Татьяна Жилинская
Влияние театрализованной деятельности на развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Влияние театрализованной деятельности на развитие дошкольников»
Известно, что выразительность речи детей формируется в течение всего дошкольного возраста : от непроизвольной эмоциональной выразительности у малышей к интонационной речевой выразительности у детей среднего возраста и к языковой выразительности речи детей старших групп.
Публикация «Влияние театрализованной деятельности на развитие дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июль 2020
Для развития выразительности речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь слушателей.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка в выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности.
Участвуя в такой деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, побуждает их думать анализировать, делать выводы и обобщать, активировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает придать ребенку робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе.
Итак, занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка.
Педагог обязан:
-создавать условия для развития творческой активности в театрализованной деятельности
-приобщать детей к театральной культуре
-обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности
Участвуя в спектакле или концертах, ребенок усваивает опыт взрослых естественно и непринужденно. Кроме того в совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности. Поэтому при создании предметно-пространственной среды, следует учитывать:
-индивидуальные способности ребенка;
-особенности его личностного развития;
-творческие способности, любознательность;
-возрастные особенности.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя :
-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
-игры драматизации;
-отдельные упражнения по этике;
Театрализованная деятельность детей не проявится сама собой.
Огромную роль в этом играет воспитатель, который должен умело направить данный процесс.
Содержания, формы и методы проведения должны преследовать одновременно три цели:
-развитие речи и навыков театрализованной деятельности;
-создание атмосферы творчества;
-социально-эмоциональное развитие детей.
Очень важно, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, а также владел основами актерского мастерства и основами режиссерских умений.
Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, осуждения. Необходимо предоставлять возможность детям раскрываться, проявлять внутреннюю активность.
Рекомендуемые средства выразительности:
-во II младшей группе — уметь имитировать характерные движения сказочных животных;
-в средней группе — обучать элементам интонации, мимике и пантомимике
-в старшей группе — совершенствовать художественно-образные умения;
-в подготовительной группе — развивать творческую самостоятельность передачи образа;
Развитие уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда любой ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.
Здесь необходимо использовать такие приемы как:
-выбор детьми роли по желанию;
-назначение на главные роли наиболее робких детей;
-проигрывание ролей в парах;
-выбор ролей по карточкам;
При этом следует учесть, что могут возникнуть проблемы: что делать если ролей не хватает на всех детей? (при этом проблему можно решить с помощью групповой организации занятия и парного проигрывания ролей) и кто будет играть отрицательных персонажей (здесь следует подчеркнуть, что все дети и взрослые — артисты, которые должны уметь играть и положительные и отрицательные роли) .
Так же очень важно отметить роль театрализованных игр в коррекции заикания.
Известно, что заикание проявляется прежде всего в речи, развитие которой успешно осуществляется в театрализованных играх. Их можно использовать для развития общей речевой моторики.
Такая работа осуществляется в несколько этапов.
1 этап — дать игровые упражнения на выработку мимики, жестов и пантомимики.
Например: упражнения на развитие мимики «Съели кислый лимон», «Мы обиделись», «Испугались забияку». Упражнения по обучению жестам: «Покажите высокого мальчика», «Маленького комарика». Упражнения на развитие пантомимики : «Расцвели как цветы», «Полетели как птицы», «Идут пингвины».
2 этап — заучивание стишков, потешек, прибауток. Стараться помочь упражняться в ситуативной речи, активизировать словарь.
3 этап — постепенное овладения умением отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать без наглядной опоры на предмет или действие.
4 этап — разыгрывание с детьми театрализованных игр по знакомым им произведениям.
В связи с этим можно акцентировать внимание на следующем:
-театральная игра должна стать частью занятия;
-проводить такие занятия нужно систематически;
-следует развивать у детей мелкую и общую моторику через различные виды театра;
-театрализованные игры можно использовать и как средство для преодоления речебоязни;
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.