Мария Попова
Влияние театрализованной деятельности на адаптацию неслышащих детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему:
"Влияние театрализованной деятельности на адаптацию неслышащих детей"
Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище,
быть может, и не стоило бы класть в него столько труда.
Но театр есть искусство отражать жизнь
Станиславский
Публикация «Влияние театрализованной деятельности на адаптацию неслышащих детей» размещена в разделах
Большинство исследователей (Коробейников И. А., Тонкова-Ямпольская Р. В. и др.) рассматривают адаптацию как процесс вхождения индивида в новые социальные условия и принятия новой социальной роли.
Поступление ребенка в детский сад вызывает у него стрессовое состояние. Адаптация проходит сложно, с массой негативных изменений в детском организме, что проявляется в поведении ребенка. В период поступления ребенка в детский сад адаптационный период наступает не только у него, но и у родителей, так как они беспокоятся за него. Эта реакция естественная, ведь до этого времени ребенок все время находился под их постоянным вниманием. Беспокойное состояние родителей непременно сказывается на эмоциональном фоне детей. Ситуация затяжной адаптации детей и родителей к условиям ДОУ не способствует полноценному развитию детей. Поэтому имеется необходимость в облегчении адаптационного периода. Сделать это можно добиваясь эмоционального комфорта неслышащих детей и вовлекая родителей в образовательный процесс через совместную деятельность с детьми. Огромная роль в развитии и воспитании детей дошкольного возраста принадлежит игре - важнейшему виду деятельности.
Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.).
Большинство ученых (Л. В. Артемова, Л. Г. Стрелкова, Е. Л. Трусова и др.) отмечают особую роль театрализованных игр, как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление (Л. С. Выготский, Т. Рибо).
Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия.
В современной педагогике театрализованная деятельность все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникативных задач, а детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. Театрализованная деятельность таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка.
Совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе с взрослыми, дети овладевали ценными навыками общения, взрослые помогают ребенку принять игровую роль, что-то нарисовать, станцевать, спеть.
Импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т. д. можно рассматривать как игру, в которой ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта.
Поэтому особое значение уделяем театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогают сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Неслышащий ребенок живет в условиях дефицита информации, поступающей через слуховой анализатор, что в свою очередь влияет на процесс формирования и развития речи. Это затрудняет процесс общения с нормально слышащими людьми, обедняет социальный опыт ребенка. Неслышащий ребёнок зачастую лишается возможности слушать музыку, звучание человеческой речи, что приводит к дефициту эмоций, упрощению межличностных отношений. А. П. Гозова отмечает у глухих детей значительные трудности понимания различных оттенков эмоций у других людей, у них с трудом формируются морально-этические представления и понятия. В. Петшак отмечает замедленное формирование самоконтроля за собственными эмоциями, чувствами, поведением у детей с нарушением слуха. При неблагоприятном социальном окружении у неслышащего ребёнка могут развиться такие негативные черты характера, как эгоцентричность, повышенная внушаемость, импульсивность
Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка с нарушением слуха. Дети с нарушенной слуховой функцией учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них лучше развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
На дошкольников с нарушением слуха благотворно влияет коллективная театрализованная деятельность, направленная на целостное воздействие, на личность неслышащего ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие. Она активизирует при этом все имеющиеся у него возможности, развивает все ведущие психические процессы, способствует его самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные барьеры.
Мы начинали с формирования интереса детей к театрализованным играм в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывали воспитатели. Внимание детей фиксировалось на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.
Список литературы:
1. Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО. – М. : Просвещение, 2015.
2. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет/ авт. -сост. Е. А. Румянцева. – Волгоград: Учитель, 2015.
3. Проектная деятельность в дестком садцу : организация проектирования, конспекты проектов/ авт. -сост. Т. В. Гулидова. – Волгоград: Учитель, 2016.
4. Как организовать проект с дошкольниками/ авт. -сост. А. А. Сидорова. – М. : ТЦ Сфера, 2016.
5. Интернет ресурсы.