргонизмы, знают литературные слова, их синонимы, но все равно употребляют их в речи, и зачастую необдуманно.

Выводы.

1)Появление новых жаргонов в речи (особенно нецензурных слов) вызывает тревогу;

2)Потребностью в общении и в творчестве, в стремлении выделиться среди друзей обосновывается появление новых жаргонов;

3) Наша речь (слава Богу) не является только жаргонной.

4) Жаргонная лексика отражает понимание жизни (как мы ее представляем, возрастных особенностей, потребностей, ценностей каждого;

5)Проведённый анализ показал, что жаргонизмы, которые активно используют современные школьники – своего рода протест против окружающей действительности. Язык ярче и сильнее, чем одежда, причёска, образ жизни, отражает внутреннее состояние школьников. Так молодые люди хотят выделиться из толпы;

6) Главной чертой молодёжного жаргона является эмоциональность, оценочность, но всё-таки следует помнить, что жаргон – это обеднённый, грубый заменитель настоящего языка. Жаргонизмы непонятны непосвящённым людям, это часто вызывает недоразумения;

7)Основными факторами, влияющими на появление новых жаргонизмов в речи учащихся, являются развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий, современной музыки.

Я не ставил целью выяснить отношение к употреблению жаргонизмов наших родителей, но, думаю, они относятся лояльно к жаргонизмам с юмором и нейтральным; мои родители – люди молодого возраста и зачастую, сами не замечая, говорят на языке молодёжного сленга. И поэтому на вопрос «Можно ли избавиться от жаргонизмов?» я отвечаю: «Нет!», потому что мы живем в обществе, состоящем из разных социальных групп, не изолированных друг от друга, влияющих друг на друга, а язык является отражением всех общественных явлений, но бороться за чистоту русского языка – задача не только учителей - словесников, но и самих носителей его.

Не столь однозначно отрицательно нужно воспринимать молодежный жаргон. Единственное я знаю точно: бороться с засорением своего языка жаргонизмами надо обязательно.

Гипотеза (Отношение к жаргонной лексике должно быть отрицательным, так как она обедняет наш язык) не подтверждена. Оригинальность и стремление говорящего к творческому самовыражению и подражанию, правдивость и личное отношение, образность, эмоциональность и удручающая грубость, вульгарность, агрессия – все эти противоположные свойства одинаково проявляются в жаргонизмах. Отношение к жаргонным словам не может быть однозначным, так как они не только обедняют, но и обогащают нашу речь.

Список литературы.

1. К. С. Горбачевич – «Особенности молодёжного жаргона». //РЯШ. 2001г.

2. В. И. Даль – «Толковый словарь живого великорусского языка». Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1956 г.

3. А. С. Запесоцкий – «Эта непонятная молодёжь». Москва. 1998г

4. Интернет- ресурсы.

5. И. А. Стенин – «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж. 2004г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Индивидуальный проект по русскому языку «Жизнь и творчество М. В. Ломоносова» для 9 класса ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Жизнь и творчество М. В. Ломоносова» Руководитель проекта: Пурклова Наталья Сергеевна МБОУ «Золотонивская СШ».

Презентация «Исследовательская работа по русскому языку для учеников 6 класса» Работу можно использовать в русском языке при изучении разделов "Морфология" и "Лексика в 6 классе, а также при изучении творчества А. С.

Конкурсная работа учащейся 8 класса «И. К. Айвазовский — море и судьба» Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым Республиканский конкурс «Сердце, отданное людям: И. К. Айвазовский», посвященный.

Конкурсная работа учащейся 7 класса «Трагическая любовь А. А. Фета» Муниципальное казенное учреждение Отдел образования администрации города Армянска Республики Крым Муниципальный этап Республиканского конкурса.

Проектная работа учащейся 7 класса «Полимерная глина своими руками» «Полимерная глина своими руками» Авторы: Ещиганова Виктория 7 класс Руководитель: Макеева Наталья Ивановна Россия, Ханты-Мансийский.

Проектная работа по технологии учащейся 7 класса «Классические капкейки с белковым кремом»Проектная работа по технологии учащейся 7 класса «Классические капкейки с белковым кремом» .

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса индивидуального обучения на дому учащейся с ЗПР (вариант 7.2) Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 2 класса индивидуального обучения на дому учащегося с ЗПР (вариант 7.2) разработана.

Спецификация итоговой контрольной работы по русскому языку для 4 класса СПЕЦИФИКАЦИЯ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 4 КЛАССА за 2016 -2017 уч. год Назначение контрольной работы Определить.

Тренажер по русскому языку для учащихся 5 класса с умственной отсталостью «Род имен существительных» В школе, в том числе и в коррекционной, большее значение приобретают электронные формы тестирования. В отличие от бумажных вариантов, электронные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа по русскому языку учащейся 5 класса «Лексика современного подростка»
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 22:02
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская работа по русскому языку учащейся 5 класса «Лексика современного подростка»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Васильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД